3 глава

3:1-19 Этот церковный гимн, воспевающий величие Божие, – ответ Аввакума (ст. 16-19) на откровение Господа (2,2-5) о Его неизбежном вмешательстве в историю (ст. 3-15) ради Его народа. Подобно тому как вавилоняне представляли гордых и нечестивых (2,6-20) на их пути к несчастью, так Аввакум теперь олицетворяет верных Богу праведников, радующихся в ожидании того, что Господь исполнит Свои обетования относительно будущей жизни.

3:1 Молитва. В данном случае, возможно, синоним церковного гимна (Пс. 71,20).

3:2 Мольба или пролог к гимну.

услышал я… дело. Стоя пред Господом (2,1), Аввакум размышляет о Его прошлых (Исх. 15,1-21) и нынешних деяниях (1,5), и им овладевает благоговейный страх пред всемогуществом Божиим (2,2-5.6-20). Этот благоговейный страх вдохновляет Аввакума на молитву.

яви. Букв.: «сделай живым», т.е. претвори видение в реальность.

во гневе… о милости. Дерзновение соединяется с тревогой в ожидании ответа на его молитву.

3:3-15 Аввакум пророчески описывает Богоявление в трех динамических картинах: ст. 3-7,8-11, 12-15. В описании используются традиционные поэтические средства и язык, характерный для поэтических книг (напр., Пс. 49,2-6).

3:3-7 Пророк в поэтической форме описывает пришествие Господа.

3:3 от Фемана. Внук Исава; в данном случае имеется в виду земля Едома.

от горы Фаран. Гора Фаран расположена в пустыне Фаран на Синайском полуострове.

3:5 язва… по стопам. Аввакум описывает картины грядущего суда (Пс. 90,5-7).

3:6 Он… опали. Символы незыблемости – «вековые горы» и «первобытные холмы» – сотрясаются от пришествия Господа.

3:7 Ефиопские… Мадиамской. Эти названия являются синонимами.

3:8-11 Возвещение о приближении Господа как непобедимого Воителя, словно ужасная гроза, разразилось над «шатрами эфиопскими».

3:12-15 Бог господствует не только над природой, но над историей (Пс. 45,2.3.6.8). Он приходит, чтобы спасти Свой народ и покарать нечестивых.

3:12 попираешь. Т.е. «молотишь». См. Ам. 1,3.

3:13 Ты выступаешь для спасения народа Твоего. Аввакум надеется, что теперь, как и прежде, Господь не оставит Свой народ.

помазанного. Возможно, это синоним слова «народ», но более вероятно, что речь идет о царе из рода Давида.

Ты… от основания. Во времена Аввакума Господь поступит также в отношении вавилонян и их царя.

3:15 Ты… через пучину великих вод. Аввакум снова ссылается на историю исхода, когда Бог Творец проявил Свою абсолютную власть над силами природы.

3:16-19 Аввакум говорит об уповании и ликовании веры.

3:16 Описание личного восприятия Богоявления.

Я… колеблется. Аввакум глубоко потрясен откровением.

а я должен быть. Аввакум может быть уверен в том, что Господь, верный Себе, покарает нечестивых.

когда придет. Т.е. снова и снова будут нападать вражеские войска.

3:17-18 Даже во времена гибельных бедствий, ввергающих общество в голод и нищету, исполненное веры ожидание Аввакума не может быть поколеблено. Вера и надежда преобразили его страх за будущее в стремление постоянно радоваться о своем Боге-Спасителе (Рим. 8,35-39; Флп. 4,4).

3:19 Господь… сила моя. Полное доверие и послушание Господу завета – вот основа жизни Аввакума.

Он… возведет. Вера – динамическая сила, торжествующая над всеми опасностями.