28 глава

28:6 См. статью «Воскресение Иисуса».

28:7 См. 26,32.

Явления воскресшего Христа.

28:10 братьям Моим. Всем ученикам Иисуса (12,49.50; 25,40).

28:11-15 Самое явное и неоспоримое свидетельство не действует на тех, кто предпочел неверие. История об «украденном теле» ходила еще во времена Иустина Мученика: так пытались иудейские старейшины объяснить, почему могила оказалась пустой.

28:17 иные. По-гречески это слово означает «некоторые другие»; усомнились – употреблено редкое греческое слово, означающее, видимо, что-то вроде «не знали, что и подумать».

28:18 Теперь у Иисуса «всякая власть». Сын Человеческий предстал перед Ветхим днями и получил обетованную власть (Дан. 7,13.14). Начался конец истории, и он не завершится, пока Христос не придет на землю во славе (26,64). См. статью «Небесное царствование Иисуса».

28:19 Итак идите. Великое Напутствие проистекает из власти Христа. Поскольку началось новое время, Благая Весть должна быть проповедана по всему миру. Это повеление – основная причина для евангелизации и миссионерской деятельности.

научите. Слово это по-гречески означает и «научите», и «воспитайте». Делает учениками один только Бог, но Он посылает учителей и воспитателей к тем, кто услышал Его зов.

народы. По-гречески то же слово, что и «язычники». Благая Весть больше не обращена к одному лишь Израилю (ср. 10,5.6). Теперь исполнилось великое обетование, что в Аврааме благословятся все племена земные (Быт. 12,3).

крестя их. Здесь тех, кто становится учениками, крестят во имя Троицы. Имя – одно (не «во имена») и одно крещение; Отец, Сын и Дух Святой – один Бог. Ученики крещены в Его имя, ибо они верят в Него (предались Ему, доверились Отцу, Сыну и Святому Духу) и вступили в новый завет, который заключают с ними три Лица Троицы. См. статью «Священные установления».

28:20 уча их соблюдать. Ученики еще не научены чистой истине, они умеют только повиноваться. Конечно, для этого нужно знать, чему учил Иисус, т.е. знать истину. Учение и повиновение разъединить нельзя. См. статью «Миссия Церкви в мире».

Я с вами. Иисус был назван «Еммануил» («с нами Бог») при рождении (1,23) и обещает быть нами до скончания века. Возложив на учеников служение учительства, Он обещал и Свое присутствие.