5 глава

5:1-11 Фессалоникийцам следует приготовиться к внезапности дня Господнего (ст. 2 и 4). Восхищение христиан, о котором сказано в 4,17, не произойдет прежде пришествия дня, несущего внезапную и неотвратимую гибель развращенным людям (см. 2 Фес. 2,1 и ком.).

5:2 день Господень. День Второго пришествия Христа. О нем хорошо известно из ВЗ (см., напр., Иоил. 2,1.31; Ам. 5,18; Соф. 1,7.14; Мал. 4,5), где это выражение относится к приближению Бога Судии. Эта отчетливая связь дня Господнего с судом продолжена в НЗ во взаимосвязи Последнего суда, награды и возмездия (Деян. 17,31; Рим. 2,5.16; 2 Кор. 1,14). Согласно 2 Пет. 3,10-13, в этот день небеса, земля и все стихии будут уничтожены и уступят место новому небу и новой земле.

как тать ночью. См. Мф. 24,43.44; 2 Пет. 3,10; Откр. 3,3; 16,15. Павел, похоже, знаком, по крайней мере, с частью того, что позднее будет записано в Евангелиях (Мф. 24,3 – 25.46; Мк. 13,3-37; Лк. 21,5-36).

5:9 Бог определил нас не на гнев. Напротив, Бог предназначил Свой народ к получению спасения и славы в Иисусе Христе (1,10; 2 Фес. 2,14). И, однако, фессалоникийцам и бесчисленным другим христианам Бог предназначил претерпеть и непоколебимо выстоять перед всякого рода испытаниями (3,2-4; 2 Фес. 1,4; Иак. 1,2-4; 1 Пет. 4,12-14; Откр. 1,9). «Гнев» в данном контексте явно обозначает то справедливое осуждение и возмездие, которое падет в «день гнева… от Бога» (Рим. 2,5) на нераскаявшихся (Еф. 5,6; Кол. 3,6; Откр. 6,16.17; 11,18).

5:12 Даже на этой ранней стадии жизни фессалоникийской общины были руководители, которые осуществляли духовное попечение. Павел подтверждает законность почитания церковных тружеников и руководителей, призывая «уважать предстоятелей ваших в Господе». Возможно, Павел имел в виду здесь некоторых фессалоникийцев, названных по именам в других местах Нового Завета: Иасона (Деян. 17,6-9), Аристарха (Деян. 20,4; 27,2; Кол. 4,10; Флм. 1,24), Секунда (Деян. 20,4), Гаия (Деян. 19,29).

5:14 братия. Это обращение (как и в ст. 12) указывает, что последующие увещевания обязывают к взаимному ответственному служению всю общину, а не только ее признанных руководителей.

бесчинных. Хотя греческое слово, употребленное здесь, буквально означает «беспорядочных» или «непокорных», контекст указывает, что имеется в виду самоволие некоторых, выражавшееся в безответственном отказе зарабатывать себе на пропитание. Многие полагают, что причина такого поведения – в уверенности в близком пришествии Христа.

малодушных. Малодушные или робкие нуждаются в ободрении, слабые – в поддержке (Рим. 14,1; 15,1.2). Всем необходимо служить с терпением.

5:15 Христианин обязан добиваться справедливости для других (Ис. 56,1; 58,6-8), но в соответствии с христианской этикой по примеру Христа (1 Пет. 2,21-23) должен воздерживаться от отмщения за самого себя (Мф. 5,38-42; Рим. 12,17-21; 1 Кор. 6,7; 1 Пет. 3,9).

5:19-21 С одной стороны, Павел увещевает фессалоникийцев не угашать Духа Божия пренебрежительным отношением к законно произнесенным пророчествам. С другой стороны, он оговаривает, что никакие притязания на прорицательство не должны приниматься на веру (2 Фес. 2,2; 1 Кор. 14,29).

5:23-24 да освятит. Полное исправление всякого человеческого несовершенства не только возможно, но и несомненно. Оно зависит от Бога, Который верен и совершит его (ст. 24). Однако следует учесть фактор времени. Полное совершенство, составной частью которого станет также прославленное тело, будет достигнуто при Втором пришествии Иисуса Христа (Флп. 1,6).

5:23 ваш дух и душа и тело. Эти слова выражают полноту человеческой личности. Чаще всего в Писании «дух» и «душа» употребляются фактически как синонимы, определяющие духовную сторону человека. Иногда (здесь и в Евр. 4,12) они употребляются одновременно, хотя трудно сказать, в чем их различие. Сравните четырехчастный образ: «сердце», «душа», «разумение» и «крепость» в Мк. 12,30.

5:27 Заклинаю вас. Употребленный здесь сильный по значению греческий глагол встречается очень редко. Павел налагает на читателей торжественную обязанность: вся община непременно должна быть ознакомлена с содержанием этого послания – столь важными считал апостол изложенные здесь принципы вероучения.