3 глава

3:1 Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям. «Также» относится к общему принципу повиновения, выраженному в 2,13. Следует отметить, что подчиненность жены мужу уравновешена другим «также» (ст. 7), призывающим мужа проявлять особое внимание к жене (Еф. 5,25). Взаимоотношения мужчины и женщины подразумевают равенство в духовном плане (Гал. 3,28) и некоторое различие ролей и функций в домашнем быту и в церкви (Еф. 5,22-33; 1 Тим. 2,8-15).

без слова. Древнеримская культура предполагала, что жена принимает религию мужа. У некоторых христианок были, по-видимому, неверующие супруги. Петр призывает этих христианок не полагаться в деле обращения мужей на уговоры: уже настороженные по отношению к незнакомой им вере, мужья могли бы расценить это как непокорность. Пусть само поведение жен будет опорой Богу в деле явления истины.

3:3 не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде. Это не категорический запрет на украшения, а предупреждение против чрезмерного попечения о внешности (1 Тим. 2,9.10).

3:6 называя его господином. Общепринятое ближневосточное выражение уважения и подчиненности (ст. 1; Быт. 18,12).

Вы – дети ее. Т.е. подобны Сарре, если проявляете такую же покорность.

если делаете добро. Имеется в виду уже упомянутая покорность мужьям (ср. 2,15), но, вероятно, подразумевается и неизменная верность Христу.

и не смущаетесь ни от какого страха. Жены-христианки должны были соблюдать верность Христу, выказывая и должную почтительность неверующим супругам (ст. 1 и ком.).

3:7 как с немощнейшим сосудом. Немощь подразумевается физическая, а не нравственная, духовная или умственная. Различие в физической силе – одна из причин, чтобы муж оказывал особое внимание жене.

как сонаследницам благодатной жизни. Общность в вере – еще одна причина для оказания внимания. Здесь Петр рассматривает ситуацию, когда оба супруга – христиане (ср. ст. 1).

3:8-9 Ср. Рим. 12,9-21.

3:9 не воздавайте злом… благословляйте. Христиане не должны мстить, но, напротив, должны «благословлять» своих врагов (1 Кор. 4,12; 1 Фес. 5,15). Такое благословение может выразиться молитвой (Мф. 5,44).

3:13 И кто сделает вам зло..? Петр не отрицает, что малоазийских христиан могу ждать страдания за веру (4,12). Это высказывание можно истолковать либо как трюизм – будто примерным поведением иногда можно избежать дурного отношения, либо, что более вероятно, как утверждение: что бы ни случилось с христианином, никакая внешняя сила не может повредить ему духовно (Лк. 12,4-7; Рим. 8,31).

3:14 вы блаженны. Ассоциация с Мф. 5,10-12 и развитие темы ст. 13-17. Бог благословляет и награждает христиан, страдающих за правду, даже если непосредственные обстоятельства их жизни явно не свидетельствуют об этом.

3:15 будьте всегда готовы… дать ответ. Букв.: «апологию», «защиту» – т.е. ответ на обидные или насмешливые вопросы со стороны враждебно настроенных людей. Такой ответ должен заключаться в разъяснении основных принципов христианского учения.

3:17 если угодно воле Божией. Незаслуженное страдание попускается Богом и служит к пользе Его детей и к Его славе (1,6.7; 4,19).

3:18 однажды пострадал. Смерть Христа за людей – вполне достаточная жертва, и других искупительных жертв более не требуется (Евр. 7,27; 9,12.28).

но ожив духом. См. Рим. 1,4; 8,9-11.

3:19 находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал. Четыре основных толкования ст. 19,20.1. Проповедь Христа еще до Его воплощения, когда через Ноя Господь обращался к допотопному человечеству (ср. 2 Пет. 2,5). Он звал их к покаянию, но они не прислушались и теперь заключены «в темницу». В таком случае Петр проводит параллель: как Бог защитил Ноя среди неверующих, так Он защитит христиан в подобных же обстоятельствах. 2. Проповедь до воскресения, т.е. в период Христова «сошествия во ад» между Его смертью и воскресением. 3. Христос принес эту весть падшим ангелам, которых часто отождествляют с «сынами Божиими» из Быт. 6,2.4 (ср. Иов 1,6; 2,1), в место их заключения. 4. Проповедь после воскресения, т.е. что Христос возвестил Свою победу падшим ангелам во время Своего вознесения на небо.

3:21 подобное сему образу крещение. Физическое спасение Ноя в водах потопа – прообраз водного крещения.

спасает. Здесь подчеркивается, что крещение – знак и печать Божией благодати во Христе Иисусе. Утверждение спасительности крещения указывает на тесную связь между внешним знаком и обозначаемой им реальностью.

не плотской нечистоты омытие. Чтобы крещению не приписывали магической силы, Петр указывает, что спасение дается не посредством внешнего обряда, но тем, что он знаменует – соединением со Христом в Его смерти и воскресении.

3:22 одесную Бога. Самое почетное место и знак высшей власти во вселенной (Еф. 1,20-23; Евр. 1,3).