Библиотека soteria.ru
Комментарии новой Женевской Библии — Притчи
Сборник
Дата публикации: 31.03.17 Просмотров: 3819 Все тексты автора Сборник
29 глава
29:1 будучи обличаем. См. 1,30; 5,12; 9,7.8; 10,17; 12,1 и ком.
ожесточает выю. Иначе говоря, выказывает своеволие (см. 28,14) и нежелание учиться.
29:2 См. 28,12.28 и ком.
29:4 См. 8,15.16 и ком.; 20,8.26.
29:5 См. 28,23.
29:6 сеть. См. 1,18.
29:8 Люди развратные. См. 1,22 и ком.
29:9 Данный стих учит избегать, покуда это возможно, суда с глупцом, который не в силах внять разумным доказательствам, а когда решение уже вынесено, не может примириться с противником.
29:11 Самообладание представляет собой существенный аспект мудрости.
29:12 Разложение общества начинается с верхов. Бесчестный правитель не только собирает вокруг себя бесчестных чиновников, но и подталкивает своих подданных ко злу.
29:13 свет глазам… дает. Т.е. дает жизнь (см. 22,2 и ком.).
29:14 См. ст. 4, а также 16,12.13 и ком.
29:15 См. 13,25; 22,15; 23,13.14 и ком.
29:16 Данная пословица имеет богословский смысл, выражая веру в установленный свыше справедливый миропорядок.
29:18 Без откровения. Отсутствие откровения свидетельствует либо о молчании Бога (1 Цар. 3,1), либо о неспособности услышать Его слово (Ам. 8,11.12).
29:19 Данная пословица является в большей степени отражением реалий древнееврейского общества, чем непреложным принципом. Учительные свойства мудрости рассматриваются здесь с учетом того, что не всякое положение вещей можно изменить словами или разумными доводами.
29:20 См. 26,12.
29:21 в неге. Т.е. пренебрегая принуждением и наказанием (ст. 19).
29:23 См. 15,33; а также 16,18.19 и ком.
29:24 Этот стих обращает внимание на положение, в котором оказывается соучастник преступления. Если он отказывается от свидетельства, то становится виновным (Лев. 5,1), а решившись свидетельствовать, изобличает самого себя.
29:25 См. 28,25 и ком.
29:26 Библейская литература мудрости признает особое предназначение правителя быть опорой Божиего миропорядка, являясь, таким образом, агентом Божественного управления (21,1 и ком.). Одновременно она отмечает несовершенство человеческого правления. Таким образом, самый надежный путь к справедливости – искать ее у Бога.