Руфь

1:1–22

В Моав и обратно

1:1. Хронологическое замечание. Рассказчик относит историю Руфь к периоду судей, но не дает никаких указаний относительно того, в какой момент продолжавшегося несколько столетий периода произошли эти события. Если в помещенном в конце книги родословии нет пропусков (см. коммент. к Быт. 5:1-32), то, скорее всего, эта история произошла во второй половине XII в. до н. э., приблизительно во времена Иеффая и Самсона.

1:1. Вифлеем. Вифлеем расположен в 5 милях к югу от Иерусалима. Здесь найдена керамика эпохи бронзы и железа, но основательные раскопки не проводились, так как на этом месте стоит современный город. В Вифлееме отсутствуют источники воды, поэтому ее приходилось собирать в цистерны. Основные сельскохозяйственные культуры этого региона — злаки (пшеница и ячмень), а также маслины и виноград.

1:1. Бегство в Моав во время голода. Регион Моава пересекает множество вади, а климат и характер почвы создают благоприятные условия для сельского хозяйства. Семейство Елимелеха, вероятно, направилось на север, в район Иерусалима, а затем по дороге к Иерихону до переправы через Иордан. Пройдя на восток к Есевону, они оказались на протянувшейся с севера на юг «Царской дороге», ведущей в Моав. В зависимости от того, где они обосновались, их путь составил от 70 до 100 миль и занял около недели.

1:1. Моав. Моав простирается от равнин, расположенных к северу от реки Арнон до реки Заред на юге. Его протяженность с севера на юг составляет около 60 миль, а от Мертвого моря до восточной пустыни — около 30 миль. «Поля моавитские» принадлежали Сигону (см.: Чис. 21) и были отданы колену Рувима. О Моаве этого периода почти ничего неизвестно, хотя археологи обнаружили несколько десятков поселений, относящихся к этому времени.

1:2. Ефрафяне. Определение «ефрафяне» может указывать как на географический район, так и на родоначальника клана. Тот факт, что определение могло происходить от имени предков из различных колен и кланов, делает его довольно расплывчатым, но и географическое истолкование этого определения не менее затруднительно.

1:3–5. Участь вдовы. Вдовы на древнем Ближнем Востоке находились в весьма незавидном социально–экономическом положении. Их можно сравнить с бездомными в современном обществе. В отсутствие родственников, которые могли бы о них заботиться, вдовам оставалось надеяться только на экономическую поддержку общества.

1:1-6. Посещение Бога. Как и всякое природное явление, голод считали делом рук Господа, а причину его прекращения усматривали в «посещении» Бога. На древнем Ближнем Востоке первопричиной любого явления — как в природе, так и в истории — считалось божество. Разделяя современное мировоззрение, мы объясняем любые явления естественными причинами или «человеческим фактором», и только после этого добавляем: «Разумеется, за всем этим стоит Бог». На древнем Ближнем Востоке люди смотрели на мир совершенно иначе, уделяя такое же внимание естественным причинам, какое мы уделяем сверхъестественным.

1:8. Дом матери. Обычно человек находил опору в отчем доме, а не в доме матери. Из Руф. 2:11 явствует, что отец Руфи был еще жив. В других местах Ветхого Завета дом матери упоминается в связи с приготовлениями к замужеству (Быт. 24:28; Песн. 3:4; 8:2). Такая же картина наблюдается в литературе Египта и Месопотамии, где мать считалась покровительницей и наставницей дочери в вопросах любви и брака. Таким образом, призывая молодых женщин возвратиться в дом матери, Ноеминь подразумевает не то место, где они обретут правовую защиту, а то, где они смогут вступить в новый брак.

1:13. Можно ли вамждать? В соответствии с утвержденным законом Израиля обычаем левирата (см. коммент. к Быт. 38:6-26; Втор. 25:5-10), брат мужчины, умершего бездетным, был обязан оплодотворить вдову, дабы род покойного не пресекся. Однако комментаторы отмечают, что по плану, предложенному Ноеминью, ее предполагаемые сыновья, которые могли бы обеспечить наследников Руфи и Орфе, родятся не от того же отца, что и умершие мужья этих женщин, следовательно, такой брак нельзя считать левиратом. Поэтому неясно, каким образом подобный брак мог спасти от вымирания род Махлона или Хилеона. Тем не менее эти сыновья могли бы обеспечить женщинам правовую защиту и позаботиться о них в старости.

1:16,17. Преданность Руфи. И не помышляя о том, чтобы привлечь моавитянку к своему Богу, Ноеминь делает все возможное, чтобы Руфь вернулась к своим богам. Обычно женщины, выходившие замуж за чужеземцев, продолжали почитать богов своего народа (см.: Быт. 31:19; 3 Цар. 11:8; 16:31). Имеющаяся в тексте информация позволяет сделать вывод, что Руфь узнала о Яхве только тогда, когда в Моаве появились переселенцы из Израиля. Начав с того, что пойдет за Ноеминью, куда бы та ни пошла, Руфь утверждает, что народ Ноемини будет ее народом, а Бог Ноемини — ее Богом. Совершенно очевидно, что решение Руфи было продиктовано ее преданностью Ноемини, а не тем, что она осознавала превосходство монотеизма и считала Яхве единственным Богом на небе и на земле.

1:17. Даже смерть не разлучит нас. Вопреки большинству переводов, Руфь говорит здесь о том, что даже смерть не заставит ее покинуть Ноеминь. Она имеет в виду, что возьмет на себя заботу о погребении Ноемини и совершит все необходимые ритуалы, а также выражает желание быть погребенной там же. Решение Руфи умереть на земле Ноемини свидетельствует о том, что она полностью отказалась от своих прежних привязанностей ради того, чтобы связать свою судьбу с Ноеминью. Перспектива погребения в одной гробнице была дополнительной гарантией того, что забота о Ноемини будет продолжаться и после смерти. Согласно широко распространенным в народе представлениям, забота об умерших влияла на их существование в загробной жизни.

1:19. Весь город. Несмотря на свое значение в истории Израиля, Вифлеем никогда не был большим городом. Во все времена численность его населения не превышала нескольких сотен человек, а в тот период, вероятно, была еще меньше.

1:20. Значение имен. На древнем Ближнем Востоке имя почти всегда давалось с надеждой, что оно повлияет на судьбу человека. К сожалению, имя Ноеминь, «приятная», звучало как насмешка над ее бедами. Она подразумевает, что зваться Ноеминью после всех горестей, выпавших на ее долю, было бы нелепо, и потому просит называть ее именем «Мара» («горькая»).

1:21. Бог как причина страданий.В Древнем мире люди считали, что боги вмешиваются во все человеческие дела и, разумеется, определяют жизнь каждого человека. Природные явления (напр., засуха, вызвавшая голод), а также здоровье и жизнь человека — все это находилось в руках богов. Поэтому вполне естественно, что Ноеминь считает Яхве причиной своих страданий. Главное, что это понимание не перерастает в обвинение. Она не говорит о своей невиновности, не требует возмещения и не подвергает сомнению справедливость Бога. Допустимо предположить, что она не представляла, какие требования может предъявлять к ней Бог, а отсутствие видимых причин направленных против нее деяний Яхве доставляло ей страдание. С другой стороны, повсюду в Древнем мире существовало убеждение, что смертным редко удается понять, почему боги поступают так, а не иначе. Эта загадка послужила темой для размышлений во многих произведениях нравоучительной литературы Месопотамии.

1:22. Начало жатвы ячменя. В этом регионе жатва ячменя начиналась во второй половине апреля, когда заканчивался сезон дождей. Это был первый из основных периодов жатвы.

2:1–23

Встреча Руфи с Воозом

2:2. Подбирание колосьев. В законе Израиля содержится специальное установление о бедных, позволяющее им подбирать оставшиеся после жнецов колосья (см. коммент. к Лев. 19:9,10; Втор. 24:19–22). Подобное решение социальной проблемы предполагает, что нуждающиеся будут зарабатывать себе на жизнь тяжелым трудом и благодаря этому сохранят свое достоинство, которое нередко теряется теми, кто полностью зависит от щедрости окружающих.

2:8. Поле Вооза. Выделенная каждому колену земля была разделена на определенные участки, принадлежавшие различным кланам и семействам. Границы между участками отмечали межевые камни, поэтому переходить с одного участка на другой не составляло труда. Чтобы собрать как можно больше колосьев, обычно бедняки ходили по всему полю. Вооз просит Руфь не переходить на другие участки, обещая, что здесь она соберет более чем достаточно.

2:12. Прибежище под крылами. Представление о спасении под крыльями божества, встречающееся также в псалмах (Пс. 35:8; 56:2; 60:5; 90:4), имеет непосредственное отношение к благословениям завета. Эта метафора была хорошо известна и в других ближневосточных культурах, особенно в Египте, где даже не связанные с телом крылья символизировали защиту. На датируемой VIII в. до н. э. плакетке из слоновой кости из Арслан–Таша изображены антропоморфные персонажи с крыльями, простертыми над фигурой в центре.

2:14. Обмакивание хлеба в уксус. По всей вероятности, обед жнецов состоял из приготовленных на оливковом масле лепешек, которые они обмакивали в соус, представлявший собой побочный продукт процесса брожения винограда. В качестве напитка эта жидкость была горьковатой, но приготовленный на ее основе соус был приятным на вкус.

2:15,16. Дополнительные возможности. Распоряжения, отданные Воозом своим жнецам, изложены в ст. 16 довольно темным языком, но общий смысл ясен: Вооз хочет сделать труд Руфи более продуктивным. По мнению некоторых исследователей, он приказал жнецам отделять от снопов часть колосьев и оставлять их Руфи.

2:17. Молотьба. Твердая, хорошо утрамбованная площадка гумна служила всем жителям селения. При ручной молотьбе обычно пользовались камнем или палкой, которым били снопы, чтобы отделить зерно от мякины.

2:17. Ефа. Объем ефы составлял около двух третей бушеля. Подсчитано, что эта мера вмещала от 30 до 50 фунтов зерна, что составляло почти месячную норму зернового пайка одного работника.

2:20. Родственник. Обязанностью родственника было возмещение утрат рода, будь то человеческих (в каковом случае он становился мстителем), правовых (в каковом случае он решал дело судебным порядком) или экономических (в каковом случае он возвращал собственность члена своего рода). Поскольку землю израильтянам дал Яхве, они не могли ее продавать, а когда часть земли приходилось отдавать за долги, ее скорейшее возвращение считалось делом первостепенной важности. Значение неотъемлемого права на землю можно понять из ответа Навуфея на предложения Ахава купить его виноградник: «…чтоб я отдал тебе наследство отцов моих!» (3 Цар. 21:2,3). В Месопотамии, особенно в древнейший период, земля принадлежала не частным лицам, а семействам, поэтому права отдельного человека на продажу земли были ограничены.

2:23. Жатва ячменя, жатва пшеницы. Жатва ячменя заканчивалась в мае, а жатва пшеницы — в июне.

3:1–18

Руфь проявляет решительность

3:2. Веяние ячменя на гумне. Обычно веяние производилось поздней осенью, когда после дневной жары поднимался ветер. В этом процессе использовались вилы, с помощью которых обмолоченное зерно подбрасывалось в воздух. Ветер относил в сторону легкую мякину (которую затем пускали на корм скоту), а зерно падало на площадку. Как правило, гумно устраивалось на возвышенности, чтобы с максимальной пользой использовать ветер.

3:3. Благовония. Упоминаемые здесь благовония — ароматические масла, которыми обычно умащались по праздникам или в других важных случаях. Душистые вещества получали из привозного сырья.

3:3. Почему Вооз не должен был знать о ее присутствии? Некоторые комментаторы полагают, что Руфь нарядилась как невеста, поэтому, показавшись в таком виде, она бы выдала свои намерения. Но многие считают, что эта предосторожность объясняется не соображениями этикета, а необходимостью выбрать подходящий момент.

3:7. Место подле скирда. Гумном пользовались сообща, поэтому, вероятно, рядом с Воозом веянием занимались и другие жители селения. У каждого было свое традиционное место, и после трапезы каждый устраивался на ночлег рядом со своим зерном, чтобы стеречь его до утра.

3:7–9. Открыла у ног его. В Ветхом Завете в некоторых случая слово «ноги» используется как эвфемизм для обозначения половых органов. Выражение «открыть у ног» также содержит сексуальный намек (ср.: Иез. 16:8). Ни о каком половом акте здесь не говорится, но текст провокационен своей двусмысленностью.

3:9. О чем просит Руфь? Руфь произносит слова, уместные в ситуации помолвки или обручения. Ноеминь не учила ее быть настолько смелой, но, несомненно, надеялась, что дело закончится браком.

3:12. Какое значение имеет существование более близкого родственника? Выгоды, связанные с ролью родственника — «искупителя», требуют соблюдения очередности родства. Поэтому сначала возможность исполнить эту роль предоставлялась более близким родственникам.

3:14. Почему никто не должен знать, что приходила женщина? Помимо естественного стремления не запятнать репутацию Руфи и свою собственную (выражение «переночуй эту ночь» в ст. 13 неподразумевает сексуальный контакт), Вооз беспокоится о том, чтобы на следующий день правовое решение этого вопроса не было омрачено подозрениями в безнравственности.

3:17. Шесть мер. Эта единица измерения неизвестна. Едва ли речь идет о шести ефах — так много Руфь не смогла бы унести. Вероятно, Вооз мерил ячмень лопатой или пригоршнями.

4:1–16

Муж и сын

4:1. У городских ворот. Площадь у городских ворот была в Израиле «центром деловой активности». Купцы, приезжие, вестники и судьи — все приходили сюда и занимались здесь своими делами. Это место как нельзя лучше подходило для поиска нужного человека. Поскольку, направляясь в поля, люди проходили через площадь у ворот, Вооз надеялся встретить здесь человека, которого искал. В археологических раскопках обнаружены планы ворот, из которых видно, что у ворот часто располагались скамьи. Но в Вифлееме проводились только ограниченные раскопки, поэтому ворота этого периода еще не обнаружены.

4:2. Десять старейшин в качестве свидетелей. Старейшины, обычно вожди кланов или главы больших семейств, составляли руководящий совет города. Решение судебных и правовых вопросов находилось в их руках. В данном случае никакого судебного разбирательства не предстояло, но старейшины следили за тем, чтобы правовая сделка совершалась в соответствии с законом и обычаем, а также выступали в качестве свидетелей.

4:3. Почему родственник захотел выкупить землю? Выкупив землю Ноемини, родственник надеялся в скором времени увеличить свои наследственные владения. Поскольку у Ноемини не было наследников, после ее смерти эта земля должна перейти в собственность его семьи и передаваться его наследникам. Деньги, отданные за землю, были вложением в будущие доходы. Если бы дело заключалось только в покупке земли, то такое деловое предложение было бы весьма привлекательным.

4:5,6. Почему упоминание о Руфи изменило ситуацию? Поскольку изложенное Воозом толкование обязанностей родственника включает женитьбу на Руфи, экономический смысл ситуации существенно меняется. Непонимание другим родственником того, что «в нагрузку» к земле прилагается Руфь, заслуживает снисхождения. Считать, что на него распространяются левиратные обязанности по отношению к Руфи, было бы расширительным толкованием этого обычая (см. обзор законов о левирате во Втор. 25:5- 10), хотя ст. 5, где говорится о «восстановлении имени умершего», не оставляет сомнений, что подразумевается именно это. Если бы этот родственник женился на Руфи, то сын, которого она бы от него родила, стал бы наследником дома Елимелеха. В таком случае деньги, использованные на выкуп земли, были бы не выгодным вложением, а убытком. Вместо того чтобы послужить увеличению его владений, эти деньги были бы потрачены на благотворительность. Кроме того, ему бы пришлось содержать Ноеминь, Руфь и неизвестно сколько детей. Возможно также, что дети Руфи будут вместе с его собственными детьми претендовать на долю его наследства. Очевидно, этот родственник был женат, и оценка экономических последствий женитьбы на Руфи стала главной причиной его отказа.

4:7,8. Снятая сандалия (0 в русском переводе — «сапог»). На древнем Ближнем Востоке сандалии были обычной обувью, но имели еще и символический смысл, особенно в отношениях между вдовой и ее опекуном. Это объясняется тем, что покупка земли осуществлялась с учетом величины треугольника, который можно обойти за час, за день, неделю или месяц (3 Цар. 21:16,17). Земля разделялась на треугольники, на границах которых стояли межевые знаки (Втор. 19:14). Поскольку землю обходили в сандалиях, они превратились с символ владения землей. Снимая сандалию с ноги своего опекуна, вдова отнимала у него право распоряжаться своей землей. В документах земельных сделок из Нузи также упоминается замена «ноги прежнего владельца» на «ногу нового владельца».

4:9,10. Характер сделки. Купив землю Ноемини, Вооз взял на себя обязательство заботиться о ней при жизни и после смерти. Взяв в жены Руфь, Вооз обязался дать ей возможность родить детей, первый из которых должен был стать наследником Елимелеха и его сыновей.

4:11,12. Благословение. В благих пожеланиях, связанных с заключением брака, прежде всего подразумевались дети, а не отношения мужа и жены. Рождение детей было знаком благословения Бога. О том, что подобных воззрений на брак придерживались в Древнем мире повсюду, свидетельствуют, в частности, угаритские тексты, где царю Керету желают, чтобы его жена родила семь или восемь сыновей. Примеры в благословении Вооза взяты из истории Израиля (Рахиль, Лия; см.: Быт. 30) и из истории колена Иуды (Фамарь; см.: Быт. 38).

4:15. Обязанности детей. Потеряв мужа и сыновей, Ноеминь нашла утешение в сыне, которого родила Руфь. Ее страдания по поводу смерти самых близких людей усугублялись экономическими трудностями и, возможно, беспокойством о загробной жизни, благополучие которой, согласно поверьям, зависело от регулярно совершаемых потомками ритуалов (см. коммент. к Чис. 3:1). На детях лежала обязанность заботиться о родителях в старости (давать им пищу и кров, обеспечивать правовую защиту и устраивать надлежащие похороны).

4:17. Сын Ноемини. Некоторые исследователи считают, что Ноеминь официально усыновила ребенка. Усыновление с целью узаконения отношений действительно было распространенным явлением в Древнем мире, однако в данной правовой ситуации оно не требовалось. Согласно другому предположению, ребенок был отдан на воспитание Ноемини, поскольку он фактически заменял ей сына. Но, по всей вероятности, эти слова просто отражают признание того, что Ноеминь — законная мать этого ребенка и что она сыграет важную роль в его воспитании.

4:17–21

Родословие

4:18. Значение рода. Здесь мы узнаем, что история, едва не закончившаяся вымиранием одного еврейского рода, посвящена не чему иному, как роду Давида. Великий царь Давид был близок к тому, чтобы никогда не появиться на свет! Родословие показывает, что критическая ситуация в истории рода была разрешена Богом. Род Ноемини не только выжил, но и стал самым прославленным родом в Израиле. Выжить в труднейший период судей (1:1) удалось благодаря вере и преданности, а вера и преданность привели к появлению такой личности, как Давид (4:21).