Раздел III. Применение концепций в повседневной жизни

8. Выясните свой основной язык похвалы — Тестирование

Мотивации похвалой

Одна из особенностей, которая отличает человека от животных, состоит в его способности общаться посредством слов. Язык — исключительная прерогатива людей. Еще одна характеристика языков в том, что их много и они очень разные. Я (Гэри) помню, как сидел в лингвистической лаборатории, пытаясь записать фонетическую транскрипцию языка, который прежде никогда не слышал. И хотя я записал эти звуки, они не имели для меня никакого смысла. Они ничего мне не сообщили, потому что я не понимал значения, сокрытого в этих словах.

Мы все учимся говорить на языке той культуры, в которой выросли. Если вы выросли в условиях многонациональной культуры, возможно, вы говорите на нескольких языках. Однако язык, на котором вы научились говорить в самом начале, и обычно это язык ваших родителей, будет вашим основным языком. Иногда его называют «языком сердца». Родной язык вы понимаете лучше всего, и именно на нем вы яснее всего передаете свои мысли. Вы можете бегло и даже свободно говорить на втором и на третьем языке, но родной язык всегда будет занимать особое место в вашей жизни.

То же можно сказать о языках похвалы. Мы все привержены какому-то одному, для нас основному языку из четырех языков признательности. Именно этот язык глубже всего способен передать наши чувства и эмоции. Узнав о существовании четырех языков похвалы: слова одобрения, конкретные подарки, дела служения и особое время, — некоторые люди мгновенно определяют свой основной язык. Другие, поскольку никогда не думали о признательности к другим людям в этой парадигме, не сразу поймут, какой язык является для них главным. В этой главе мы поможем таким людям определить свой основной и второй языки похвалы.

Концептуальное основание модели Мотивации похвалой построено на кардинальных принципах, присущих пяти языкам любви. Вот эти основополагающие принципы:

1. Существует пять способов выражения похвалы, признательности или вдохновения в адрес других людей.

2. Разные люди предпочитают разные способы признания своей значимости и ценности, и некоторые способы для одних из них более значимы, чем для других людей.

3. Самый эффективный способ передачи признательности или одобрения происходит тогда, когда это послание выражено на языке похвалы, наиболее ценном для получателя.

4. Послания признательности или воодушевления на языке, который человек не ценит, будут для него лишены всякого смысла.

Короче, у каждого человека есть основной язык похвалы. Говорите на этом языке, и человек почувствует себя воодушевленным. Если вы не будете использовать этот язык, люди останутся с ощущением неприятия и неудовлетворения.

Чтобы вы могли применять языки похвалы в рабочих отношениях, прежде всего потребуется, чтобы вы определили свой собственный язык признательности. Мы разработали тестирование Мотивации похвалой (MBA — Motivation by Appreciation), чтобы обеспечить легким, надежным и полноценным инструментом разных людей, руководителей и начальников для достижения этой цели. За последние четыре года мы провели практические испытания и исследования этой анкеты, чтобы с ее помощью предоставить вам возможность точного определения основного и второго языка похвалы. Это тестирование также выявит язык, который менее всего понятен и значим для вас.

Анкета Мотивации похвалой состоит из тридцати парных предложений, в которых сравниваются разные способы выражения поддержки и признательности в адрес работников. Респонденту предлагается выбрать утверждение, наиболее точно описывающее ситуацию, в которой он чувствует себя вдохновленным или признанным людьми, с которыми работает. Исходя из выбранных ответов выявляются основной и второстепенный языки похвалы этого человека.

Чтобы пройти тестирование Мотивации похвалой (на английском языке), нужно приобрести регистрационный код там же, на сайте (www.mbainventory.com). После приобретения регистрационного кода вам нужно будет ввести его как пароль. Вас попросят указать свое имя, пол и адрес электронной почты (чтобы позже вам переслали полученные результаты). После этого вас перенаправят на вопросы анкеты MBA. Выбрав свои предпочтения из всех тридцати парных утверждений, вы узнаете свой основной и второй языки похвалы, а также язык, наименее ценимый вами.

После заполнения анкеты у вас появится возможность составить Актуальный список для своего первого языка признательности. Это позволит вам выяснить конкретные действия, которые руководители, менеджеры и коллеги могут предпринять, чтобы выразить вам свое одобрение и признательность самым эффективным и комфортным для вас образом.

Мы разработали Актуальные действия в ответ на просьбы руководителей, которые принимали участие в практических испытаниях Мотивации похвалой. Лидеры бизнеса указали, что хотели бы получить более конкретную информацию для того, чтобы результаты полученных знаний носили практический характер и были полезны для всех. Действительно, очень полезно узнать язык похвалы другого человека, однако намного лучше, если вы будете также знать уникальные действия, которые следует предпринять, чтобы на понятном языке выразить этому человеку свое доброе отношение. Зная эти действия, вам не придется «стрелять наугад», имея лишь общее представление о том, что важно для вашего коллеги, поскольку теперь вы будете понимать, как удовлетворить его потребности.

ЧЕГО СЬЮЗЕН ХОЧЕТ БОЛЬШЕ ВСЕГО

Сьюзен является штатным сотрудником некоммерческой организации, которая проводит мероприятия с городской молодежью. Она неустанно ищет взрослых наставников для подростков. Она проверяет потенциальных наставников, организует для них подготовку, а затем проводит собеседование с родителями и молодыми людьми, которые ищут позитивные ролевые модели. Затем она организовывает то, что, как она надеется, превратится в долгосрочные наставнические отношения. Сьюзен зарабатывает немного, и мотивацию для дальнейшей работы она получает в словесной похвале и благодарности людей, которые ценят ее работу. Сьюзен чувствует себя по-настоящему признанной, когда

• мама-одиночка благодарит ее за сына, который учится у своего наставника ремонтировать машины;

• тихий подросток, только что познакомившийся со своим наставником, говорит ей «спасибо»;

• она слышит слово одобрения от своей начальницы, например: «Ты проводишь воистину бесценную работу с этой менторской программой».

Но не вздумайте вывести Сьюзен перед группой людей, чтобы похвалить ее на публике. И уж определенно не стоит награждать ее за примерное служение на ежегодном мероприятии по сбору средств. Все это приведет ее в смущение и заставит почувствовать себя неловко.

Но откуда начальница Сьюзен знает об этом? Возможно, она догадалась об этом чисто интуитивно или просто выяснила такие подробности в неформальном разговоре со Сьюзен. Но и она могла упустить этот важный фактор в характере Сьюзен. И конечно, хорошо было бы узнать о ее предпочтениях заранее, до того как она решила выразить Сьюзен свое одобрение.

В этом и состоит суть Актуального списка, поскольку он вооружает менеджеров и руководителей знаниями о том, какие именно действия будут понятными и желанными для каждого сотрудника. Поэтому после того, как при помощи анкеты MBA вы определите свой основной язык признательности, вас попросят выбрать конкретные способы выражения отношения именно на вашем языке, поскольку только такие способы будут иметь для вас конкретный смысл.

После того как вы завершите работу с Актуальным списком, специально для вас будет разработан полный и индивидуальный отчет, в котором будет определен ваш основной язык похвалы, ваш второй язык, язык, наименее для вас важный, и список конкретных действий, которые другие люди должны будут предпринять, основываясь на вашем первом языке признательности.

Вы сможете сохранить в компьютере этот отчет, распечатать и отослать своему начальнику или коллегам по работе. Итак, если вы еще не прошли тестирование MBA, отправляйтесь на сайт (www.mbainventory.com), ответьте на вопросы и получите индивидуальный отчет.

Если тестирование пройдет вся ваша группа, вы сможете открыто обсуждать друг с другом полученные результаты. Представьте, как изменится обстановка на работе, если каждый из ваших коллег будет точно знать, как именно выразить другим свою признательность и одобрение. Можем заверить вас, что эмоциональный климат, уровень удовлетворения работой и общий моральный дух в группе существенно улучшатся.

ЧТО, ЕСЛИ МОИ КОЛЛЕГИ НЕ ПРОШЛИ ТЕСТИРОВАНИЕ MBA

Многие люди прочитают эту книгу индивидуально. Возможно, их руководители и коллеги ничего не знают ни о книге, ни об анкете Мотивации похвалой. Если вы хотите изменить на работе климат, мы прежде всего советуем вам рассказать о нашей книге своим знакомым. Предложите им купить книгу и поделиться с вами своими впечатлениями.

Мы уверены, что все руководители увидят ценность тестирования MBA и предложат всем своим работникам ответить на вопросы анкеты, а после этого проведут в малых группах обсуждение того, как можно использовать полученную информацию для повышения эффективности общения. Мы считаем, что такой сценарий был бы идеальным.

Но если ваш руководитель не захочет прочитать книгу и не примет концепции Мотивации похвалой, тогда, возможно, вы сами захотите поделиться этой идеей с близкими коллегами, предложив им пройти анкетирование, потому что тогда они станут намного эффективнее выражать свое одобрение друг другу. Ваш энтузиазм может зажечь интерес других сотрудников, и они тоже захотят принять в этом участие. Вам нечего терять, но вы можете многое приобрести, если поможете своим сотрудникам стать более эффективными выразителями признательности в адрес других людей.

ВЫЯВИТЬ ЯЗЫК КОЛЛЕГ

Если среди своих коллег вы не видите никакого интереса к этим языкам, но сами хотели бы использовать концепцию языков признательности более эффективно, чтобы выражать свое одобрение в адрес людей, с которыми работаете, вот три неформальных способа обнаружения основного языка признательности ваших коллег:

1. Понаблюдайте за их поведением

Если вы постоянно слышите, как люди поддерживают друг друга, произнося слова одобрения, тогда, возможно, это их основной язык признательности. Они делают для других то, что предпочли бы получить сами. Если вы видите, что они часто пожимают другим людям руки, прикасаются к плечу другого или поглаживают по спине, скорее всего, именно языком физических прикосновений они предпочли бы получить от других признание своей ценности. Если они часто дарят другим людям подарки по особым случаям и просто так, тогда конкретные подарки — это их основной язык признательности. Если они готовы организовать совместный ланч или приглашают людей присоединиться к ним в других видах активности, тогда дела служения могут быть их основным языком. Если такой человек не ждет, когда его попросят что-то сделать, и когда он видит нужду другого, он подключается и помогает ему, тогда дела служения, скорее всего, являются его языком признательности.

Пожалуйста, обратите внимание на то, что мы всегда используем оговорки — возможно или вероятно. Дело в том, что мы не можем утверждать однозначно, поскольку наши исследования показали, что около 25 процентов населения обычно говорит на одном языке признательности, однако желал бы получить подтверждение своей ценности на другом языке. С другой стороны, около 75 процентов людей говорят на том же языке, который хотят слышать во взаимоотношениях с собой. Мы выражаем признательность другим людям в той же манере, в какой хотим быть признанными.

2. Постарайтесь увидеть, чего они ждут от других людей

Если вы часто слышите, как ваши коллеги просят помочь им с проектом, тогда дела служения могут быть их основным языком одобрения. Работник, который говорит: «Когда ты поедешь на конференцию, захвати для меня, пожалуйста, любой бесплатный материал, который они будут раздавать». Таким образом, он просит вас сделать ему подарок. Если коллеги регулярно просят друзей вместе с ними пройтись по магазинам, вместе отправиться в поездку или прийти к ним домой на обед, значит, они предпочитают получить от вас дар особого времени. Если вы слышите, как они спрашивают: «Тебе понравилось? Я сделал отчет, как надо? Ты думаешь, я правильно это сделал?» — они желают услышать в свой адрес слова одобрения. Наши просьбы часто отображают наш собственный язык признательности.

3. Прислушайтесь к их жалобам

То, что вызывает недовольство и жалобы людей, вполне вероятно, выявляет их основной язык признательности. Брэд проработал около полугода на своей первой работе после колледжа, когда я (Гэри) спросил его:

— Как дела?

— Хорошо, я думаю. Однако я сомневаюсь, что кому-нибудь интересно, как я справляюсь, более того, мне кажется, что бы я ни делал, этого всегда недостаточно.

Зная, что он знаком с концепцией языков признательности, я спросил:

— Значит, твой основной язык похвалы — это слова одобрения, не так ли?

Он кивнул и сказал:

— Да. Думаю, именно поэтому я не испытываю удовлетворения от своей работы.

Жалобы Брэда ясно выявили его основной язык признательности.

Если ваш коллега недоволен тем, что у других работников никогда не хватает на него времени, значит, его язык признательности — особое время. Если он жалуется, что на его день рождения только один друг сделал ему подарок, его основным языком являются конкретные подарки. Если люди жалуются, что никто и никогда им не помогает, тогда их языком похвалы можно назвать дела служения.

Наше недовольство выявляет глубокую эмоциональную боль. На противоположной стороне того, что ранит вас более всего, находится ваш язык признательности. Если вы получите одобрение на этом языке, боль, скорее всего, пройдет, и вы почувствуете, что вас действительно ценят.

Все это на самом деле очень просто. Однако для выяснения всех моментов потребуется наблюдательный ум и желание эффективно выразить свое принятие в адрес других людей. Наблюдая за их поведением, прислушиваясь к их просьбам и жалобам, вы можете выявить их основной язык признательности. Вооружившись этой информацией, вы станете более эффективны в своем стремлении выразить признательность и одобрение коллегам. Когда люди чувствуют себя принятыми, они эмоционально притягиваются к человеку, который выразил свое признание. Они начнут с ним общаться с большим откровением, и это часто приводит к долгой и крепкой дружбе. Став друзьями, они могут открыто обсуждать концепции Мотивации похвалой, а со временем ваш пример может побудить коллег присоединиться к вам в правильном использовании выражений признательности в адрес других людей.

НЕМНОГО О ЛИЧНОМ

1. Если вы знаете свой основной расскажите, как вы его определили? Если вы не уверены в своем главном языке признательности, ответьте на вопросы теста Мотивации похвалой, как об этом было рассказано в данной главе.

2. Вы знаете основные языки одобрения своих ближайших коллег? Если не знаете, какой подход, по вашему мнению, будет наилучшим в выяснении этого?

3. Если вы являетесь руководителем или менеджером, вы можете подарить эту книгу людям, которые работают под вашим руководством. Предложите им пройти тестирование, а затем организуйте на работе обсуждение языков признательности.

4. Если ваш менеджер или руководитель не проявил интереса к концепции Мотивации похвалой, выберите двух или трех близких коллег по работе. Расскажите им об этой книге и спросите, не хотят ли они пройти тестирование MBA.

5. Если среди своих коллег вы не видите никакого интереса к данной теме, выберите двух или трех из своих коллег, отношения с которыми вы хотите улучшить, и вместе ответьте на такие вопросы:

а) Каким образом они чаще всего выражают свое одобрение в адрес других людей?

б) О чем они чаще всего просят других?

в) По поводу чего они недавно выражали свое недовольство?

Постарайтесь определить их основной язык признательности и ищите возможность говорить с ними на их языке.