3 глава

3:1 перед глазами предначертан… Иисус Христос. Возможно, посредством благовестия апостола.

3:2 Духа. Павел взывает к опыту познания Духа Святого, пережитому галатами прежде появления смутивших их проповедников, как к доказательству того, что иудейство не является необходимым предварительным условием для обращения в христианство (Деян. 10,47; 11,17; 15,8).

3:3 плотью. Возможно, Павел имел в виду не только намерение соблюдать закон, живя без Духа (Рим. 7,7 – 8,17), но и попытки обрести благоволение Божие плотским обрезанием (Флп. 3,2.3). В любом случае, Павел предостерегает своих читателей от стремления достичь спасения посредством каких-то действий. Спасение дается только Божией благодатью через веру в Иисуса Христа (2,16).6 Авраам был прародителем иудеев; с ним первым Бог заключил завет, знаком которого и было обрезание (Быт. 17,10). Даже этот чтимый патриарх достиг подобающего отношения с Богом через веру (Рим. 4,11). Павел опровергает обвинение, будто он умаляет значение завета Божиего с Авраамом. Истинные дети Авраама разделяют его веру, независимо от того, ведут они свое происхождение от Авраама или нет. Обетование, данное Аврааму, есть также обетование благословения язычникам, и они должны принять его верой, как принял Авраам.

3:10 Павел говорит, что никто не может исполнить закон во всей его полноте. В подтверждение он приводит Втор. 27,26.

3:12 закон не по вере. Здесь Павел говорит о законе как о требовании Божием, вне зависимости от обетований завета Божия. Книга Левит (18,5) излагает это требование и предупреждает о наказании за его невыполнение (26,14-38).

3:13 сделавшись за нас клятвою. Поскольку мы не соблюли завет с Богом, нарушив закон, мы заслужили проклятие закона и осуждение Божие. Но Христос понес проклятие закона вместо нас, даровав нам мир с Богом (см. Рим. 3,21-26; 4,25; 5,1-8; 2 Кор. 5,21; Кол. 2,13-15; ср. Мк. 10,45; Ин. 1,29; 1 Пет. 2,24).

3:14 благословение Авраамово. См. 3,8 и Быт. 12,3. Верующие язычники, чья жизнь отмечена присутствием Духа Святого, суть исполнение обещания, что через Авраама будут благословлены все народы. Дух Святой – благословение, обещанное Аврааму.

3:15-18 Бог обещал благословение всем народам через «семя Авраамово» – Иисуса Христа, потомка Авраама по человеческой природе. Это обетование завета не было отменено последующим дарованием закона. Закон не противопоставлен обетованиям (ст. 21), но включает их в себя. Его требования показывают безнадежность попыток заслужить спасение и ведут народ Божий к вере во Христа.

3:16 семени твоему. Павел утверждает, что семя, о котором говорит обетование, – Христос.

семени Его. Не сказано: и потомкам. В Быт. 17,19 Бог обещает Аврааму сына, Исаака, и говорит, что заключит завет с Исааком и его «семенем». Такое употребление единственного числа указывает на Иисуса, Который восстановил нарушенный завет между Богом и Его народом.

3:17 спустя четыреста тридцать лет. Продолжительность пребывания евреев в Египте (см. Исх. 12,40). В Септуагинте время пребывания патриархов в Ханаан включено в эти 430 лет. Павел называет эту цифру, чтобы показать, что века прошли, прежде чем был дарован закон на Синае (ср. Быт. 15,13; Деян. 7,6).

3:19 по причине преступлений. Чтобы представить грех как явное нарушение воли Божией и показать его преступную сущность (Рим. 5,13.20).

через Ангелов. См. Втор. 33,2; Деян. 7,53; Евр. 2,2.

3:20 посредник. Моисей был посредником между Богом и Израилем при заключении завета на Синайской горе (Исх. гл. 19-34). Обетование же, данное Аврааму, не требовало посредника, и потому оно выше завета, заключенного на Синае.

Бог один. См. Втор. 6,4. Заключенный без посредника Божий завет с Авраамом более убедительно, нежели Синайский завет, показывает единство и всемогущество Бога. Исполнение Божия завета с Авраамом через включение язычников в народ Божий также доказывает, яснее, чем Синайский завет, что Бог един, потому что показывает Его власть над всем творением (Рим. 3,29.30).

3:21 Не сам закон, а неспособность человека соблюсти его, является причиной того, что отношения человечества с Богом нарушены.

противен обетованиям Божиим? Павел решительно отвергает такое заключение. Закон мог бы соперничать с Евангелием, если бы даровал жизнь, освобождая грешников от осуждения. Хотя закон добр и указывает, какой жизнью можно угодить Богу (Лев. 18,5; Рим. 7,10), он не может дать жизнь законопреступникам (2 Кор. 3,6). Иудеи, обладая законом, тем более подлежали осуждению. Писание учитывает это, показывая, что все осуждены как грешники, и подчеркивая необходимость обетованного Спасителя.

3:24 детоводителем. Греч.: «педагогос» – «воспитатель». Воспитатель научает, предостерегает и наказывает. Закон, подобно детоводителю, указывал на грех, предостерегал и наказывал за него. Другая важная обязанность детоводителя – ограждать и оберегать воспитанника от негативного влияния посторонних. Закон действовал подобным образом, отделяя Израиль от язычников. Эта функция закона также прекратилась.

3:26 все вы сыны Божий. «Сыны», потому что соединены с Единственным Сыном – Иисусом Христом. Это единение со Христом запечатлевается крещением. Это живое единство; Христос живет в нас (2,20). Кроме того, единение со Христом засвидетельствовано тем, что Он умер за нас и живет ради нас (Рим. 6,5-11). Облечься во Христа означает, что Его праведность покрывает нас и что во Христе мы – новое творение (Рим. 13,24; Еф. 4,24; Кол. 3,10).

3:28 Все вы одно во Христе Иисусе. Преграда, разделявшая иудеев и язычников, устранена для объединенных во Христе: все они – семя Авраамово (Еф. 2,14-16; Кол. 3,11). Павел не упраздняет существующие различия (напр., между полами), но указывает, что они не дают никаких преимуществ в том, что касается нашего единения со Христом. До Второго пришествия Христа миропорядок сохраняется, и церковный строй должен его учитывать (1 Кор. 11,3; 14,34; 1 Тим. 2,11-14).