7 глава

7:1 первосвященник См. пояснение к 4:6. Возможно, Каиафа (см. пояснение к Ин. 18:13), который пребывал на этом посту до 36 г. по Р. Х. так ли это? На современном юридическом языке: «что вы можете сказать по этому поводу?»

7:2‑53 Ответ Стефана, кажется, не удивляет священника. Между тем, Стефан привел исчерпывающий довод в защиту христианской веры на основании Ветхого Завета и сделал вывод о вине иудейских начальников в отвержении Иисуса.

7:2 Бог славы Это выражение употреблено еще только один раз в Пс. 28:3. Бог славы – это наивысший из Его титулов (см. пояснения к Исх. 33:18, 19), Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран В Быт. 12:1‑4 говорится о повторном призыве к Аврааму переселиться в Харран (ок. 500 миль (800 км) на северо‑запад от Ура). Вероятно, Бог уже обращался с таким призывом к Аврааму, когда тот жил в Уре (ср. Быт. 15:7; Неем. 9:7), а затем повторил призыв в Харране (см. пояснения к Быт. 11:31– 12:1‑3).

7:3 Цитата из Быт. 12:1.Речь идет о земле, где располагался Ур. (Быт. 11:28, 31; 15:67; Неем. 9:7). по смерти отца его На первый взгляд кажется, что, согласно Быт. 11:26, 32 и 12:4, Фарра жил еще 60 лет после ухода Авраама из Харрана. Фарре было 70 лет, когда родился его первый сын (Быт. 11:26). Аврааму было 75 лет, когда он покинул Харран (Быт. 12:4). Фарре должно было быть 145, а он жил до 205 лет (Быт. 11:32). Наилучшим объяснением этого несоответствия является то, что Авраам не был первенцем Фарры, но был упомянут первым (Быт. 11:26) за какие‑то особые качества. Таким образом, при рождении Авраама Фарре было 130 лет.

7:5 Цитата из Быт. 17:8; 48:4.

7:6 лет четыреста Взято непосредственно из Быт. 15:13, 14. Сам Бог дал округленное число лет пребывания Израиля в Египте (430 лет – Исх. 12:40).

7:7 Цитата из Исх. 3:12.

7:8 завет обрезания Обрезание было знаком Авраамова завета (см. пояснение к Быт. 17:11). двенадцать патриархов 12 сыновей Иакова, которые стали родоначальниками 12 колен Израилевых (Быт. 35:22‑26).

7:13 второй раз Иосиф открылся своим братьям, когда они пришли в Египет для покупки зерна во второй раз (Быт. 43:1‑3; 45:1‑3).

7:14 Иакова и все родство свое, душ семьдесят пять Быт. 46:26, 27; Исх. 1:5; Втор. 10:22 дают число 70. В Септуагинте (Быт. 46:27) мы читаем «семьдесят пять». Разницу в 5 человек составляют наследники Иосифа, рожденные в Египте. (См. пояснения к Быт. 46:26, 27).

7:16 положены во гробе Речь идет об Иосифе (Нав. 24:32) и его братьях, но не об Иакове, похороненном в Авраамовой пещере на поле Махпела (Быт. 50:13) во гробе, который купил Авраам… Сихемова В Нав. 24:32 говорится, что Иаков купил этот гроб, хотя Авраам ранее построил при Сихеме жертвенник (Быт. 12:6, 7) и, возможно, заплатил за эту землю. Авраам не стал там жить, и земля, очевидно, вернулась народу Еммора. Иаков снова выкупил ее у Сихема (Быт. 33:18‑20), подобно тому, как Исаак повторно выкупил колодец при Беэр‑шиве (Быт. 26:28‑31), который ранее купил Авраам (Быт. 21:27‑30). Ясно, что Иосиф был похоронен в Сихеме по его просьбе (Быт. 50:25; Исх 13:19; Нав. 24:32). Ветхий Завет не содержит сведений о месте захоронения братьев Иосифа, но Стефан говорит, что это было в Сихеме.

7:18 царь… не знал Иосифа См. пояснение к Исх. 1:8.

7:19 бросать детей своих Повеление касалось только младенцев мужского пола (Исх. 1:15‑22).

7:20, 21 Моисей… был брошен Однако, по провидению Божьему, он был спасен дочерью фараона. См. пояснения к Исх. 2:5‑10.

7:23 ему сорок лет Жизнь Моисея можно разделить на три периода по 40 лет. Первые 40 лет прошли при дворе фараона; вторые – в изгнании в земле Мадиамской (ст. 29, 30) и третьи пришлись на события исхода и годы странствования Израиля по пустыне (ст. 36).

7:27, 28 Ср. ст. 35, цитата из Исх. 2:14.

7:29 убежал… в земле Мадиамской Из‑за боязни, что фараон узнает об убитом египтянине (ст. 28) и посчитает его вождем восставших иудеев. два сына Гирсам (Исх. 2:22) и Елиезер (Исх. 18:4).

7:30 Ангел Господень См. пояснение к Исх. 3:2. горы Синая См. пояснения к Исх. 19:3‑10.

7:32 Цитата из Исх. 3:6, 15.

7:33 Цитата из Исх. 3:5.

7:34 Цитата из Исх. 3:7, 8.

7:35 Сего Моисея… послал начальником и избавителем Так началась долгая история отвержения Израилем своих посланных Богом избавителей (ср. Мф. 21:33‑46; 23:37). кто тебя поставил См. Исх. 2:14. Ангела Ангел Господень (ст. 30). См. пояснение к Исх. 3:2.

7:36 чудеса и знамения Десять казней египетских и чудеса, явленные в пустыне (например, переход через Красное море, Исх. 14:1‑31; чудесное появление воды в Рефидиме, Исх. 17:1‑7; и гибель Корея, Дафана и Авирона, Чис. 16:1‑40). См. пояснение к 2:19.

7:37 Пророка… как меня Цитата из Втор. 18:15, речь идет о Мессии (ср. Ин. 1:21, 25; 6:14; 7:40).

7:38 в собрании в пустыне Израиль (ср. Исх. 12:3, 6, 9, 47; 16:1, 2, 9, 10; 17:1; 35:1; Лев. 4:13; 16:5; Чис. 1:2, 8, 9; 13:26; 14:2; Нав. 18:1) с Ангелом… на горе Синае Наиболее вероятно, что это Ангел Господень (ст. 30, 35), Которому помогали множество ангелов (ср. Втор. 33:3; Гал. 3:19; Евр. 2:2). См. пояснение к ст. 53. живые слова Закон, данный Моисею Богом через Ангела Господня (ср. Евр. 4:12; 1Пет. 1:23).

7:39 не хотели быть послушными Израиль отверг водительство Моисея и стремился вернуться назад в египетское рабство (ср. Чис. 11:5).

7:40 сделай нам богов Т.е. изображение истинного Бога, сделанное человеком (Исх. 32:1‑5), что было запрещено (Исх. 20:4). Цитата из Исх. 32:1, 23.

7:41 тельца Теленка. См. пояснение к Исх. 32:4.

7:42 Бог… отвратился Цитата из Ам. 5:25‑27. Оставил людей с их грехом и идолопоклонством (ср. Ос. 4:17; см. прим. к Рим. 1:24, 26, 28). воинству небесному Идолопоклонство Израиля в отношении солнца, луны и звезд началось в пустыне и продолжалось в вавилонском плену (ср. Втор. 4:19; 17:3; 4Цар. 17:16; 21:3‑5; 23:4; 2Пар. 33:3, 5; Иер. 8:2; 19:13; Соф. 1:5).

7:43 Вавилона Амос писал «Дамаска» (Ам. 5:27), а Стефан говорил «Вавилона». Амос предсказывал ассирийский плен и переселение на север за Дамаск. Позднее Южное Царство попало под иго Вавилона. Исполнившись Духа, Стефан говорил об осуждении всей нации за идолопоклонство и его последствия на протяжении всей истории.

7:44‑50 Отвергая лживое обвинение в том, что он хулит храм (6:13, 14), Стефан пересказывает его историю в самом уважительном тоне.

7:44 Скиния свидетельства Предтеча храма. (Исх. 25:8, 9, 40).

7:48 Всевышний Обычный в Ветхом Завете титул Бога (ср. Быт. 14:18‑20, 22; Чис. 24:16; Втор. 32:8; 2Цар 22:14; Пс. 7:18; 9:3; 17:14; 20:8; 72:11; 86:5; 90:1; 106:11; Ис. 14:14; Плач 3:35, 38; Дан. 4:17, 24, 25, 32, 34; 7:25).

7:49, 50 Цитата из Ис. 66:1, 2. Стефан хочет сказать, что Бог – выше храма, и, следовательно, иудейские начальники виновны в том, что богохульствуют, сводя величие Бога к одному лишь храму.

7:51‑53 Кульминация речи Стефана – это обвинение иудейских начальников в том, что они, как и их предки в ветхозаветное время, отвергли Бога.

7:51 жестоковыйные Упрямые, как их отцы (Исх. 32:9; 33:5). с необрезанным сердцем и ушами Нечистые перед Богом, подобно необрезанным язычникам (см. пояснения к Втор. 10:16; Иер. 4:4; Рим. 2:28, 29). противитесь Духу Святому Тем, что отвергают посланников Духа и их благовествование. Ср. проповедь Иисуса в Мф. 23:13‑39.

7:52 Праведника См. пояснение к 3:14.

7:53 закон при служении ангелов См. Втор. 33:2; Гал. 3:19; Евр. 2:2. Писание не конкретизирует их роли в ниспослании закона, но ясно говорит о факте их присутствия.

7:54 скрежетали… зубами В злобе и бессилии (ср. Пс. 34:16; 36:12; Мф. 8:11, 12; 13:41, 42, 50; 22:13; 24:51; 25:30; Лк 13:28).

7:55 исполнен Духа Святого См. пояснение к 2:4. славу Божию См. Ис. 6:1‑3; Иез. 1:26‑28; 2Кор. 12:2‑4, Отк. 1:10. Авторы всех перечисленных стихов видели славу Божью в небесах. стоящего одесную Бога Распространенное описание Иисуса (2:34; ср. Мф. 22:44; 26:64; Лк 22:69; Еф. 1:20; Кол. 3:1; Евр. 1:3; 8:1; 10:11, 12; 12:2).

7:56 Сына Человеческого См. пояснения к Дан. 7:13, 14.

7:58 положили свои одежды… Савла Первое упоминание о Павле в Писании. То, что он стоял так близко от места казни, говорит о его непосредственном участии в этом злодеянии (см. пояснение к 8:1).

7:59 побивали камнями Хотя так предписывал закон наказывать богохульство (Лев. 24:16), но в данном случае это был не законный акт, а вспышка ярости и насилия.

7:60 не вмени им греха сего Это то же самое, что до него делал Иисус (Лк. 23:34): Стефан молился, чтобы Бог простил его убийц. почил В Новом Завете это слово часто употребляется в значении смерти (ср. Ин. 11:11‑14; 1Кор 11:30; 15:20, 51; 1Фес. 4:14; 5:10).