20 глава

20:2 См. 16,14.

20:3 См. 15,18; 17,14.

20:4 См. 6,6-11.

20:5 глубокие воды. См. ком. к 18,4.

вычерпывает их. Если «глубокие воды» являются символом бездны, то разумный человек способен извлечь мудрость из ее глубин. Этот стих можно понимать также как утверждение для человека возможности самопостижения.

20:6 Многие проповедуют верность, но немногие следуют ей.

20:7 См. 13,22 и ком.; 14,11.

Праведник. См. 8,18 и ком. Праведный отец – большее счастье для детей, нежели отец богатый.

20:9 Данный стих отрицает возможность самооправдания человека перед Богом.

20:10 См. 11,1 и ком.

20:11 отрока. Соответствующее древнееврейское слово включает широкий возрастной диапазон от младенчества до начала зрелости.

20:13 См. 6,6-11; 19,15.

20:14 Торг при купле-продаже представлял собой прочно укоренившийся ритуал, и данная пословица, хотя и несколько иронично, ссылается на устоявшиеся обычаи.

20:15 См. 3,14.15; 8,10.11; 16,16. Пословица не осуждает богатство, но учит, что мудрость предпочтительнее.

20:16 Возьми платье. Имеется в виду залог за ссуду.

за чужого. Или, возможно, «за чужестранца», хотя в любом случае речь идет о человеке, не внушающем доверия. Купеческая мудрость учит: прежде чем заключать сделку, надо подстраховаться.

20:17 См. 9,17.

хлеб. Это слово служит метафорой «богатства», стяжая которое человек забывает о нравственных устоях и потому пожинает горькие плоды.

20:18 При принятии решений человеку следует взвешивать все обстоятельства и не полагаться на волю случая (1,5; 15,22; ср. Лк. 14,28-32).

20:20 См. Исх. 21,17.

того светильник погаснет. См. 13,9 и ком. Смерть настигнет этого человека как кара за нарушение закона.

20:21 поспешно захваченное вначале. Т.е. захваченное нечестным путем.

20:22 Это наставление имеет сходство с принципом, сформулированным во Втор. 32,35 и Рим. 12,19). Бог спасает не народ в целом (Втор. 32,35.36), а каждого человека в отдельности, и Он стоит не только на страже Своего народа, но и каждого его члена, являясь Мстителем за зло.

20:23 См. ст. 10.

20:24 См. 16,1.9 и ком.; 19,21. Знания, основанные на опыте, безграничны. Лежащий в основе израильской мудрости страх Господень является не только дисциплинирующим фактором, но и путеводной нитью, не позволяющей уклониться от пути праведности.

20:27 Светильник Господень. Всевидящему оку Божиему открыты даже наши потаенные мысли (ср. ст. 24).

20:28 Милость и истина. Эти же древнееврейские слова употреблены в 3,3 (см. ком.). Здесь они могут означать принципы царского правления. Вполне возможно, что они относятся к завету Божиему со всем коленом Давидовым (2 Цар. 7,11-14).

20:29 См. 16,31 и ком. С годами физическая сила ослабевает, а мудрость преумножается.

20:30 В отличие от закона, мудрость не предписывает определенных наказаний за те или иные проступки, но наказания, тем не менее, следуют незамедлительно.