6 глава

6:1 – 8,32 Из всех судей израилевых наиболее выдающимся был Гедеон. Об этом свидетельствуют следующие факты: 1) его история занимает самое большое место во всей Книге Судей; 2) в рассказе о нем более ярко подчеркивается действие Божие; 3) ангел Господень являлся из судей только ему (ст. 11-24); 4) столетия спустя пророк Исаия вспоминает о поражении, которое Гедеон нанес мадианитянам (Ис. 9,4; 10,26); 5) его (под именем Иероваала) Самуил упомянул первым в числе освободителей народа (1 Цар. 12,11); 6) его история в некоторых чертах подобна истории Моисея (6,11-24 и ком.); 7) народ хотел сделать его царем (8,22.23); 8) хотя Гедеон отверг предложение стать царем, фактически он был им (8,26.27.30.32), а один из его сыновей воцарился в Израиле (гл. 9). И все же Гедеон потерпел неудачу. Его настойчивое желание получать знамения объясняется недостатком веры. Колебания, проявленные Гедеоном, в конечном счете привели его к идолопоклонству. Так, сделанный им из золота ефод, который более чем какой-либо другой предмет символизировал преданность Господу, по иронии судьбы стал идолом для Израиля и для самого Гедеона (8,27). Гедеон – не пророк, который, подобно Моисею, был бы способен вести народ. Пример Гедеона свидетельствует о нужде в истинном Спасителе-Иисусе Христе.

6:2 Тяжела была рука Мадианитян. На израильтян пало проклятие, предопределенное заветом (Втор. 28,30-33,38-42). Гнет мадианитян был настолько тяжел, что пророк Исаия вспоминает о нем спустя столетия (Ис. 9,4; 10,26).

6:6 обнищал Израиль. Букв.: «сделали Израиль маленьким». Проклятие, предусмотренное заветом, составляло как бы оборотную сторону обетования Божия Аврааму (Быт. 15,5; 22,17; Втор. 28,62; Пс. 106,38.39).

6:8 пророка. Пророк настоятельно напоминал народу о его обязательствах, обусловленных заветом. Слова пророка, не названного здесь по имени (ст. 8-10), фактически идентичны словам ангела Господня (2,1-3). Как и в случае с Деворой и Вараком, прежде чем дать народу Спасителя, Бог посылает ему пророка (4,4 и ком.).

6:8-9 Я вывел вас… избавил… прогнал их… дал вам. Помнить об этих спасительных делах Божиих – первейшее условие завета.

6:11-24 Данный раздел – главный в повествовании о Гедеоне: его призвание сравнивается с призванием Моисея (Исх., гл. 3); он задает вопрос, ответом на который можно считать все содержание Книги Судей израилевых (ст. 13), и пытается укрепить свою веру с помощью знаков и знамений (6,1 – 8,32 и ком.). Народ испытывает потребность в верном завету спасителе, подобном пророку Моисею; поиски такого спасителя находятся в центре внимания автора Книги Судей.

Победа Гедеона.

6:11 И пришел Ангел Господень. См. 2,1; 13,3.

6:13 отчего..? Ключевой вопрос для Книги Судей. Ангел не стал отвечать на него, потому что ответ уже был дан пророком (ст. 8-10; ср. Втор. 28,47-52; 29,24-27; 31,17.18).

6:14 иди с этою силою твоею. См. ст. 34; 7,2,7. Источником силы Гедеона был Бог, хотя Гедеон еще не знал этого.

6:15 племя мое… самое бедное. Саул, когда его просили стать царем, ответил близкими по смыслу словами (1 Цар. 9,21).

6:22 я видел… лицем к лицу. См. 13,22.

6:25-32 Эпизод из жизни Гедеона, в результате которого он получил прозвище Иероваал.

6:25.26 возьми… разрушь… сруби… поставь… принеси. См. Втор. 12,3.

6:25 жертвенник Ваала, который у отца твоего. Отец Гедеона, вероятно, рассказывал ему о чудесах Господних (ст. 13), однако сам, будучи идолопоклонником, не имел веры в Бога.

6:31 если он Бог. См. 10,14.

6:33-40 Гедеон искал знаков и знамений, дабы укрепиться в вере (ст. 17). Это привело его к идолопоклонству (8,27; ср. Лк. 1,18-20).

6:34 Дух Господень. См. 3,10 и ком.

6:36 если Ты спасешь. Дух Господень сошел на Гедеона, но он, тем не менее, колебался в вере (6,27 и ком.).