6. Чудо искупления (1:18-21)

Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, переданной вам от отцов, но драгоценной кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного ещё прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, уверовавших через Него в Бога, Который воскресил Его из мёртвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога (1:18-21)

Пуританин Томас Ватсон верно подметил, что искупление было величайшим Божьим трудом: «Великим было дело сотворения, но дело искупления — ещё величественней. Искупить нас оказалось дороже, чем сотворить. При сотворении достаточно было произнести слово, при искуплении же потребовалось пролитие Крови. Сотворение — дело перстов Божьих (Пс. 8:4). Искупление — дело Божьей мышцы (Лук. 1:51)» («Основы практического богословия», [Dutch Reformed Tract Society, 2002], стр. 336).

Искупление—это термин, описывающий одну из важнейших особенностей спасения. Он конкретно касается цены спасения и средства получения Богом оплаты. Поскольку все люди — беспомощные рабы греха, осуждённые законом, то, чтобы они смогли получить прощение и примирение с Богом, Бог должен был выкупить их из такого состояния. Только тогда Он может освободить их от рабства и проклятия греха.

Слово «искуплены» является ключевым в данном отрывке. Этот термин (лутроо) означает «приобрести освобождение, заплатив выкуп», или «избавить, заплатив цену». Для греков это слово также было специальным термином, обозначавшим выплату денег при выкупе пленника на войне.

Однако в описании, данном Петром, образ искупления взят не из типичного греческого значения слова, относящегося к рабам или пленным, а из нескольких ветхозаветных текстов. Несомненно, основным было повествование о первой Пасхе:

И сказал Господь Моисею и Аарону в земле египетской, говоря: «Месяц этот да будет у вас началом месяцев; первым да будет он у вас между месяцами года. Скажите всему обществу сынов Израилевых: „В десятый день этого месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; а если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмёт с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ; по той мере, сколько каждый съест, расчислите на агнца. Агнец у вас должен быть без порока, мужского пола, однолетний; возьмите его от овец или от коз. И пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня этого месяца. Тогда пусть заколет его всё собрание общества израильского вечером, и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его. Пусть съедят мясо его в эту самую ночь, испечённое на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его. Не ешьте от него недопечённого или сваренного в воде, но ешьте испечённое на огне, голову с ногами и внутренностями. Не оставляйте от него до утра, но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью. Это — Пасха Господня. А Я в эту самую ночь пройду по земле египетской и поражу всякого первенца в земле египетской, от человека до скота, и над всеми богами египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь. И увижу кровь, и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю египетскую“» (Исх. 12:1-13).

Ценой, требуемой за сохранение жизни первенца в семье израильтян, была жизнь ягнёнка. Агнец стал иллюстрацией, предопределённой Богом, а принесение его в жертву стало прообразом жертвенной смерти невинной замены, искупавшей пленников. Это пасхальное событие сразу же стало символом заместительного искупления (1 Кор. 5:7-8). Затем Бог постановил, чтобы Израиль каждый год праздновал Пасху как напоминание о Божьем могущественном избавлении народа из Египта (Втор. 16:2-3, 5-7) и как прообраз истинного Агнца — Христа, Который однажды умрёт и воскреснет как совершенная и окончательная заместительная жертва, искупив грешников Своей кровью (ср. Матф. 26:28; Иоан. 1:29; 1 Кор. 11:25-26; Евр. 9:11-12, 28).

Израильтяне помнили первую Пасху — величайшее проявление Божьей избавляющей силы для того времени: «Ты ведёшь милостью Твоей народ этот, который Ты избавил» (Исх. 15:13; ср. Втор. 7:8; 2 Цар. 7:23; Пс. 77:35; 105:1011; Ис. 63:9). Но, несмотря на своё величие, эта Пасха была несравнима с тем избавлением, о котором писал Пётр. И как бы ещё раз подчёркивая величие Божьего спасения (ср. 1:1-12), этот текст излагает верующим богословие искупления, отвечая на четыре ключевых вопроса: от чего Бог искупил верующих? Посредством чего Бог искупил их? Посредством Кого Бог искупил их? И для чего Бог искупил их?

От чего Бог искупил верующих?

от суетной жизни, переданной вам от отцов (1:186)

Писание ясно излагает истину о том, что все верующие когда-то были в плену греха и гнева Божьего. Только Христово искупление разрушило этот плен, и в Рим. 6:6, 17-18 говорится:

Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, чтобы нам не быть уже рабами греха; … Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности (ср. ст. 20, 22; Гал. 3:13; Ефес. 1:7; Кол. 1:13-14; Тит. 2:14; 3:5; Евр. 9:15).

В свете этой реальности Пётр излагает четыре характеристики, описывающие всех неискупленных людей.

Первая характеристика всех неискупленных грешников в том, что 14-й стих этой главы называет «прежними похотями». Слово «похоти» (эпитумиаис) описывает непреодолимые, сильные страсти, обычно по отношению к злу (ср. 4:2-3; Матф. 5:28; Иак. 1:14-15; 2 Пет. 1:4; 1 Иоан. 2:16; Иуд. 16, 18; Рим. 1:24; Ефес. 4:22; 1 Фес. 4:5; Тит. 3:3). Примером этому является описание вопиющей греховности мира до потопа: «И увидел Господь, что велико развращение людей на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5). Фраза «помышления сердца» явно указывает на разум, и всякий грех — а особенно похоти — зарождается в уме человека и его мыслях. В Иак. 1:14-15 описаны действия греховных мыслей: «Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть». Иеремия называет такое отношение сердца «упорством». В Иер. 3:17 говорится: «В то время назовут Иерусалим престолом Господа, и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим и не будут более поступать по упорству злого сердца своего» (ср. Иер. 7:24; 9:14; 11:8; 13:10; 16:12; 18:12; 23:17).

Помышления неискупленных людей контролируются плотью (ср. 1 Кор. 2:14; 2 Кор. 4:3-4), и если их не обуздывать, то они могут влиять и на помышления верующих (ср. Марк. 14:38; Рим. 13:14; Гал. 5:24; Фил. 3:3). Плоть превращает греховную мысль в помышление, помышление создаёт план греховных фантазий, этот план возбуждает похоть, похоть переходит в эмоции, эмоции приводят в действие волю, а воля инициирует греховные поступки (см. ещё раз Иак. 1:14-15). Греховное помышление состоит в основном из лжи и искажённых мнений о себе, о своих отношениях, своём удовлетворении, общей природе вещей и о Боге (ср. Иер. 17:9; Марк. 7:21-22; Рим. 7:23; 8:68). Такое ложное восприятие ведёт людей к самым разным видам греховного поведения, итогом которого является жалкое чувство вины. Поэтому, если Бог искупил верующих от злых, похотливых помышлений, они должны хранить свой разум и душу (Пс. 24:20; 38:2; Прит. 4:23; Лук. 21:34; 2 Иоан. 8) от разрушительных влияний, которые стремятся втянуть их в греховные сети. Когда Давид завершил воздавать хвалу за щедрые пожертвования людей на строительство храма, он произнёс следующую молитву:

Знаю, Боже мой, что Ты испытываешь сердце и любишь чистосердечие; я от чистого сердца моего пожертвовал всё это, и ныне вижу, что и народ Твой, здесь находящийся, с радостью жертвует Тебе. Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиля, отцов наших! Сохрани это навек, это расположение мыслей сердца народа Твоего, и направь сердце их к Тебе (1 Пар. 29:17-18).

В 1 Пет. 1:14 рабское состояние неискупленного описано как «неведение», что указывает на отсутствие духовного понимания. Это вторая характеристика неискупленных грешников. Духовное неведение иудейских вождей побудило Иисуса упрекнуть их в следующих словах:

Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийцей от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи (Иоан. 8:43-44; ср. 17:25).

Апостол Павел, возможно, лучше всего обобщил такое невежество в Ефес. 4:18, сказав, что неверующие «помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божьей, по причине их невежества и ожесточения сердца» (ср. 2:1-3, 12; Рим. 1:28; 1 Кор. 2:14; Гал. 4:8). Павел свидетельствует о своём собственном состоянии в прошлом: «[Я] прежде был хулителем, и гонителем, и обидчиком, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии» (1 Тим. 1:13).

Вступительный стих этого раздела указывает на третью характеристику неискупленных, на их суетную жизнь, являющуюся пустым, бесполезным и ничтожным существованием. Независимо от того, что они думают, все неискупленные люди проводят суетную жизнь. Даже величайшие достижения неверующих бессмысленны с точки зрения вечности. Иисус ясно сказал об этом в двух проницательных вопросах к Своим ученикам: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Матф. 16:26).

Павел признал тщетность неискупленной жизни, когда запретил жителям Листры поклоняться ему и Варнаве: «Что вы это делаете? И мы — подобные вам люди и благовествуем вам, чтобы вы обратились от этих ложных богов к Богу живому, Который сотворил небо и землю, и море, и всё, что в них» (Деян. 14:15; ср. Рим. 1:21; 6:20-21; 8:20; 1 Кор. 3:20). Апостол убеждал и верующих Ефеса оставить такие суетные пути: «Поэтому я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего» (Ефес. 4:17).

В этой части стиха находится и четвёртая характеристика погибшего состояния неискупленных: религиозные традиции, представленные как некие понятия, идеи, переданные им от отцов. Фарисеи и их последователи были главными приверженцами таких бесполезных традиций, что побудило Иисуса обвинить их за это: «Лицемеры! Хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: „Приближаются ко Мне люди эти устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня. Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим“» (Матф. 15:7-9; 23:1-4). Традиционная религия, будь то отступнический иудаизм, либо язычество во множестве своих форм, является по своей сути рабством греха (ср. Ис. 29:13; Матф. 15:3, 6; Марк. 7:89, 13; Гал. 1:14; Кол. 2:8), в искуплении от которого нуждаются люди.

Слова Павла к Титу точно характеризуют такое рабство неискупленных: «Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабами похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга» (Тит. 3:3; ср. Иер. 2:22; Рим. 1:18-32; Гал. 5:1921; Ефес. 5:5; Кол. 3:5-7). Только Бог может освободить от этой греховной неволи. Псалом 106 ярко описывает такое безнадёжное состояние людей и Божье искупление их:

Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом, ибо не покорялись словам Божьим и пренебрегли волей Всевышнего. Он смирил сердце их работами; они преткнулись, и не было помогающего. Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их; вывел их из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их. Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих, ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил (ст. 10-16; ср. Прит. 20:9; Ис. 43:25; 61:1; Ион. 2:9; Рим. 7:4-6; Гал. 4:3-5; Кол. 2:13-14).

Посредством чего Бог искупил верующих?

Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы… но драгоценной кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца (1:18а, 19)

В Пс. 48:8-9 сказано: «Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него. Дорога цена искупления души их, и не будет того вовек». Действительно, дорога цена искупления души. Пётр обращается к здравому смыслу читателей, напоминая им, что человечество не имеет ничего, что могло бы заплатить такую цену. Глагол «зная» подчёркивает, что верующие понимают: они не тленными вещами искуплены. Ценой искупления не был какой-то ценный земной товар — подобный серебру или золоту. Но почему Апостол в этом контексте упомянул такие высоко ценимые металлы? В этом случае он, вполне возможно, вспоминал ветхозаветный текст о денежном выкупе, который Бог требовал от израильтян (ср. Исх. 30:13, 15) при исчислении всех мужчин призывного для военной службы возраста:

И сказал Господь Моисею, говоря: «Когда будешь делать исчисление сынов Израилевых при пересмотре их, то пусть каждый даст выкуп за душу свою Господу при исчислении их, и не будет между ними язвы губительной при исчислении их. Всякий, поступающий в исчисление, должен давать половину сикля, сикля священного; в сикле двадцать гер. Полсикля — приношение Господу. Всякий, поступающий в исчисление от двадцати лет и выше, должен давать приношение Господу. Богатый не больше и бедный не меньше полсикля должны давать в приношение Господу, для выкупа душ ваших. И возьми серебро выкупа от сынов Израилевых и употребляй его на служение скинии собрания; и будет это для сынов Израилевых в память пред Господом, для искупления душ ваших» (Исх. 30:11-16).

Проведение переписи было грехом и считалось признаком недоверия Богу. Однажды, когда Бог повелел Моисею провести перепись, после Он потребовал совершить обряд очищения. Таким образом израильтяне отвратили наказание, следовавшее за переписью. Когда Израиль всё же сделал перепись, явно нарушив Божью запретительную заповедь, то продемонстрировал этим греховное недоверие к Божьей силе. В 21-й главе Первой книги Паралипоменон говорится, что Давид, будучи искушаем сатаной, сделал перепись, желая удовлетворить свою гордость исчислением военной мощи нации. Самонадеянность и непослушание Давида Богу в борьбе с врагами навлекли гнев Господа на Израиль. Божье наказание обрушилось на всё царство в виде моровой язвы, принесённой ангелом-губителем (ст. 11-17).

Пётр знал, что, в отличие от временного выкупа за деньги, разрешённого Богом израильтянам в 30-й главе книги Исход, никакое количество денег не сможет искупить души людей из рабства греха. Пророк Исаия видел природу окончательного искупления Богом Своего народа, когда писал: «Ибо так говорит Господь: „За ничто были вы проданы, и без серебра будете выкуплены“» (Ис. 52:3).

Объяснив, что не было средством искупления, Пётр открывает, чем Бог искупил верующих — драгоценной кровью. Слово «кровь» использовано для того, чтобы подтвердить смерти жертвы посредством пролития крови. Кровь являлась драгоценной, поскольку принадлежала непорочному и чистому Агнцу. Слова Петра указывают на большую жертву, которую нёс владелец агнца, убивая самое лучшее, самое чистое и совершенное животное из своего стада — какое требовал Бог в качестве жертвы (Лев. 22:19; Числ. 6:14; 28:3-4; Втор. 15:21; 17:1; ср. Исх. 12:5; Лев. 22:17-25). Но, как ясно сказано в Евр. 10:1-10, никакой агнец или какое-либо другое жертвенное животное на самом деле не могли удалить грех:

Закон, имея тень будущих благ, а не сам образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами ежегодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. Поэтому Христос, входя в мир, говорит: «Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовил Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: „Вот иду, — как в начале книги написано обо Мне, — исполнить волю Твою, Боже“». Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех», которые приносятся по закону, «Ты не восхотел и не благоизволил», потом добавил: «Вот иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе. По этой-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа (ср. 9:24-26; 10:11, 14).

Все эти жертвоприношения показывали смертельные последствия греха и служили прообразом последней заместительной жертвы за грешников, что исполнилось в единократной смерти Иисуса Христа на Голгофе. То, что Иисус был абсолютно непорочным и чистым, подтверждается в Писании, в учении о вменении, которое говорит: «Не Знавшего греха Он соделал грехом вместо нас, чтобы мы стали праведностью Божьей в Нём» (2 Кор. 5:21, Новый перевод с греч. подлинника).

Вменение говорит о законном взаиморасчёте. Вменить кому-то вину значит записать вину на счёт этого человека. Подобно и вменить праведность значит считать человека праведным. Таким образом, вменённые вина или праведность — это вполне объективная реальность; она существует совершенно отдельно от человека, которому вменяется. Другими словами, человек, которому вменяется вина, из-за этого не становится по-настоящему виновным. Но он считается виновным по закону. Это объявление человека виновным, а не фактическое переделывание его характера.

Вина грешников была вменена Христу. Он ни в коем смысле не был по- настоящему запятнан виной. Он был просто объявлен виновным перед судом неба, и наказание за всю вину было возложено на Него. Грех был вменен Ему, но не стал частью Его природы.

Это замечательное утверждение: «Не Знавшего греха [Бог] соделал грехом вместо нас, чтобы мы стали праведностью Божьей в Нём». Оно не может означать, что Христос стал грешником. Это утверждение не может означать, что Он совершил какой-либо грех, что Его природа была осквернена или что Он понёс наш грех в каком-либо другом смысле, помимо юридического вменения.

Христос не имел способности грешить. Он был безупречен. Этот же стих представляет Его, как «не Знавшего греха». Он был незапятнан. Он должен был быть незапятнанным грехом для того, чтобы стать совершенной жертвой. Он был свят, невиновен, неосквернён — отделён от грешников (Евр. 7:26). Он был без греха (Евр. 4:15). Если бы грех каким-либо образом запятнал Его природу, если бы Он стал настоящим грешником, Он Сам был бы достоин наказания за грех, а следовательно не имел бы права внести плату за грехи других. Совершенный Агнец Божий не мог быть запятнанным. Поэтому фраза «[Бог] соделал [Его] грехом» не может означать, что Христос был запятнан настоящим грехом.

Это означает то, что вина за наши грехи была вменена Ему, занесена на Его счёт. Многие места Св. Писания подчёркивают эту концепцию: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» (Ис. 53:5). «Он грехи наши Сам вознёс телом Своим на древо» (1 Пет. 2:24). Он понёс «грехи многих» (Евр. 9:28).

Поэтому во 2 Кор. 5:21 Павел просто подразумевает, что Бог обращался с Христом, как если бы Он был грешником. Он вменил Ему нашу вину и взыскал с Него полное наказание за грех, хотя Сам Христос и не знал греха.

Вина, которую Он понёс, не была Его виной, но Он понес её, как если бы она была Его. Бог возложил нашу вину на Христа и обязал Его заплатить за неё. Вся вина за все грехи всех, кто когда-либо будет спасён, была вменена Иисусу Христу — занесена на Его счёт, как если бы Он был виновен во всём. Затем Бог излил всю ярость Своего гнева за весь этот грех, и Иисус всё это испытал. Таково значение этого стиха, который говорит, что Бог соделал Христа грехом за нас (Джон Ф. Мак-Артур «Свобода и сила прощения», [Славянское Евангельское Общество, 1999], стр. 24-25; курсив в оригинале).

Поскольку любой грех — это нарушение Божьего святого закона и долг перед Ним, Бог является Тем, Кому должна быть уплачена цена. Только кредитор может определять условия выкупа или погашения задолженности. Цена была уплачена не сатане, как считают некоторые, как если бы он был оскорблён и нуждался в компенсации за грехи против него. Всякий грех совершается против Бога, и Бог определяет условия выкупа. Ценой, которую потребовал Небесный Отец, была жизнь Его собственного Сына (Деян. 20:28; Рим. 3:24-25; Гал. 4:4-5; Ефес. 1:7; Кол. 1:13-14; Тит. 2:13-14).

Кровь Христа — самая драгоценная кровь, потому что Иисус был единственным абсолютно совершенным Человеком из когда-либо живших (ср. Иоан. 1:14, 27; Евр. 4:14-15; 7:26-28). Автор Послания к Евреям раскрыл сущность миссии Христа как совершенного Посредника и Первосвященника нового завета, исполнившегося благодаря Его смерти как совершенной жертвы:

Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большей и совершеннейшей скинией, нерукотворной, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своей кровью, однажды вошёл во святилище и приобрёл вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы через окропление освящает осквернённых, чтобы чисто было тело, то тем более кровь Христа, Который Духом Святым принёс Себя, непорочного, Богу, очистит совесть нашу от мёртвых дел, для служения Богу живому и истинному! И потому Он — Ходатай нового завета, чтобы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное (Евр. 9:11-15; ср. 4:15).

Уникальность истины об искупительной смерти Христа подтверждается и во многих других местах Нового Завета (3:18; Иоан. 1:29; 1 Кор. 1:30; Гал. 3:13; Откр. 1:5; ср. 1 Пет. 2:4; Откр. 5:6-9; 14:4).

Под кровью Христа следует понимать не пролитую Им физическую жидкость, а всю Его искупительную смерть. Писание говорит о крови Христа почти в три раза больше, чем о кресте, и в пять раз больше, чем о смерти Христа. Поэтому слово «кровь» — это основной термин, используемый в Новом Завете как ссылка на искупление.

Пётр пишет, что избрание было «к послушанию и окроплению кровью Иисуса Христа» (1:2). «Окропление кровью» скрепило новый завет (ср. Евр.

9:1-18). «Без пролития крови не бывает прощения» (Евр. 9:22). Если бы Христос не пролил Свою кровь буквально, как жертва за грехи верующих, то никто не смог бы обрести спасение. Это причина, по которой распятие стало средством, предназначенным Богом для искупительной смерти Христа; это самая яркая, видимая демонстрация отдачи жизни как цены за грехи.

По Божьему замыслу пролитие крови было предусмотрено почти для всех ветхозаветных жертв. Именно истечение крови, а не удар, удушение или сожжение, было причиной их смерти. Бог определил, чтобы жертвенная смерть наступала от потери крови, «потому что душа тела в крови» (Лев. 17:11).

При распятии была бесчеловечно пролита настоящая, живая кровь Христа. Те, кто отрицает эту истину или пытается придать смерти Христа некий символизм, извращают суть Евангелия. Иисус Христос истёк кровью и умер в самом полном, буквальном смысле, и когда Он воскрес из мёртвых, то и это произошло буквально. Отрицать абсолютную реальность этих истин — значит делать их недействительными (ср. 1 Кор. 15:14-17).

Однако полностью смысл распятия проявляется не только в пролитии крови. В крови Христа не было ничего сверхъестественного, что освятило бы тех, кто к ней прикоснулся. Те, кто бичевали Его, могли быть обрызганы кровью. Но подобное применение крови Христа не сделало ничего для их очищения от грехов. Если бы Господь пролил кровь, но не умер, искупление не было бы совершено. Если бы искупление было остановлено до того, как осуществилось полное возмездие за грехи, пролитие крови Христом не имело бы никакого смысла. Если бы сама кровь могла искупить грешников, почему бы Иисусу не пролить просто кровь, вместо того, чтобы умирать на кресте? Он не сделал этого, потому что в Писании выражение «пролитие крови» подразумевает больше, чем просто кровоистечение.

Библейский смысл этого вопроса очевиден. Он разъясняется в Рим. 5:910; эти два стиха показывают, что быть «оправданным кровью Его» (ст. 9) равнозначно «примирению с Богом смертью Сына Его» (ст. 10). Жертвенная смерть Христа за грешников является решающей составляющей в спасении. Пролитие Его крови было видимым знаком того, что кровь жертвы пролилась, лишив её жизни. Писание последовательно использует термин «пролитие крови» как метонимию для искупительной смерти (Евр. 9:22; 12:4; ср. 9:12, 14; 10:19; 11:28; 13:12, 20; Исх. 12:7, 13, 22-23; 23:18; 30:10; 34:25; Лев. 16:27; 17:11; Втор. 12:27; Матф. 26:28; Деян. 20:28; 1 Пет. 1:19; 1 Иоан. 1:7; Рим. 3:25; 1 Кор. 11:25; Ефес. 1:7; 2:13; Кол. 1:20; Откр. 1:5; 7:14).

Поэтому кровь Христа драгоценна — но, несмотря на всю свою драгоценность, эта физическая кровь не могла спасти никого. Только когда она была пролита в смерти Господа, стала возможной оплата наказания за грех (Лук. 24:46; Деян. 17:3; Рим. 5:8-11; Ефес. 2:13-16; Откр. 5:9; 13:8; ср. Иоан. 11:50-51).

Важно также отметить, что хотя Христос пролил Свою кровь, Писание не говорит, что истечение крови стало причиной Его смерти. Наоборот, Писание учит, что Он добровольно отдал жизнь (Иоан. 10:18). Но даже эта физическая смерть не могла принести искупления отдельно от Его духовной смерти, разделившей Христа с Отцом (ср. Матф. 27:46), когда Он понёс всю вину за все грехи всех, кто когда-либо будет спасён.

Понятно, что хотя Христос и пролил Свою кровь, как физическую субстанцию, многие ссылки на неё не должны восприниматься буквально. Строго буквальное толкование, например, не может объяснить такие тексты как Иоан. 6:53-54, где сказано: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоть Сына Человеческого и пить кровь Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пьющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». Так же трудно было бы объяснить то, как может подразумеваться физическая кровь в Матф. 27:25 («Кровь Его на нас и на детях наших»); Деян. 5:28 («[Вы] хотите навести на нас кровь Того Человека»); 18:6 («Кровь ваша на главах ваших»); 20:26 («Чист я от крови всех») и 1 Кор. 10:16 («Чаша благословения… приобщение крови Христовой?»).

Попытки понимать каждую ссылку на кровь Христа буквально могут привести к серьёзному заблуждению. Римско-католическое учение известное как пресуществление, например, учит, что вино в чаше во время Вечери чудесным образом превращается в реальную кровь Христа. Участвующие в мессе буквально исполняют слова Иисуса: «Ядущий Мою плоть и пьющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Иоан. 6:54).

Некоторые утверждают, что кровь Христа никогда не была по-настоящему человеческой. Однако они настаивают на буквальном понимании каждой новозаветной ссылки на кровь Иисуса. Они ошибочно утверждают, что физическая кровь Христа каким-то «чудесным» образом сохранилась после распятия и была взята на небо, где она сейчас и находится, буквально покрывая душу каждого христианина в момент спасения.

Верующие не получают спасение посредством какого-то мистического применения реальной крови Иисуса. Ничто в Писании не указывает на то, что настоящая кровь Христа хранится на небесах и покрывает верующих в момент спасения. Когда Пётр сказал здесь, что святые искуплены кровью, он не подразумевал чашу с кровью на небесах. Апостол имел в виду то, что они спасены жертвенной смертью Христа.

Таким же образом, когда Павел хвалился крестом (Гал. 6:14), он имел в виду не буквальные деревянные балки, а составляющие подвига искупления. Кровь, как и крест, подразумевает всё дело искупления, совершённое Христом. От греха верующих очищает не физическая жидкость, а дело искупления, которое совершил Христос, пролив Свою кровь в акте смерти.

Посредством КогоБог искупил верующих?

предназначенного ещё прежде создания мира, но явившегося в последние времена… Который воскресил Его из мёртвых и дал Ему славу (1:20а, 21а)

Здесь Пётр более подробно описывает уникальность драгоценного Агнца, Иисуса Христа. Первый аспект этой уникальности — Его предопределение. То, что Иисус был предназначен (проэгносменоу, букв. «предузнан»), ясно подразумевает, что Бог планировал послать Своего Сына как воплощённого Искупителя ещё прежде создания мира. Бог не реагировал на грехопадение людей срочным поиском выхода из сложившейся ситуации, но предопределил послать Своего Сына Спасителем мира задолго до грехопадения — даже до сотворения (Деян. 2:23; 4:27-28; 2 Тим. 1:9; Откр. 13:8; ср. Ис. 42:1; Рим. 8:29-30; Ефес. 1:5-11). Удивительно, но враги Иисуса из среды иудейских вождей, насмехавшиеся над Ним у креста, похоже, признали, что у Бога был предназначенный Мессия: «Других спасал; пусть спасёт Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий» (Лук. 23:35). К сожалению, они отказались признать, что Иисус был действительно избран Богом стать жертвой за грех.

Во-вторых, драгоценный Агнец уникален по причине Своего воплощения. Глагол фанеротентос, переведённый как «явившийся», несёт в себе идею прояснения или демонстрации чего-либо. Он стоит во времени аорист, в пассивном залоге, что указывает на историческое событие — из контекста видно, что Божий Сын стал Человеком (ср. Гал. 4:4-5). В своём глубоком объяснении смирения Христа Павел обобщает тему воплощения:

Он, будучи образом Божьим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным людям и по виду став, как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Фил. 2:6-8; ср. Иоан. 1:14; Гал. 4:4).

Фраза «в последние времена» — известное выражение, описывающее весь период от рождения Христа до Его Второго пришествия (ср. синоним «последние дни» в Иак. 5:3; 2 Пет. 3:3; 2 Тим. 3:1; Евр. 1:2 и «последнее время» в 1 Иоан. 2:18). Греч. слово хронон («времена») указывает на хронологический момент в Божьем календаре событий. Годами раньше Пётр употребил похожее выражение, цитируя из Ветхого Завета при объяснении чуда сошествия Святого Духа в День Пятидесятницы: «Это предсказанное пророком Иоилем: „И будет в последние дни, — говорит Бог, — изолью от Духа Моего на всякую плоть“» (Деян. 2:16-17; ср. 1 Тим. 4:1; Евр. 1:2).

Третья характеристика уникальности Божьего Сына — это Его воскресение. Бог воскресил Его из мёртвых, как несомненное доказательство того, что Иисус Христос был жертвой за грехи и совершил Божье дело искупления (Деян. 2:24, 32; 3:15; 4:10; 13:33; 17:31; 26:23; Рим. 4:25; 1 Кор. 15:20-26). В своём вступительном приветствии в Послании к Римлянам Павел кратко обобщает значение воскресения: «[Иисус Христос, наш Господь] открылся Сыном Божьим в силе, по духу святости, через воскресение из мёртвых» (Рим. 1:4).

В-четвёртых, Пётр напоминает верующим, что Христос уникален, потому что Бог в качестве последнего, заключительного подтверждения дал Ему славу. Эта фраза указывает на вознесение (Марк. 16:19; Лук. 24:50-51; Деян. 1:9-11), когда Христос вернулся на небеса во славу Отца, принадлежащую Ему от вечности (3:22; Лук. 24:26; Иоан. 17:4-5; Ефес. 1:20-21; ср. Пс. 67:19). Говоря о превосходстве Христа, автор Послания к Евреям указывает на Его вознесение как на награду за совершение дела искупления: «Но видим, что за претерпение смерти увенчан славой и честью Иисус, Который не много был умалён пред ангелами» (Евр. 2:9; ср. 9:24; 12:2). В Фил. 2:9-11 Христу приписывается господство над всем:

Поэтому и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, чтобы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос во славу Бога Отца.

Для чего Бог искупил верующих?

для вас, уверовавших через Него в Бога, … чтобы вы имели веру и упование на Бога (1:206, 216)

Как бы подчёркивая уже известную читателям истину, Пётр напоминает, что искупительная жертва Христа была именно для вас, то есть для всех искупленных. Этот акцент на то, что Иисус умер за искупленных, подробнее раскрыт в главах 15 и 19, где объясняются стихи 2:24 и 3:18 соответственно (ср. Ис. 53:4-6; 2 Кор. 5:21; 8:9; Ефес. 1:6).

Поскольку искупление доступно только через Него (Деян. 3:16; 4:12; ср. Иоан. 3:36; 10:7, 9; 1 Иоан. 5:11-12; 2 Иоан. 9-11; 1 Кор. 1:4; 1 Тим. 2:5), то к Богу другого пути нет (Иоан. 14:6). Это подтверждает исключительность Евангелия как единственного пути искупления. Люди не могут иметь настоящую веру в Бога, не признав смерть, воскресение и полновластное господство Божьего Сына. По сути, все, неверящие в Евангелие, вообще не могут познать Бога, а потому обречены на вечную погибель.

Ибо праведно пред Богом оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, — покоем вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его (2 Фес. 1:6-9).

Следует также учесть, что фраза «через Него» может подразумевать не только путь к спасающей вере в Бога, но и силу верить в Евангелие. В 1 Кор. 3:5 Павел писал, что с человеческой стороны он и Аполлос — «только служители, через которых вы уверовали». Поэтому становится ясно, что поскольку все люди беспомощны, слепы и мертвы во грехах, то потребуется божественная сила. Вот почему Павел продолжает рассуждать: «Поскольку каждому дал Господь». Сам Христос через Святого Духа совершает спасение верующих. Пётр знал это, так как ранее иерусалимские верующие из евреев, соглашаясь с его учением, подтвердили это, сказав: «Видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь» (Деян. 11:18).

Поскольку искупление через Него производит веру в Бога, следовательно и спасение даётся по вере (Марк. 1:15; 16:16; Иоан. 6:29; 20:31; Деян. 11:21; 13:39, 48; 16:31; 20:21; Рим. 3:28; 5:15; 10:9-10, 14-15, 17; Ефес. 2:8-9). Спасающая вера — это вера в единого, истинного и живого Бога (Евр. 10:39; 11:6) через Его Сына Иисуса Христа (Иоан. 6:40). Всё, что подразумевается под подлинной спасающей верой, содержится в словах «имели веру в Бога».