26 глава

26:1‑29 Пятая из шести речей Павла в свою защиту. (Ср. 22:1‑21; 22:30–23:10; 24:10‑21; 25:1‑12; 28:17‑19).

26:1 позволяется тебе говорить Поскольку не было никого из обвинителей Павла, Ирод позволил ему говорить в свою защиту. простерши руку Обычный жест в начале речи (ср. 12:17; 13:16; 19:33).

26:3 ты знаешь все обычаи и спорные мнения Иудеев См. пояснение к 25:26. Главная цель Павла была не в том, чтобы оправдать себя, а чтобы обратить Агриппу и прочих (ст. 28, 29).

26:5 я жил фарисеем См. пояснение к Мф. 3:7; ср. Флп. 3:5.

26:6 надежду на обетование О приходе Мессии и Его Царства (ср. 1:6; 3:22‑24; 13:23‑33; Быт. 3:15; Ис. 7:14; 9:6; Дан. 7:14; Мих. 5:2; Тит. 2:13; 1Пет. 1:11, 12).

26:7 двенадцать колен Общее определение Нового Завета для Израиля (ср. Мф. 19:28; Иак. 1:1; Отк. 21:12). Десять северных колен не были потеряны полностью. Представители каждого из них смешались с двумя южными коленами до и после вавилонского плена – процесс, который начался в царствование Езекии (2Пар. 30:1‑11) и Иосии (2Пар. 34:1‑9).

26:8 Павел считал невероятным, что его могут осудить за воскресение – великую надежду Иудейского народа (см. пояснение к 24:15).

26:10 святых Верующие христиане (1Кор. 1:2). я подавал на то голос Буквально «я бросал свой камень»: в древние времена был обычай определять голоса с помощью разноцветных камешков. Данный стих, возможно, также указывает на то, что Павел в свое время был членом синедриона.

26:11 принуждал хулить Т.е. отрекаться от веры в Иисуса Христа.

26:12‑14 Третье в Новом Завете свидетельство Павла о его обращении (см. пояснения к 9:1‑19; 22:6‑21).

26:16 что Я открою тебе См. 18:9, 10; 22:17‑21; 23:11; 2Кор. 12:1‑7; Гал. 1:11, 12.

26:17 язычников, к которым Я теперь посылаю тебя См. Рим. 11:13; 1Тим. 2:7.

26:18 открыть глаза им Неверующие ослеплены сатаною и не воспринимают духовной истины (2Кор. 4:4; 6:14; ср. Мф. 15:14). от тьмы к свету Поскольку неверующие пребывают во тьме своей духовной слепоты, в Библии часто говорится о свете как средстве спасения (ст. 23; 13:47; Мф. 4:16; Ин. 1:4, 5, 7‑9; 3:19‑21; 8:12; 9:5; 12:36; 2Кор. 4:4; 6:14; Еф. 5:8, 14; Кол. 1:12, 13; 1Фес. 5:5; 1Пет. 2:9; 1Ин. 1:7; 2:8‑10). прощение грехов Это самый существенный результат спасения. (См. пояснение к 2:38; ср.3:19; 5:31; 10:43; 13:38; Мф. 1:21; 26:28; Лк. 1:77; 24:47; 1Кор. 15:3; Гал. 1:4; Кол. 1:14; Евр.8:12; 9:28; 10:12; 1Пет. 2:24; 3:18; 1Ин. 2:1, 2; 3:5; 4:10; Отк. 1:5). жребий Благословения, которыми верующие будут пользоваться в вечности (ср. 20:32; Еф. 1:11, 14, 18; Кол. 1:12; 3:24; Евр. 9:15). верою в Меня Библия ясно и постоянно говорит о том, что спасение приходит исключительно через веру, без человеческих дел (13:39; 15:9; 16:31; Ин. 3:14‑17; 6:69; Рим. 3:21‑28; 4:5; 5: 1; 9:30; 10:9‑11; Гал. 2:16; 3:11, 24; Еф. 2:8, 9; Флп. 3:9).

26:20 дела, достойные покаяния Подлинное покаяние неразрывно связано с новым образом жизни (см. по яснения к 2:38; Мф. 3:8; Иак. 2:18).

26:21 меня Иудеи… покушались растерзать См. 21:27‑32. Истинная причина в отличие от лжи иудейских старейшин (24:6).

26:22 пророки и Моисей См. пояснение к 24:14. Понятие «Моисей» взаимосвязано с «законом», поскольку он был автором Пятикнижия, пяти книг закона.

26:23 Христос… пострадать… восстав… из мертвых Страдания (Пс. 21; Ис. 53) и Воскресение (Пс. 15:10; ср. 13:30‑37) Мессии (центральная тема проповеди Павла) ясно изложены в Ветхом Завете.

26:24 безумствуешь ты Фест был поражен, что такой высокообразованный человек, как Павел, верит в то, что мертвые оживут снова – этого не мог принять ни один грамотный римлянин. Не в силах сдержать себя, он перебивал Павла и кричал, что большие знания довели его до потери рассудка (ср. Мк. 3:21; Ин. 8:48, 52; 10:20).

26:26 не в углу происходило Смерть Иисуса и свидетельство христиан о том, что Он восстал из мертвых, было известно всей Палестине.

26:27 Веришь ли… пророкам? Прямой вопрос Павла поставил Ирода перед дилеммой. Если он подтвердит, что верит в пророков, то должен будет признать, что их учение о смерти и Воскресении Иисуса истинно, и в таком случае он будет глупо выглядеть перед своими друзьями римлянами. Сказать же, что он отрицает пророков, значит вызвать гнев своих подданных иудеев.

26:28 ты немного не убеждаешь меня Лучший перевод: «Не хочешь ли ты, чтобы я стал христианином за такое короткое время?» Признав дилемму, поставленную Павлом, Агриппа парировал его вопрос другой дилеммой.

26:30‑32 По окончании слушания Агриппа и Фест встретились наедине, чтобы обсудить дело Павла. Они оба согласились в том, что за ним нет никакой вины и его можно было бы отпустить, если бы он сам не потребовал суда кесаря.