7 глава

7:2 Бог славы. Такое выражение вызывает в памяти явления славы Божией народу во времена Моисея: столп облачный (Исх. 14,19; 16,10; Пс. 104,39), столп огненный (Исх. 14,24), славу Господню, явленную на горе (Исх. 24,15-18; 2 Кор. 3,7) и в скинии (Исх. 40,34-35; ср. Ин. 1,14).

7:4 из земли Халдейской. Область Вавилонии на юге Месопотамии (теперешний Ирак).

7:6 лет четыреста. Согласно Исх. 12,40 – «четыреста тридцать лет», но в своей речи Стефан округляет числа; он мог также следовать тексту Быт. 15,13, где сказано «четыреста лет».

7:8 завет обрезания. Бог установил этот завет с Авраамом (Быт. 7,10.11).

7:14 душ семьдесят пять. Книга Исход (1,5) говорит о семидесяти. Но греческий перевод ветхозаветного текста, которому в основном следует Книга Деяний, и фрагменты книги Исход, найденные среди свитков Мертвого моря, показывают «семьдесят пять». Объяснить число «семьдесят пять» можно тем, что в Исх. 1,5 учтены пять потомков Иосифа, упомянутые в Быт. 46,20 по переводу Семидесяти (Септуагинта): двое сыновей Манассии, двое сыновей Ефрема и один его внук.

7:16 во гробе, который купил Авраам… у сынов Еммора Сихемова. Стефан очень кратко изложил события, относящиеся к покупке погребальных мест патриархами. Иаков был погребен в пещере на поле Махпела у Хеврона (Быт. 50,13); согласно Иосифу Флавию («Иудейские древности», 2.199), братья Иосифа были погребены в Хевроне. Однако кости Иосифа были помещены в земле, которую Иаков приобрел у сынов Еммора (Быт. 33,19; 50,25; Исх. 13,19; Нав. 24,32). Слушающие Стефана знали, что Иаков и его сыновья были погребены в двух различных местах (Хеврон и Сихем).

7:22 И научен был Моисей всей мудрости Египетской. Исх. 2,10 сообщает, что когда младенец Моисей подрос, кормилица, мать Моисея, привела его к дочери фараона, которой он стал «вместо сына»; это подразумевает, что в качестве царского сына он получит египетское воспитание и образование в полном объеме.

7:37 Пророка… как меня. Первое косвенное упоминание Стефаном Иисуса: Он, пусть и отверженный иудеями, является преемником Моисея, превосходящим его.

7:38 в собрании в пустыне. См. ком. к 5,11.

с Ангелом, говорившим ему на горе Синае. Хотя на горе Синай Моисей получил закон от Самого Бога (Исх. 20,1.21), Бог вручил его Моисею и народу посредством ангелов: «Господь пришел от Синая… со тьмами святых» (Втор. 33,2); «закон… преподан через Ангелов, рукою посредника» (Гал. 3,19; ср. Деян. 7,53); «через Ангелов возвещенное слово (т.е. закон) было твердо» (Евр. 2,2).

7:44 Скиния свидетельства. Ветхозаветная скиния содержала дарованное Богом свидетельство Его присутствия и обетования в виде ковчега завета и скрижалей Закона (Десятословия). Другими символами присутствия Бога и Его животворной силы были стол предложения (Исх. 37,10-16; Евр. 9,2), светильник (семисвечник, Исх. 37,17-23; ср. Ин. 8,12; Откр. 1,12-18) и жертвенник курения (Исх. 37,25-29), который указывал, что молитвы народа Божия восходят к всевидящему Богу (Пс. 140,2; Откр. 8,3.4).

7:51 Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами. Ветхозаветные метафоры для обозначения людей, непокорных Богу (Исх. 32,9; 33,3.5; Втор. 9,6; 10,16; 30,6; Иер. 4,4).

7:52 Праведника. Титул, даваемый Господу Всемогущему (Ис. 24,16) и Иисусу Христу (22,14; 1 Ин. 2,1).

7:55 увидел славу Божию. Сияние присутствия Божия и Его престола (ср. Откр. 15,8;21,11.23).

Иисуса, стоящего одесную Бога. Обычно говорится, что Иисус восседает по правую руку Бога, поскольку дело Его завершено (Евр. 10,12; Рим. 8,34; Кол. 3,1), но здесь Он стоит, готовый встретить Стефана. В этом видении Сын Человеческий является одновременно Судьей и Защитником. См. статью «Небесное царствование Иисуса».

7:56 я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого. Видение Стефаном Сына Человеческого на небесах должно было живо напомнить синедриону суд над Иисусом, когда в ответ на их вопрос «Ты ли Христос?..» Он ответил: «Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мк. 14,61-62). Стефан утверждает, что видит ныне Самого Иисуса на небесах одесную Бога, а это доказывает истинность всего сказанного им и подтверждает отвержение тех, кто судит Стефана.

7:58 положили свои одежды у ног юноши, именем Савла. Савл (еврейское имя апостола Павла) был связан с синедрионом (он сам был фарисеем, Флп. 3,5) и, возможно, выступил инициатором суда над Стефаном (8,3; 9,1.2).

7:60 не вмени им греха сего. Ср. Лк. 23,34.

почил. Эвфемизм, употребленный вместо слова «умер» (Ин. 11,11-13).