8 глава

8:1 – 9,38 События и чудеса следуют здесь не в том порядке, в каком их дают Марк и Лука. Возможно, Матфей располагал их по темам, а не хронологически.

8:2 прокаженный. «Проказой» могли называть разные болезни кожи. Тот, кто касался прокаженного, становился ритуально нечистым, но Иисус нечистым не стал, а прокаженный – очистился.

8:4 никому не сказывай. Иисус велел прокаженному молчать, чтобы те, кто ищет чудес, не помешали Ему в исполнении Его главной миссии (ср. Мк. 1,45). Показавшись же священнику, прокаженный засвидетельствовал бы о том, что Ветхий Завет возвещает об Иисусе.

8:5 сотник. Офицер, под чьим началом было сто человек (центурион). Этот сотник: 1) понял, что власти Иисуса нет равной в Израиле; 2) признал, как недостоин он сам и 3) поверил в Иисуса. Вера его поистине удивительна, ибо нет никаких свидетельств, что до этого Иисус исцелял кого-либо одним только словом (ср. Лк. 7,1-10).

8:10 Сотник был язычником, и потому, пользуясь случаем, Иисус говорит об ожесточении Израиля и что Евангелие Царства достигнет и язычников.

8:11 возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом. Здесь Иисус имеет в виду трапезу с Помазанником, о которой говорит Исаия (25,6-9). Теперь вместо родных сыновей появляются язычники. Тема эта возникает снова в притчах о злых виноградарях (21,33-44, особ. ст. 43) и брачном пире (22,1-14). Здесь впервые звучит принцип, изложенный в Послании к Римлянам (9,30-32): Израиль тщится достичь праведности делами – и не достигает ее, а язычники, знающие, что достойны лишь осуждения, ищут у Бога милости и получают ее.

8:12 во тьму… плач… скрежет зубов. Изображается беспредельная и безнадежная мука тех, кто окончательно извержен из Царства.

8:17 Он взял на Себя наши немощи. У Исаии (53,4) недуги и болезни – наказание за грехи (53,5). Иисус пришел взять на Себя поношения как кару за греховность. Демонстрируя Свою власть над явлениями природы, Он не обещал избавить мир и Церковь от болезней и страданий до Своего Второго пришествия (8,20-23; 1 Кор. 15,26; Откр. 21,4).

8:20 Сын Человеческий. В Новом Завете только в трех случаях этот титул встречается не в Евангелиях (Деян. 7,56; Откр. 1,13; 14,14). Употребление его в Евангелиях можно разбить на три смысловые группы. Сын Человеческий – это человек вообще. Именно в этом смысле Бог, обращаясь к Иезекиилю, называет его «сын человеческий» (Иез. 2,1). В аналогичном значении это выражение использует и Павел (Еф. 3,5). Иисус именовал Себя так, когда подразумевал Свои страдания, смерть и Свое воскресение ради человечества (17,22.23). Наконец, так именуется апокалиптический Сын Человеческий, Который придет в конце времен для совершения суда (24,30; 26,64). В последнем значении этот титул встречается у Даниила (7,13.14), где «как бы Сын человеческий» появляется перед «Ветхим днями». Иисус мог называть Себя Сыном Человеческим, поскольку слово «мессия» ассоциировалось у евреев с политическим и военным лидером.

8:21-22 См. ком. к Лк. 9,59 и 9,60.

8:27 ветры и море повинуются Ему. То, что Иисус усмирил бурю, показывает, что Он – Бог, ибо в ВЗ только Бог укрощает моря и повелевает стихией (Пс. 28,3.4; 64,8; 88,10; 106,23-30). Отсюда -удивленный вопрос учеников: «кто это?»

8:28 в страну Гергесинскую. Место, тождественное «стране Гадаринской» у Марка и Луки, хотя Гергеса (или Гераза – большой город преимущественно языческого Десятиградия) находился в пятидесяти километрах к юго-востоку от Галилейского моря, тогда как Гадара была километрах в десяти от него. Полагают, что, скорее всего, речь идет о селении Керса на восточном берегу моря. Вопрос остается открытым, но заметим, что все три евангелиста говорят в общем («страну…»), а упомянутые места находятся недалеко друг от друга.

два бесноватые. Возможно, очень свирепым был только один, потому Марк и Лука об одном и говорят. Матфею же важно, что было два свидетеля. Бесы знают, что Иисус – Сын Божий. Казалось бы, жалоба их законна: все это случилось «прежде времени», т.е. до Судного дня. Но Иисус пришел, а значит – мира достигло Царство Божие и силы тьмы сломлены (см. 12,28).

8:29 Сын Божий. См. ком. к 16,16.

8:31 бесы. Греческое слово «демон» вообще обозначает «божество» (см. Деян. 17,18). Это были «нечистые духи» (10,1), противившиеся Богу и терзавшие людей, иногда – вселяясь в них. Тем самым они отождествлены с сатаной, князем бесовским (9,34; 12,24-28). Изгнание Иисусом слуг сатаны означает, что пришло Царство Божие (12,28).

8:32 Иисус позволил бесам войти в свиней вероятно потому, что Судный день еще не наступил.