2 глава

2:1 дня Пятидесятницы. Пятидесятый день после субботы пасхальной недели (Лев. 23,4-7.15.16). Таким образом, Пятидесятница, отмечавшаяся в первый день недели (наше воскресенье), была одним из трех великих израильских праздников. Ей предшествовала Пасха (Лев. 23,4-8; Чис. 28,16-25); спустя четыре месяца после нее совершался праздник Кущей (Лев. 23,33-43; Чис. 29,12-38; ср. Ин. 7,1-44). Пятидесятницу называют также «праздником седмиц», так как она совершалась через семь недель после Пасхи (Втор. 16,10), «праздником жатвы», потому что в это время собирали первые плоды урожая (Исх. 23,16), и «днем первых плодов» (Чис. 28,26).

все они были единодушно вместе. Там были все апостолы и, вероятно, «человек около ста двадцати», упомянутые ранее (1,16).

2:2 шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра. Ветер является символом присутствия Святого Духа (Иез. 37,9.13; Ин. 3,8); огонь – очищающей силы Святого Духа или Его суда (Мф. 3,11.12).

2:4 все. Все сто двадцать человек (1,15). См. Иоил. 2,28, где говорится об излиянии Духа Божия «на всякую плоть».

исполнились… Духа Святаго. Сошествие Духа является исполнением обещанного в Лк. 24,49 и Деян. 1,5.8; однако из этого не следует, будто в ветхозаветное время Дух Святой не пребывал с народом Божиим и не действовал в его среде (см. «Дух Святой» – Пс. 50,13 и Ис. 63,10.11; «Дух Господень» – Суд. 3,10; 1 Цар. 10,6; Ис. 11,2). См. статью «Утешитель: служение Святого Духа».

как Дух давал им. Не может быть христианского служения и духовного роста без Божиего участия (Еф. 2,10; Флп. 2,12.13).

Работа Духа Святого.

2:5 Иудеи, люди набожные. Т.е. благочестивые иудеи (ср. Лк. 2,25; Деян. 8,2; 22,12), прибывшие в Иерусалим для празднования Пятидесятницы.

2:8-11 Перечисление представителей пятнадцати народностей начинается с восточной группы, в пределах нынешних Ирана и Ирака («Парфяне… Мидяне… Еламиты, и жители Месопотамии», т.е. куда были отведены иудеи, плененные Ассирией и Вавилоном). Далее следует запад, Иудея, затем – север, Малая Азия (Каппадокия, Понт, Асия, Фригия и Памфилия), после чего – Северная Африка (Египет и части Ливии, прилежащие к Киринее) и, наконец, Рим. Список заключают две далеко отстоящие друг от друга области: остров Крит и Аравия.

Пришедшие на празднование Пятидесятницы.

2:15 теперь третий час дня. Соответствует девяти часам утра. В праздничные дни обычно постились, по меньшей мере, до четвертого часа. Так что обвинение в пьянстве было безосновательным.

2:17-21 Это цитата из Иоил. 2,28-32 по греческому тексту ВЗ. Слова Иоиля, пророка Божия, авторитетны и достоверны, и Петр утверждает, что сказанное им – слово от Бога. Цитата дается в целом по тексту Иоиля. Слова «в последние дни» (ср. Ис. 2,2; Ос. 3,5; Мих. 4,1; 1 Пет. 1,20; 1 Ин. 2,18; 1 Тим. 4,1; 2 Тим. 3,1) выражают эсхатологическое истолкование Петром слов Иоиля. По толкованию Петра, эти слова относятся к новому завету, противопоставленному времени первого, уже минувшего ветхого завета (Евр. 8,7; 9,1).

2:22 Иисуса Назорея. См. 6,14; 10,38; 22,8; 26,9; Лк. 18,37; 24,19. В своей проповеди Петр выделяет самые важные моменты: смерть Иисуса (ст. 23), Его телесное воскресение (ст. 24-32), Его вознесение (ст. 33), Его воцарение (ст. 34, 36) и Его победу при Втором пришествии (ст. 35).

засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями. Хотя факт происхождения Иисуса из Назарета был для некоторых камнем преткновения (ср. Ин. 1,46), Бог ясно засвидетельствовал, что Иисус и есть Мессия. 23 по определенному совету и предведению Божию. Хотя нечестивые люди, иудеи и язычники (4,27.28), по собственной воле предали Иисуса на смерть, их действия были попущены Богом с определенной целью (ср. 2 Пар. 25,16; Иер. 21,10; Дан. 11,36; Деян. 17,26) и при постоянном промыслительном водительстве Божием. Богом была предопределена смерть Сына Его, но ответственность за преступное распятие Иисуса Он возлагает на человека (3,17.18; 4,27.28; 13,27). Иудеи не могли оправдаться, обвиняя в смерти Иисуса римлян: они сами обратились к римлянам с просьбой распять Его. Петр учит, что ответственность лежит на иудеях (3,15; 4,10; 5,30; 10,39).

пригвоздив. Лука вновь подчеркивает, что Иисус претерпел мучительную римскую казнь через распятие (Лк. 24,39).

2:25 Давид говорит. В Пс. 15 Давид, в первую очередь, пишет о себе и своих страданиях, но в приведенных здесь стихах он говорит об Иисусе (ст. 25), Святом Божием, чье тело не узнало тления (ст. 27).

2:33 быв вознесен десницею Божиею. План Божий не заканчивался воскресением Сына Его: Он должен был быть вознесен и занять место, от века принадлежавшее Ему наравне с Отцом (Ин. 17,5).

приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил. Здесь излагается учение о Святой Троице: Петр показывает, как Отец (ст. 32,33) действовал в жизни, смерти, воскресении и вознесении Иисуса, Сына Своего, и как Святой Дух совершил чудо: Его служители заговорили на различных языках.

2:36 В этом важнейшем месте Петр не только утверждает, что Иисус – обетованный Богом Мессия (3,18.20; Ис. 11,1; Лк. 4,18-21), но что Он – прославленный Господь (Рим. 10,9; Флп. 2,9-11) и победоносный Царь (1 Кор. 15,24.25; Откр. 19,16).

2:38 покайтесь, и да крестится каждый из вас. Покаяние (обращение к Богу с сожалением о грехе) и крещение были важными частями служения Иоанна Крестителя (Мф. 3,1; Мк. 1,4) и Самого Иисуса (Мф. 4,17; 11,20; Лк. 13,3.5), а также аспектами проповеди и учения Церкви (Мф. 28,18.19). См. статью «Крещение».

во имя Иисуса Христа. Краткое изложение сказанного у Матфея (28,18.19) – крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа; здесь упомянут только Иисус, поскольку проповедь Петра касалась лишь Его Самого и Его служения.

для прощения грехов. Крещение – знак и печать духовного очищения, которое дарует Дух Святой через прощение грехов (Тит. 3,5).

дар Святаго Духа. Дар присутствия Святого Духа, а также дарование прощения (Еф. 1,7). Примечательно, что Петр не упоминает здесь о ниспослании дара языков. Два дара: прощение и пребывание Святого Духа – должны рассматриваться как существенно важные для того, чтобы верующие принесли «плоды» Духа в жизни (Гал. 5,22.23) и чтобы проявились различные дарования, которые Дух благоволит послать в разное время отдельным верующим (1 Кор. 12,4-11).

2:39 Петр провозглашает, что спасение через прощение грехов посредством Помазанника Божия, Мессии, обещано иудеям, которые услышат Его проповедь, их детям и всем дальним (т.е. язычникам, Еф. 2,11-13). Здесь снова кратко выражено содержание Книги Деяний: благовествование предназначено и иудеям, и язычникам – «всем, кого ни призовет Господь Бог наш». Спасение основано на Божием избрании, Его призыве (Ин. 6,37; Еф. 1,4.5). См. статью «Крещение младенцев».

2:42 пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Краткое изложение основных элементов христианского ученичества: учение Христа о Нем Самом и Его деле (Мф. 16,17-19; Лк. 24,46), ответственность христиан как Его последователей (Мф., гл. 5-7), общение Христа со Своими учениками (Ин., гл. 13), вечеря Господня – преломление хлеба (Мф. 26,17-30) и Его молитва за учеников и совместно с ними (Мф. 6,5-13; Лк. 11,1-13; Ин., гл. 17).

2:44 Все же верующие были вместе. Это свидетельство о духовном единстве, к которому призывал и Павел (Еф. 4,3).

2:45 И продавали имения. См. 4,32: «все у них было общее».

2:46 преломляя по домам хлеб. Это касается обычной ежедневной пищи.

2:47 Господь же… прилагал. Владыка Церкви – Господь, Он Сам Своей державной силой созидает ее (Мф. 16,18; 1 Кор. 3,9).