24 глава

24:1 Через пять дней Очень короткий срок, за который иудейским начальником нужно было оформить дело, нанять обвинителя («ритора») и прибыть в Кесарию. Возможно, они боялись, что Феликс отменит слушание дела Павла, если они не успеют все сделать вовремя. первосвященник Анания См. пояснение к 23:2. старейшинами Это наиболее влиятельные члены синедриона (см. пояснение к 4:5). Тертуллом Возможно, римлянин, но вероятнее всего, елллинист (ср. ст. 6).

24:3 Феликс Правитель Иудеи с 52 по 59 г. по Р. Х. Феликс был бывшим рабом, но его брат (фаворит императора Клавдия) сумел сделать его правителем. Римская верхушка была о нем невысокого мнения, и он ничем особенным не отличился на своем посту. Он разгромил египтянина и его сторонников (см. пояснение к 21:38), но жестокость Феликса возмущала иудеев и привела к его отставке по решению императора Нерона через два года после разбирательства по делу Павла (ст. 27).

24:5‑7 Высказав обязательные комплименты в адрес Феликса, Тертулл изложил суть обвинения против Павла. В него входили подстрекательство к мятежу (нарушение римского закона), сектантство (нарушение иудейского закона), и богохульство (нарушение Божьего закона).

24:5 язвою Это слово, отражавшее ненависть синедриона к Апостолу и христианству, не содержало конкретного обвинения. возбудителем мятежа Первое (и в римском суде самое серьезное) обвинение, выдвинутое против Павла: подстрекательство к мятежу. Римляне не прощали возмутителей и мятежников (об этом иудеи узнают через несколько лет, в 66 г. по Р. Х.). Сумей иудейские начальники обосновать такое обвинение, Павел получил бы суровое наказание, возможно даже смертный приговор. Тертулл избегал называть какие‑либо конкретные обстоятельства, поскольку правитель мог передать дело Павла другому правителю, в чьей области произошли указанные события. Иудеи хотели, чтобы дело рассматривал правитель, на которого они имели определенное влияние. представителем Назорейской ереси Второе обвинение, выдвинутое против Павла, заключалось в сектантстве (ереси). Презрительные слова Тертулла о христианстве как о «назорейской ереси» (ср. 6:14; Ин. 1:46; 7:41, 52) имели своей целью создать образ Павла как предводителя мессианской секты, представляющей угрозу Риму.

24:6 осквернить храм Третье обвинение против Павла заключалось в богохульстве. Устами своего «ритора» иудейские начальники повторяли лживые обвинения асийских иудеев (21:28). Стараясь оправдать избиение Павла злобствующей толпой, они заявили (хотя это была ложь) о том, что задержали его.

24:6‑8а даже… к тебе Во многих старинных рукописях это место опущено. В таком случае возникает вопрос: о ком говорит Тертулл перед Феликсом. Если данное место Писания уместно, то Тертулл просит Феликса разобраться с Павлом; но тогда Апостол просто отмел бы лживые обвинения Тертулла. Если данный отрывок стоит на своем месте, то получается, что Тертулл безосновательно обвинял Лисия в превышении своих полномочий и вмешательстве в дела Иудеев. Тогда ему нужно было бы заявить, что расследование Лисия подтвердило лживые обвинения иудеев. Это помогло бы объяснить, почему Феликс решил отложить слушания и послать за Лисием (ст. 22).

24:7‑8а Еще одна ложь, направленная на то, чтобы запутать дело. Очевидно, что в насилии была виновна толпа; Лисий же прекратил беспорядок и спас Павла.

24:10‑21 Третья из шести речей Павла в свою защиту (ср. 22:1‑21; 22:30–23:10; 25:1‑12; 26:1‑29; 28:17‑19).

24:10 многие годы… судишь Сейчас Феликс был правителем, а до того служил под началом правителя Самарии. В отличие от Тертулла, Павел не льстит Феликсу, но напоминает о его знакомстве с иудейскими законами, обычаями и нравами. Таким образом, он призывает Феликса вынести справедливый приговор.

24:11 двенадцать дней Пять из них прошли в ожидании прибытия в Кесарию его обвинителей (ст. 1). Несколько из оставшихся 7 дней были посвящены обрядам очищения (см. пояснения к 21:24, 27). Павел хочет сказать, что даже если бы он хотел организовать восстание, то у него на это не было бы времени.

24:14 которое См. пояснение к 9:2. в законе и пророках Под «законом и пророками» подразумевается Ветхий Завет (см. Мф. 7:12). Саддукеи отвергали многое из Ветхого Завета (см. пояснение к 23:8), что принималось фарисеями, но и они и фарисеи одинаково отвергали свидетельство Ветхого Завета об Иисусе Христе (ср. Лк. 24:27, 44; Ин. 1:45; 5:39, 46) Павел, напротив, рассматривал весь Ветхий Завет как Богодухновенное Слово и верил всему, что говорилось в Ветхом Завете.

24:15 надежду на Бога Великой наградой для иудеев было воскресение (Иов. 19:25‑27; Дан. 12:2). Именно Павел, а не скептики‑саддукеи, держался русла традиционной иудейской теологии.

24:16 непорочную совесть См. пояснение к 23:1.

24:17 милостыню… и приношения Единственное упоминание в Деяниях о доставленных денежных средствах, которые Павел собрал для нуждающихся верующих в Иерусалиме (см. пояснение к 19:21). Миссия Павла была сугубо гуманитарной и не имела ничего общего с организацией беспорядков.

24:18 очистившегося См. пояснение к 21:24.

24:19 Асийские Иудеи См. пояснение к 21:27.

24:21 учение о воскресении мертвых Вера в воскресение не была преступлением ни по иудейскому, ни по римскому закону. Павел не был также виновен в том долгом споре, который вели между собой саддукеи и фарисеи и который разгорелся с еще большей силой после заявления Павла.

24:22 отсрочил дело Свидетели якобы имевшего место преступления Павла (асийские иудеи) не смогли явиться на слушание по этому делу. Не было доказательств и у иудейских старейшин. Единственным решением, которое мог принять Феликс в свете римского законодательства, было объявить Павла невиновным, что привело бы иудеев в ярость и, возможно, создало бы последующие проблемы. Поскольку первой обязанностью Феликса как правителя было поддержание порядка, он решил, что лучшим решением будет отсутствие решения, и отложил решение под тем предлогом, что ему необходимо получить дополнительную информацию от Лисия. когда придет тысяченачальник В письменном отчете Лисия уже было сказано, что проблема спора касается иудейского закона (23:29) и что Павел не виновен в каком‑либо преступлении (23:29). Трудно понять, что еще он смог бы добавить, и нет свидетельств о том, что Феликс когда‑либо вызывал Лисия к себе. я обстоятельно узнаю об этом учении Возможно, от его жены Друзиллы, которая была иудейкой (24:24).

24:24 Друзиллою Младшая дочь Агриппы I (см. пояснение к 12:1) и третья жена Феликса. Сраженный ее красотой Феликс увел ее от прежнего мужа. В момент суда над Павлом ей еще не было 20 лет.

24:25 о правде… воздержании… будущем суде Бог требует правды от всех людей вследствие Своей святой природы (Мф. 5:48; 1Пет. 1:15, 16). Чтобы соответствовать этой абсолютной норме, необходимо воздержание. Если мужчины или женщины не способны на воздержание и соответствие нормам Божией праведности, то их ждет отнюдь не спасение, а суд. Феликс пришел в страх Живший с женщиной, которую он увел от первого мужа, Феликс явно имел проблемы с «правдой» и «воздержанием». Осознание неизбежности «суда» взволновало его, и он поспешил отпустить Павла. когда найду время Прошло время, и Феликс легкомысленно упустил возможность покаяться (см. 2Кор. 6:2).

24:26 Павел даст ему денег Римский закон запрещал взяточничество, но оно было, тем не менее, широко распространено.

24:27 на место Феликса поступил Порций Фест См. пояснение к ст. 3. В отличие от бывшего раба Феликса, Фест был римским патрицием. О его пребывании на посту правителя мало что известно (он умер через два года), но иудейский историк Иосиф Флавий отзывался о нем лучше, нежели о его предшественнике и его преемнике. доставить удовольствие Иудеям Он сделал это потому, что в Риме накопилось множество жалоб о его жестокости, что впоследствии и стало причиной его смещения. Он жестоко подавил мятеж в Кесарии, и возмущенные иудеи сумели направить жалобу в Рим и добиться его смещения. Император Нерон отозвал его в Рим, где его ждало бы суровое наказание, если бы не заступничество Палласа, его влиятельного брата.