14 глава

14:2 См. ком. к 13,18. Все перечисленные в этом стихе города находились к востоку от Раамсеса.

14:4 А Я ожесточу сердце фараона. См. ком. к 11,10.

14:6 колесницу. Богиня Анат «ведала» боевыми колесницами, а богиня Сехмет покровительствовала фараону в походах.

14:10 сыны Израилевы оглянулись. Ср. Быт. 19,17. Повеление «Не оглядывайся назад!» в духовном смысле остается непреложным. Все дальнейшие проблемы народа Израилева (40 лет странствий в пустыне) связаны именно с тем, что они постоянно «оглядывались назад» – на Египет и на все, что с ним связано.

14:11 сказали Моисею. Мятежное настроение и недовольство Израиля Божиим руководством являются постоянной темой книги Исход (15,21.24; 16,3; 17,2; 32,1).

14:13 не бойтесь. Господь, устами Моисея, учит Свой народ не страшиться человека (Втор. 1,29), но бояться Бога (Лев. 25,17; Втор. 6,13; Притч. 3,7; 24,21; Еккл. 5,6; 12,13).

14:14 Господь будет поборать. С этого момента Господь открывается Израилю как Муж брани, и именно в этом качестве Он воспевается в гл. 15. Израиль называл Господа «Бог воинств Израильских» (1 Цар. 17,45), а также «Господь Саваоф», т.е. Господь небесных сил, Творец израильских побед. Существовало и более раннее повествование о завоеваниях Израиля под руководством Господа, которое называлось «Книгой браней Господних» (Чис. 21,14). Богословская тема Священной войны (или войны Иеговы) находит свое выражение и в Ветхом, и в Новом Заветах.

14:15 вопиешь. Молитва Моисея была услышана.

14:16 подними жезл твой. Жезл Моисея, который принес Божий казни Египту, теперь принесет спасение израильскому народу.

14:19 Ангел… столп облачный. Ангел Господень отождествляется с присутствием Самого Бога в столпе облачном (23,20-22). В книге Бытие Ангел Господень непостижимым образом отождествляется с Самим Богом (Быт. 16,7.13; 18,2.16.17.22; 21,17.19; 32,24.30).

14:24 утреннюю стражу. Ночь была поделена на три периода (или три стражи) по четыре часа каждый. Таким образом, утренняя стража приходилась на время между двумя и шестью часами утра. Последняя стража ночи была удобным временем для неожиданного нападения (1 Цар. 11,11). Сам Господь приводит в замешательство египетское войско.

14:25 отнял колеса. См. ком. к 14,6. Вероятно, вначале колеса завязли в грязи, когда лошади бросились вперед, оси колесниц сломались.

Господь поборает. Египтяне осознали, что эта победа является делом рук Божиих (см. ст. 14).

14:31 убоялся… и поверил Господу и Моисею, рабу Его. Страх израильтян и их вера, очевидно, связаны с тем, что они увидели: мертвых египтян на берегу (ст. 30).