3 глава

3:1 с духовными. См. ком. к 2,6.

как с плотскими. «Плоть», «плотское» – слова, которыми чаще всего Павел характеризует настоящий лукавый век. Поскольку коринфяне получили Духа, они духовны в самом глубоком смысле слова, но их поведение настолько несообразно этому званию, что Павлу пришлось обращаться с ними, как с людьми недуховными.

3:3 зависть, споры и разногласия. См. ком. к 1,10.

3:5 Аполлос. См. ком. к 1,12.

3:6 Я насадил. Цель Павла – «благовествовать не там, где уже было известно имя Христово» (Рим. 15,20).

3:9 соработники у Бога. Павел имеет в виду либо, что христианские труженики – сотрудники Божий, либо, что христиане, сотрудничающие друг с другом, принадлежат Богу. Мысль Павла уясняется из контекста: только Богу принадлежит успех христианской проповеди.

3:10 основание. Призванный благовествовать там, где о Евангелии еще не слышали, Павел проповедовал Христа распятого (2,2), что и является основанием благовестия о спасении.

мудрый строитель. Явный намек на предшествующее обсуждение истинной мудрости (1,17; 2,9.10 и ком.).

3:16 храм Божий. Как Бог проявлял Свое присутствие в храме, наполняя его облаком Своей славы (3 Цар. 8,10.11), так Он обитает в Своем народе, исполняя его Духом Святым. Павел говорит здесь о народе Божием как о едином целом; в 6,19 в центр внимания поставлен отдельный христианин.

3:17 того покарает Бог. Павел допускает, что некоторые «строители» в Коринфе не только употребляли «негодные материалы», но даже разрушали дело Божие. Им не будет пощады на суде.

3:18-20 Здесь апостол еще откровеннее говорит о различии между мудростью человеческой и божественной.

3:21 не хвались. См. ком. к 1,29.

все ваше. Этот великий принцип делает явными мелочность и абсурдность ссор в Коринфе (1,12). Если мы принадлежим Христу, то в Нем все принадлежит нам (Рим. 8,17.38.39; Евр. 1,2). Насколько мало коринфяне ценили свои привилегии как христиан, видно из слов Павла в 6,2.