Введение

Название

Послание названо по имени адресата, Тита, имя которого употребляется в Новом Завете 13 раз (1:4; Гал. 2:1, 3; 2Тим. 4:10; 9 раз во 2‑м Коринфянам, см. Исторический фон и предпосылки написания). В греческой версии Нового Завета буквально читаем: «К Титу». 1‑е, 2‑е Тимофею и Титу – послания Павла к сынам в вере, традиционно называющиеся «пасторские послания».

Автор и время написания

Авторство апостола Павла (1:1) по существу неоспоримо (см. во Введении к 1‑му Тимофею). Послание к Титу было написано примерно в 62‑64 гг. по Р.Х., во время служения Павла в македонских церквах, между первым и вторым заключениями апостола в Риме, вероятно, из Коринфа или Никополя (ср. 3:12). Наиболее вероятно, что Тит участвовал в служениях Апостола Павла во втором и третьем миссионерских путешествиях. Тит, как и Тимофей (2Тим. 1:2), стал возлюбленным учеником (1:4) и соратником в благовестии (2Кор. 8:23). В последнем упоминании о Тите (2Тим. 4:10) говорится, что он отправился на служение в Долматию, то есть современную Югославию. Письмо, вероятно, было доставлено Зином и Аполлосом (3:13).

Исторический фон и предпосылки написания

Хотя Лука не называет имени Тита в книге Деяний, однако можно допустить, что Тит, язычник (Гал. 2:3), встретил Апостола Павла и обратился к вере во Христа (1:4) до или во время первого миссионерского путешествия Апостола. Позже Тит совершал служение вместе с Павлом на острове Крит и остался там продолжать работу и укреплять церковь (1:5). После прибытия Артема или Тихика (3:12) для руководства служением на Крите Павел просил Тита присоединиться к нему в Никополе, городе в провинции Ахайя в Греции, и остаться там на зиму (3:12).

Тит участвовал в служении коринфской церкви во время третьего миссионерского путешествия Павла, и потому Тит упомянут 9 раз в 2 Коринфянам (2:13; 7:6, 13, 14; 8:6, 16, 23; 12:18), где Павел обращается к нему как «брат мой» (2:13) и «мой товарищ и сотрудник» (8:23). Молодой пресвитер уже был знаком со сторонниками иудаизма, лжеучителями в церкви, которые среди прочего настаивали, что все христиане, язычники и иудеи, находятся под законом Моисея. Тит также сопровождал Павла и Варнаву на собор в Иерусалиме, где обсуждалась эта ересь (Деян. 15; Гал. 2:1‑5).

Крит, один из крупнейших островов Средиземного моря, имеет 160 миль (256 км) в длину и 35 (56 км) миль в ширину и расположен к югу от Эгейского моря. Павел на короткое время останавливался на острове во время своего путешествия в Рим (Деян. 27:7‑9, 12, 13, 21). Он возвратился туда для служения, а позже оставил Тита продолжать труд, так же, как он оставил Тимофея в Ефесе (1Тим. 1:3), отправившись в Македонию. Наиболее вероятно, что Павел написал послание в ответ на письмо Тита или на сообщение с Крита.

Исторические и теологические темы

Как и в двух посланиях к Тимофею, Апостол лично ободряет молодого пастыря и дает ему советы. Тит, будучи хорошо подготовленным и верным, столкнулся с продолжающимся противлением со стороны нечестивых людей внутри церквей, где он совершал служение. Тит должен был передать ободрение и советы руководителям, которых он поставил в критских церквах (1:5).

В отличие от некоторых других посланий Павла, например, церквам в Риме и Галатии, Послание к Титу не содержит объяснения или защиты учения. Павел полностью доверял теологической подготовке и твердости убеждений Тита и доказал это, поручив Титу столь ответственное служение. Кроме предупреждения о лжеучителях и сторонниках иудаизма, послание не содержит богословских наставлений, что свидетельствует о вере Павла в твердое основание членов церкви, несмотря на то, что большинство из них были новообращенными. Доктрины, подтвержденные в послании: 1) высшее избрание Богом верующих (1:1, 2); 2) Его спасительная благодать (2:11; 3:5); 3) Божья природа Христа и Его Второе Пришествие (2:13); 4) заместительная жертва Христа (2:14); 5) возрождение и обновление верующих Духом Святым (3:5).

Бог и Христос постоянно называются Спасителями (1:3, 4; 2:10, 13; 3:4, 6), и план спасения упоминается в 2:11‑14. Это указывает, что основной упор в послании делается на то, чтобы научить церкви Крита успешному благовестию. Для этого нужны были благочестивые руководители, которые бы являлись не только пасторами для верующих (1:5‑9), но также учили бы христиан благовествовать своим соседям‑язычникам, которых известный их соотечественник характеризовал «лжецами, злыми зверями и утробами ленивыми» (1:12). Чтобы приобрести слушателей благовестия среди таких людей, верующие должны были подготовить прежде всего почву для благой вести: жить среди соседей, свидетельствуя им своей праведной, самоотверженной, благочестивой и полной любви жизнью (2:2‑14), в отличие от нечестивой жизни лжеучителей (1:10‑16). Отношение их к властям и неверующим также имело большое значение для свидетельства (3:1‑8).

Основные темы повторяются в Послании к Титу несколько раз. Это дела (1:16; 2:7, 14; 3:1, 5, 8, 14), здравая вера и здравое учение (1:4, 9, 13; 2:1, 2, 7, 8, 10; 3:15) и спасение (1:3, 4; 2:10,1 3; 3:4, 6).

Проблемы толкования

Послание к Титу написано простым языком, что является его достоинством. Разногласий в толковании мало: 1) в 1:6 о детях сказано «верных». Это слово обозначает только «верных» или «верующих»? и 2) что означает «блаженное упование» в 2:13?

План

I. Приветствие (1:1‑4)

II. Основы успешного благовестия (1:5–3:11)

А. Среди руководителей (1:5‑16)

1. Признаки пресвитеров (1:5‑9) 2. Упреки лжеучителям (1:10‑16)

Б. В церкви (2:1‑15)

1. Святой образ жизни (2:1‑10) 2. Здравое учение (2:11‑15)

В. В мире (3:1‑11)

1. Святой образ жизни (3:1‑4) 2. Здравое учение (3:5‑11)

III. Заключение (3:12‑14)

IV. Благословение (3:15)