3 глава

3:1 в храм. Имеется в виду двор храма.

3:3 увидев Петра и Иоанна перед входом. Будучи иудеями, Петр и Иоанн могли пройти через двор женщин во двор израильтян, но неиудеи должны были ограничиваться пребыванием во дворе язычников.

3:11 притвор, называемый Соломонов. Этот притвор, построенный Иродом Великим, шел вдоль восточной стороны храмового возвышения. Иисус иногда проповедовал здесь (Ин. 10,23).

3:13 Бог Авраама и Исаака и Иакова. Ссылка на патриархов занимала важное место в проповеди последователей Христа (7,32; 13,17), т.е. связывала воедино два завета – ветхий и новый.

3:14 Но вы от Святого и Праведного отреклись. Определение Бога «Святой» неоднократно встречается в ВЗ. Выражение «Святой Израилев» встречается у Исаии 1,4 и 5,24 (ср. Лк. 1,35). Исаия также называет Бога «Праведным» (Ис. 24,16; ср. Деян. 7,52; 22,14). Относя эти определения к Иисусу, Петр указывает на Его Божественное достоинство.

3:16 имя Его. В древности имя человека выражало, кем он является и что делает (ср. Деян. 4,12).

3:18 предвозвестил устами всех Своих пророков. См. Лк. 24,26.27.

3:19 покайтесь и обратитесь. Проповедь Петра свидетельствует, что раскаяние, т.е. сожаление о грехе и отвращение от него (негативный момент), неразрывно связано с обращением к Богу с верой (положительный момент). Призыв к покаянию и вере постоянно звучит в апостольской проповеди (2,38; 17,30; 20,21).

чтобы загладились грехи ваши. По провидению Божию, результатом покаяния и веры является прощение и освобождение от грехов.

3:25 говоря Аврааму: и в семени твоем. В качестве самого убедительного примера Петр указывает на великого патриарха и пророка Авраама, чье «семя», Мессию, Бог послал в благословение всем народам земли.