Раздел 7 Можно ли видеть тело Христа находящимся в этом таинстве всяким зрением |или, по крайней мере, прославленным?

С седьмым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что тело Христа как находящееся в этом таинстве может быть видимо всяким зрением или, по крайней мере, прославленным. В самом деле, созерцать тело Христа в этом таинстве нашему взору препятствуют скрывающие его виды таинства. Но прославленному взору ничто не может воспрепятствовать созерцать тела так, как они есть. Следовательно, прославленным зрением можно видеть тело Христа находящимся в этом таинстве.

Возражение 2. Далее, [в Писании] сказано, что прославленные тела святых будут сообразны «славному телу» Христа (Филип. 3:21). Но Христос посредством Своего зрения может созерцать Себя находящимся в этом таинстве. Следовательно, по той же причине Его может видеть и любой другой прославленный взор.

Возражение 3. Далее, [в Писании] сказано, что святые по воскресении будут равны ангелам (Лк. 20:36). Но ангелы видят тело Христа находящимся в этом таинстве, поскольку даже бесы почитают его и трепещут. Следовательно, по той же причине и прославленным взором можно видеть Христа находящимся в этом таинстве.

Этому противоречит следующее: все, что остается неизменным, не может быть видимо одновременно посредством одного и того же зрения в различных видах. Но Христос всегда видим прославленным взором находящимся в Своем собственном виде, согласно сказанному [в Писании]: «[Глаза твои] увидят Царя в красоте Его» (Ис. 33:17). Следовательно, похоже, что Христос не видим им находящимся в видах этого таинства.

Отвечаю: существует два вида зрения, а именно телесное зрение, которое является таковым в строгом смысле этого слова, и зрение ума, именуемое так аллегорически. Затем, тело Христа как находящееся в этом таинстве не может быть видимо никаким телесным зрением. Во-первых, потому, что видимое тело причиняет изменение в среде благодаря своим акциденциям. Но акциденции тела Христа присутствуют в этом таинстве посредством субстанции. Поэтому акциденции тела Христа не имеют непосредственного отношения ни к этому таинству, ни к сопредельным телам и, следовательно, не воздействуют на среду так, чтобы быть явленными какому-либо телесному взору. Во-вторых, потому, что, как уже было сказано (3), тело Христа представлено в этом таинстве субстанциально. Но субстанция как таковая не может видеться телесным зрением, и при этом она не доступна ни какому-либо из чувств, ни воображению, но — только уму, объектом которого является «сущность вещи»-. Поэтому в строгом смысле слова тело Христа согласно модусу своего бытия в этом таинстве доступно восприятию не чувства или воображения, а только ума, каковое [восприятие] мы называем духовным зрением.

Кроме того, оно воспринимается разными умами по-разному. Ведь коль скоро способ нахождения Христа в этом таинстве полностью сверхъестественен, то и видимо оно само по себе сверхъестественно, то есть божественным умом и, следовательно, блаженным умом ангела или человека, который, будучи причастным славе божественного ума, видит все сверхъестественное в созерцании божественной Сущности. Однако оно, как и другие сверхъестественные вещи, может быть видимо и странствующим [в нынешней жизни] через посредство веры. Но так как даже ангельский ум не способен посредством своей естественной силы к этому созерцанию, то и бесы могут воспринимать Христа в этом таинстве своим умом не иначе, как только через посредство веры, исповедать которую они не желают, однако удостоверены в ней очевидностью знамений, согласно сказанному [в Писании]: «И бесы веруют — и трепещут» (Иак. 2:19).

Ответ на возражение 1. Виды таинства препятствуют нашему телесному зрению созерцать скрываемое ими тело Христа не только потому, что являются своего рода завесами (как какая-либо телесная завеса, которая скрывает покрытое ею от нашего взора), но еще и потому, что тело Христа воздействует на окружающую это таинство среду посредством не собственных акциденций, а [акциденций] видов таинств.

Ответ на возражение 2. Христос видит Себя находящимся в этом таинстве посредством Своего телесного зрения, которое, однако, не может видеть тот способ, каким Он находится в этом таинстве, поскольку последнее подобает уму. Но ни о каком другом прославленном зрении этого сказать нельзя, поскольку зрение Христа сообразуется с этим таинством, тогда как любое другое прославленное зрение — нет.

Ответ на возражение 3. Всякий ангел, добрый или злой, может видеть что-либо посредством не телесного, а только лишь умственного зрения. Поэтому, как явствует из вышесказанного, никакой аналогичной причины не существует.