5. Третий язык похвалы — Дела служения

Маргарет Хартман (которую друзья с любовью называют Мэгги) подобна шаровой молнии. Такого активного человека любой захотел бы иметь в своей команде. Она полна энергии, умеет много работать и исключительно эффективна. Это лидер команды, способная зарядить своих коллег желанием завершить текущий проект.

Мэгги работает не ради похвалы или признания. Она просто добросовестный человек, который получает радость от завершенной задачи. Поэтому похвала и внимание к ней ее особенно не мотивируют.

Однако Мэгги получает истинное удовольствие тогда, когда люди подключаются к ее работе с желанием помочь. Она считает, что у нее имеются некоторые трудности в общении с техникой, и потому особенно ценит, когда кто-то предлагает ей помощь в работе с компьютером. Мэгги невысокого роста, и если кто-то готов достать что-то с верхних полок, она тоже счастлива. Когда Мэгги деловито снует по офису, выполняя многочисленные дела, ей очень приятно, когда кто-то из коллег спрашивает: «Мэгги, тебе чем-нибудь помочь?»

В редких случаях, когда Мэгги не успевает с выполнением задания и испытывает напряжение, а начальник лично начинает ей помогать или поручает другим сотрудникам оказать ей помощь, она по-настоящему вдохновляется. Тем более если она не просила о помощи. Основной язык Мэгги — служения. Когда другие люди изъявляют желание помочь, она чувствует себя счастливой.

Для таких людей, как Мэгги, демонстрация уважения через готовность помочь ясно говорит об истинной заботе. Такие люди говорят: «Не говори о своей любви, покажи мне ее». Дела для них говорят громче слов. Поэтому подарки или добрые слова в свой адрес они встречают с равнодушием. Они думают: «На самом деле мне нужна была помощь, пусть даже небольшая».

Многие люди в нашей культуре готовы подключиться к разным социальным проектам, однако мысль о том, чтобы послужить кому-то на работе, кажется им непривычной. Отчасти это объясняется индивидуалистической атмосферой на многих рабочих местах. Люди четко распределили свои роли, задачи и зоны ответственности. Мы соглашаемся с этим и поддерживаем идею отчета о выполнении своих обязанностей, но мы также верим, что коллегиальность на рабочем месте, когда один член команды помогает другому, формирует успешные организации.

Когда мы сосредоточены на собственном продвижении вперед или достижении целей независимо от последствий для других людей, сопутствующее этому внутреннее напряжение часто саботирует рост организации. Истинное лидерство требует готовности служить другим, будь то клиент или коллега. Когда руководитель или коллеги видят, что человек работает изо всех сил, но все равно не успевает к сроку, и готовы помочь ему в завершении задачи, это обязательно вдохновит и самого работника, и весь штат в целом.

Я (Пол) однажды работал в офисе, где люди собрались вместе, чтобы создать сложную и длительную презентацию. Для завершения этой задачи им понадобились объединенные усилия и финансовые советники, графические дизайнеры, технические писатели, компьютерные техники и административные помощники. Нам нужно было завершить презентацию к следующему месяцу. Презентация была сформирована в компьютерной программе Power Point, и к ней прилагался большой объем печатного материала в специальных папках. Мы опаздывали, но все члены команды, включая президента компании, оставались допоздна, чтобы все сделать вовремя. Это был процесс формирования единой команды. Каждый человек жертвовал ради блага всех. Мы испытали чувство глубочайшего удовлетворения, когда работа была завершена. Конечно, нам не хотелось пережить все это еще раз, поэтому мы пересмотрели некоторые моменты в нашей работе, чтобы это не повторилось.

КАК СЛУЖИТЬ ДРУГИМ ЛЮДЯМ ЭФФЕКТИВНО

Когда вы оказываете помощь коллеге, вы демонстрируете свое уважение к нему и подчеркиваете его ценность в своих глазах, особенно если основным языком этого человека являются дела служения. Такие дела служения, как правило, все воспринимают как безусловное благо. Однако существует несколько стратегий, которые сделают этот процесс еще более эффективным.

Убедитесь в том, что вы справились с собственными обязанностями, прежде чем предложить помощь другим людям. Некоторым людям так нравится помогать другим, что они готовы «оставить свой пост» (используя военную терминологию), не успев завершить собственные дела. Такую ситуацию можно сравнить с тем, как студент-первокурсник готов помочь другим студентам в выполнении домашнего задания, не успевая сделать свое собственное. Такую помощь можно считать благородным делом, однако этот студент рискует провалить собственные экзамены.

В рабочей обстановке разные сегменты производства часто взаимозависимы. Когда какая-то часть задач остается невыполненной, это мешает всему процессу. И тогда ваши добрые намерения помочь коллеге можно рассматривать как пренебрежение своими обязанностями. С другой стороны, кто-то из сотрудников может справиться со своей работой раньше остальных. И если он использует освободившееся время для оказания помощи своему коллеге, вместо того чтобы устроить себе отдых, тогда его помощь можно рассматривать как искренние дела служения.

Спросите прежде, нужна ли человеку ваша помощь. Очень важно прежде спрашивать, если вы готовы помочь коллеге. И даже если вы знаете, что его главным языком являются дела служения, вам нужно все же убедиться, что он захочет принять вашу помощь в текущей задаче. Если вы ринетесь с помощью тогда, когда она ему не нужна, вы можете создать напряженность во взаимоотношениях вместо поддержки и воодушевления.

Один работник сказал нам: «Я действительно благодарен, когда мои коллеги готовы мне помочь, но в определенных ситуациях мне хотелось бы справиться самому. Если кто-то хочет мне помочь, ему следует спросить меня об этом. Я буду рад ответить ему честно и прямо». Если вы хотите, чтобы ваши дела служения ценили и принимали с благодарностью, всегда лучше прежде спросить об этом.

Служите добровольно. Чтобы ваше дело служения стало для человека вдохновением, это следует делать добровольно. Дело служения, предлагаемое коллеге только потому, что так велел начальник, перестает быть выражением признательности в адрес человека, это просто акт послушания или долга. Если руководитель хочет, чтобы кто-нибудь помог своему коллеге справиться с заданием, эта помощь будет более эффективной, если руководитель попросит об этом, а не потребует. «Анита, ты не хочешь помочь Мэри закончить ее проект? Нам обязательно нужно завершить его сегодня, но я не уверен, что она справится с ним без посторонней помощи». Анита может сказать:

«С удовольствием», или «Как скажете, но в прошлый раз, когда я предложила ей помощь, мне показалось, она переложила самую тяжелую часть работы на меня».

Тогда руководитель встает перед выбором. Он может настоять на том, чтобы Анита помогла Мэри, и тогда ее помощь станет актом послушания начальству, либо он может сказать: «Хорошо. Спасибо, что поделилась своим впечатлением. Я попрошу кого-нибудь другого». После этого он ищет человека, готового откликнуться на его просьбу. Кроме того, теперь у него есть важная информация об отношениях между Анитой и Мэри. Если делами служения вы хотите выразить искреннюю признательность человеку, то их следует делать добровольно.

Проверьте свое отношение. Древняя пословица гласит: «Работа, сделанная с веселым настроением, подобна дождю, падающему на пустыню». Мы думаем, что противоположная ситуация также верна. Работа, сделанная с дурным настроением, подобна торнадо, которое обрушилось на пустыню. Невозможно воодушевить человека, предлагая ему помощь с угрюмым или недовольным лицом. Многие люди скорее предпочтут сами справиться с работой, чем принять помощь от коллеги с критическим настроем. Если вы хотите помочь коллеге, убедитесь в том, что вы это делаете с позитивным и радостным настроением.

Если вы хотите помочь человеку сделайте все так, как он вас просит. Люди, склонные к максимализму, не хотят принимать помощь от других людей, потому что знают, что никто не сможет удовлетворить их запросы. Поэтому когда вы помогаете коллеге, очень важно уяснить, чего именно он от вас хочет. Если вы хотите, чтобы люди оценили ваши усилия, вам нужно все сделать так, чтобы те, кому вы помогаете, почувствовали, что «все сделано правильно». Прежде чем начать что-то делать, спросите: «Как мне это сделать, чтобы ты остался доволен?»

Это утверждение постоянно подтверждается группой знакомых нам работников — административных помощников. Каждый раз, когда они работают с директором школы, страховым агентом или президентом строительной фирмы и слышат, как мы объясняем принцип «сделай все, как они просят», они реагируют соответствующим образом. Они кивают головой в знак согласия и кричат «все правильно!» Много раз они говорили нам, что «если люди не хотят сделать так, как им говорят, лучше я все сделаю сам».

Завершите то, что начали. Людей, для которых дела служения являются основным и важным языком, не воодушевить, если вы начнете выполнять какую-то задачу, но оставите ее незавершенной. Если вы хотите помочь, обязательно доведите начатое дело до конца. Я (Гэри) однажды принял помощь от коллеги, которая вызвалась привести мою библиотеку в должный порядок. Я был в восторге. Я подумал про себя: «Наконец-то я смогу найти книгу сразу, как только она мне понадобится». Однако мои восторги скоро угасли, потому что посреди всего процесса моя «добрая самарянка» сообщила мне, что она не может довести свой проект до конца из-за своих обязанностей. По сей день я испытываю прежние проблемы с поиском нужных книг.

Но в этом принципе есть одно исключение. Прежде чем вы начнете, обязательно скажите, каким временем вы располагаете. Вы можете сказать: «После обеда в пятницу у меня будет два часа, и я могу тебе в это время помочь разложить коробки на складе. Я не уверен, что успею сделать все сразу, но хотя бы начну этот процесс». Если человек примет ваше предложение, он воспримет его как истинное дело служения.

Кристи, руководитель в компании по продаже электробытовых приборов, недавно рассказала на тренировочном семинаре Мотивации похвалой о том, что ее коллега предложила ей один значимый акт служения. Кристи как раз разговаривала по телефону с поставщиком, объясняя ему, что до конца дня не успевает справиться со всеми поступившими заказами. Когда она повесила трубку, ее коллега подошла к Кристи и сказала: «Я слышала твой разговор. Может, я смогу помочь тебе чем-нибудь? Во время обеденного перерыва я могла бы что-нибудь сделать для тебя». Они вместе во время обеда разобрались со всей кипой документации, и Кристи сказала: «Она не обязана была делать это, она работает в другом подразделении, и вообще это не ее работа, и мне это было так приятно!»

ОФИСЫ, ЛИНИИ СБОРКИ И ДРУГИЕ МЕСТА

Как именно вы можете помочь коллеге, зависит от рабочей обстановки. В медицинском офисе, на продуктовом складе или в традиционном деловом офисе имеются свои действия в категории дел служения. На конкретную помощь, которую вы можете оказать, также влияет роль и позиция работника. Те акты служения, которые вы можете предложить, могут быть разными, когда дело касается административного помощника, главы подразделения или члена команды с такими же, как у вас, обязанностями.

Производственные фирмы и сборочные заводы создают уникальные варианты использования дел служения в качестве языка похвалы. В работе с руководителями низшего звена в производственных компаниях вопрос оказания помощи рабочим, отстающим в работе на сборочной линии, является сложным. С одной стороны, руководители не обязаны «спасать» рабочего, который не может нести свою ношу. С другой стороны, бывают ситуации, когда производственный процесс до конца не отработан или возникает аврал, и тогда работа на некоторых участках сборочной линии занимает больше времени, чем на остальных. Роль начальника в таких случаях сводится к тому, чтобы определить узкое звено и перенаправить ресурсы (людей, машины или материал) в ту область, где тормозится общий процесс. В таких обстоятельствах обеспечение дополнительной помощи не становится актом служения, это просто хорошее управление.

Мы наблюдали, как руководители низшего звена вставали рядом со своими рабочими на линии сборки (минут на пять или десять), чтобы помочь им восстановить равновесие. И когда такая помощь сопровождается комментариями: «Вы отлично справляетесь. Я знаю, что вы работаете в полную силу.

Я помогу немного, чтобы линия снова заработала гладко», такая помощь становится огромной моральной поддержкой для рабочих.

КАК ПОМОГАТЬ: ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАБОЧЕГО МЕСТА

Благодаря нашей работе с многочисленными организациями и компаниями мы получили следующие примеры конкретных действий руководства или сотрудников, способные вдохновить других людей:

• Задержаться после работы, чтобы завершить проект.

• Предложить выполнить какую-нибудь физическую работу, которая позволит мне сосредоточиться на важных приоритетах.

• Добровольно вызваться помочь мне в том, чего я не люблю делать.

• Помочь мне наладить компьютер так, чтобы он работал более эффективно.

• Помочь мне почистить оборудование после работы.

• Принести мне и моей команде еду, пока мы безотрывно работаем над завершением важного проекта.

• Дать мне в помощь дополнительную рабочую силу, чтобы я привел в порядок бумаги и документацию.

Если вы знаете, что основным языком вашего коллеги являются дела служения, тогда вам легко будет выяснить конкретные дела, где ему требуется помощь. Нужно только задать ему вопрос: «Могу я помочь тебе с выполнением твоего задания?» Его ответ может удивить вас, но теперь у вас есть ценная информация о том, как вы можете эффективно выразить свою признательность этому человеку.

НЕ ПОПАСТЬ В ЦЕЛЬ: УСЛУГА БЕЗ УДОВОЛЬСТВИЯ

Как мы уже упоминали ранее, самым распространенным способом неудачной услуги является помощь с негативным настроением. Если человек, которому вы помогаете, почувствует ваше недовольство или раздражение, ваше присутствие скорее расстроит его, но никак не вдохновит.

Люди, для которых важны дела служения, хотят не просто завершить свои дела, они ценят радостное настроение и жертвенный дух в тех, кто взялся им помогать. Не забудьте проверить свое отношение, прежде чем предложить коллеге помощь. Оставьте в стороне все свои заботы, обязанности и стрессы, прежде чем возьметесь помогать другим. Подлинные дела служения должны проистекать из истинного желания помогать другим людям.

ДЖИМ ДЖОНСОН: ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ В ДЕЙСТВИИ

Джим — самый обычный человек, и на первый взгляд он не производит особого впечатления. Он ничем не выделяется, и в толпе его не заметить. Но это воистину незаменимый человек. В некоммерческой организации, где он работает волонтером, он никогда не занимает место лидера и не находится «в первых рядах», однако по утрам в субботу именно он приходит одним из первых, чтобы помочь в приготовлении завтрака в приюте для бездомных людей. Если за ночь выпал снег, он приходит еще раньше, чтобы очистить от снега проходы. Обычно он выполняет задания, требующие физической силы, или дела, на которые уходит много времени, поскольку большая часть людей старается держаться от такой работы подальше. Он моет котлы и сковороды после приготовления еды, пылесосит обеденный зал и садится за руль машины, чтобы привезти со склада продукты.

Джим ни от кого не ждет похвалы. Он живет просто и не гоняется за «вещами». Ему не доставляют удовольствия посещения ресторанов или других мероприятий вместе с другими работниками. Он предпочитает работать в одиночку. Ему становится некомфортно, когда приходится поддерживать разговоры с кем-то.

Но когда по утрам в субботу появляется координатор волонтерской бригады и встает рядом с ним, готовя завтрак, подавая пищу и занимаясь уборкой после завтрака (не принуждая его вести беседы), Джим знает, что он видит его работу и высоко ее оценивает. Ему не нужно, чтобы его благодарили, ему нравится, когда люди ценят его работу тем, что начинают помогать ему. Это для него важно. Совершенно очевидно, что основным языком Джима являются дела служения.

Когда вы хотите показать людям, с которыми вы работаете, свою признательность и уважение через дела служения, возможно, вам придется делать что-то непримечательное и обыденное, однако это очень эффективный способ вдохновить ваших коллег. Если дела служения — основной язык какого-то человека, он буквально подзарядится новым запасом энергии, когда его друзья добровольно ему помогут. И когда он увидит, что его ценят и признают, он получит дополнительную мотивацию для использования своих способностей ради блага всей организации.

НЕМНОГО О ЛИЧНОМ

1. Скажите, насколько по десятибалльной шкале вам важны дела служения?

2. Какие дела служения кто-то совершил ради вас за прошедшую неделю? Что вы почувствовали при этом?

3. Что вы сделали для своего коллеги в качестве дел служения на прошедшей неделе? Как вы, что он почувствовал в результате?

4. Если вы менеджер, предлагаем вам задать такой вопрос кому-нибудь из ваших подчиненных: «Что я могу сделать, чтобы облегчить твою работу?» Почему бы не спросить, если вы действительно готовы выполнить их просьбу?

5. Подумайте о том, чтобы задать такой же вопрос своему коллеге.

6. Работники, помогающие друг другу, создают позитивную, дружелюбную атмосферу, которая всем приносит пользу. Поищите на этой неделе возможность помочь своим коллегам по работе.