Раздел 7. Могут ли ангелы отправлять таинства?

С седьмым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что ангелы могут отправлять таинства. В самом деле, высший служитель может делать все, что делает низший; так, священник может делать все, что делает дьякон, но не наоборот. Но в иерархическом порядке служителей, как говорит Дионисий, ангелы возвышенней всех людей-. Следовательно, коль скоро люди могут быть служителями таинств, то, похоже, ангелы могут тем более.

Возражение 2. Далее, святые на небесах уподобятся ангелам (Мф. 22:30). Но некоторые святые и на небесах могут быть служителями таинств, поскольку, как мы уже показали (63, 5), печать таинств неизгладима. Следовательно, похоже, что и ангелы могут быть служителями таинств.

Возражение 3. Далее, как уже было сказано (8, 7), дьявол является главой нечестивых, а нечестивые — его членами. Но — нечестивый может отправлять таинства. Следовательно, похоже, что их могут отправлять даже демоны.

Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу» (Евр. 5:1). Но ангелы, как добрые, так и злые, не избираются из человеков. Следовательно, они не поставляются на служение Богу в таинствах.

Отвечаю: как уже было сказано (3; 62, 5), всю свою силу таинства получают от страстей Христовых, которые приличествуют Ему как человеку. И в этом с Ним, конечно же, сходна не ангельская, а человеческая природа, в связи с чем со стороны Его страстей о Нем сказано, что Он «не много был унижен пред ангелами» (Евр. 2:9). Следовательно, не ангелам, а людям надлежит сообщать таинства и участвовать в их отправлении.

Однако здесь должно иметь в виду, что подобно тому, как Бог не ограничил Свою силу в таинствах таким образом, что не может даровать следствие таинств без сообщения таинства, точно так же Он не ограничил Свою силу в отношении служителей Церкви таким образом, что не может сообщать ангелам силу отправлять таинства. А так как добрые ангелы являются вестниками истины, то исполненный добрыми ангелами обряд таинства надлежит считать имеющим силу, поскольку понятно, что он исполнен по воле Божией; так, например, некоторые церкви считаются освященными ангельским служением. Но если обряд таинства исполняется демонами, «лживыми духами», то такое таинство должно быть признано недействительным.

Ответ на возражение 1. То, что люди делают менее совершенно, то есть посредством адекватных их природе чувственных таинств, делают и более возвышенные служители, ангелы, но более совершенно, а именно невидимо очищая, просвещая и совершенствуя.

Ответ на возражение 2. Святые на небесах подобны ангелам со стороны их причастности славе, а не со стороны состояния их природы и, следовательно, не в отношении таинств.

Ответ на возражение 3. Нечестивые не обязаны своей силой сообщать таинства тому, что они являются членами дьявола. Поэтому вывод о том, что дьявол, их глава, «тем более» это может, несостоятелен.