7 глава

7:1-7 Эта пророческая речь имеет две части: плач (ст. 1-6), состоящий из обвинения народа в преступлениях (ст. 1-4) и о горестях неправедной жизни народа (ст. 4-6), и выражение уверенности, что за осуждением последует спасение (ст. 7).

7:1 со мною. Михей, представляющий Господа, сравнивает себя с виноградарем.

7:4 провозвестников. Т.е. пророков.

7:5-6 Этот фрагмент впоследствии был использован в апокалипсической литературе для эсхатологического изображения дня Господня (Мф. 10,35-39; Лк. 12,53).

7:7 взирать. В ожидании спасения.

7:8-20 Этот заключительный литургический гимн состоит из четырех строф: 1) Иерусалим в образе женщины, оказавшейся в беде и исповедующей свою веру в Господа (ст. 8-10); 2) пророк обещает Иерусалиму, что он станет в эсхатологической перспективе «овечьим загоном», дающим спасение всему осужденному миру (ст. 11-13); 3) Михей молит Господа, чтобы Он взял Свой народ под Свою пастырскую защиту (ст. 14); 4) народ в хвалебном гимне прославляет чудо – Бог ввергнет его грехи в пучину морскую, чтобы исполнились Его заветные обетования патриархам (ст. 18-20).

7:8 во мраке. Образ осажденного города.

7:9 правду. Правда Божия также состоит в спасении верного Израиля (ст. 8,9) и сокрушении его неверного мучителя (ст. 10).

7:12 В тот день. См. 4,1.6; 5,10-15.

от Египта до реки Евфрата. Ср. Быт. 15,18; Исх. 23,31; Втор. 11,24; 3 Цар. 4,21.25.

7:13 земля та будет пустынею. В день Страшного суда за пределами, в которых пребывает в безопасности избранный народ, осуждение будет всеобщим.

7:18 Кто… Ты. Имя Михея, означающее «кто подобен Богу», соединяет в себе упоминание имени Божиего с Его всепрощающей милостью. Без этого качества служение Михея не имело бы смысла. Бог не допустит, чтобы история Израиля закончилась тупиком.

7:19 ввергнешь в пучину морскую. Когда Бог начал покровительствовать Израилю, Он ввергнул египтян в Чермное море; так и в конце истории этого народа Он бросит грехи его в небытие.

7:20 верность Иакову. Совершенная верность Бога праотцам является основой надежды для церкви (Рим. 4,17; Гал. 3,7-29).