11 глава

11:1-3 Образ Бога, приходящего вершить суд (гл. 9; 10), вновь встречается в этом отрывке. Стиль этих стихов соотносится со стилем обличительных речей, которые неоднократно звучали на протяжении истории Израиля. Теперь наибольшее осуждение падет на те народы и на тех людей, которые отвергли Доброго Пастыря – Иисуса Христа (Деян. 4,27).

11:2 кедр. Часто служит символом Ливана (3 Цар. 5,16; Пс. 103, 16).

Васанские. Васан – область к северо-востоку от Геннисаретского озера, славившаяся скотоводством.

11:4-7 Бог посылает пророка, как доброго пастыря, но, поскольку народ его отвергает, Он оставляет Свое стадо (ст. 9). Пророк как добрый пастырь – это прообраз грядущего Пастыря-Мессии.

11:4 паси. Поручение, данное Захарии.

овец, обреченных на заклание. Народ Израиля, который подобен овцам, ведомы на бойню. Христос пришел как Пастырь Добрый (Ин. 10,11-18). В конце Своего земного пути Он положил жизнь Свою за Своих овец.

11:6 Я не буду более миловать. Эти слова, произнесенные Богом, относятся ко времени до изгнания евреев (Иер. 13,14; 15,5; 21,7), но они вновь повторяются здесь потому, что народ продолжал противиться Богу (Мф. 21,33-46).

11:7 благоволением. Жезл символизирует благоволение, которое Бог явил Своему народу в завете (ст. 10).

узами. Воссоединение разделенного народа (ст. 14) было обещано в НЗ (Иер. 30,3; 31,27.31; 33,7).

11:8 трех из пастырей. Возможно, это – символическое указание на всех вождей. В назначенное время избранный Богом Пастырь Добрый сокрушит всех правителей (Откр. 2,27).

11:9 Пророк в роли пастыря выражает свое недовольство мятежностью и непокорностью стада.

11:10 чтобы уничтожить завет. Лишение народа благословения Божиего.

всеми народами. Вероятно, эти слова относятся к еврейской диаспоре среди других народов. Когда Бог лишает Свой народ благоволения, другие народы могут беспрепятственно обижать стадо Господне.

11:12 тридцать сребренников. По-видимому, такова была цена одного раба (Исх. 21,32). Еврейские первосвященники заплатили Иуде тридцать сребренников за предательство Иисуса (Мф. 26,14-16).

11:13 высокая цена… и бросил их в дом Господень для горшечника. Иуда вернул тридцать сребренников первосвященникам, не зная, возможно, что все происходящее уже было предсказано ранее в Священном Писании (Мф. 27,1-10; Иер. 19,1-13).

11:14 «узы», чтобы расторгнуть братство между Иудою и Израилем. Расторжение завета с народом, потому что он отверг Пастыря Доброго.

11:15-16 Глупый пастух – тот, кто разоряет стадо Господне. Они лишь «пасли себя самих» (Иез. 34,1-10).

11:17 негодному пастуху. Ср. ст. 15. Потеря правой руки и правого глаза означает утрату силы и зоркости, необходимых для руководства.