1 глава

1:1-2 Приветствие с упоминанием автора и адресата послания и благословением.

1:1 Апостол Иисуса Христа. Человек, посланный Иисусом Христом свидетельствовать о Нем (см. ком. к 1 Тим. 1,1).

волею Божиею. Павел указывает, Кем он послан (1 Кор. 1,1; 2 Кор. 1,1; Еф. 1,1; Кол. 1,1).

по обетованию жизни во Христе Иисусе. Назначение апостола – возвещать о жизни вечной во Христе (см. ком. к 1 Тим. 1,16).

1:2 возлюбленному сыну. 1 Кор. 4,17; ср. 1 Тим. 1,2. См. Первое послание к Тимофею. Введение: Время и обстоятельства написания.

милость… Господа нашего. См. ком. к 1 Тим. 1,2.

1:4 воспоминая о слезах твоих. Вероятно, о слезах, пролитых Тимофеем при последнем расставании с Павлом.

и желаю видеть тебя. См. 4,9.21.

1:5 Лоиде… Евнике. См. Первое послание к Тимофею. Введение: Время и обстоятельства написания.

1:6-14 Павел переходит к основной части послания. Призывая Тимофея к мужеству и верности (см. Введение: Время и обстоятельства написания), Павел говорит о Евангелии и своем призвании благовестника.

1:6 возгревать дар Божий. Подразумевается, что Тимофей был недостаточно усердным в пользовании духовным даром, полученным им от Бога.

который в тебе через мое рукоположение. См. ком. к 1 Тим. 1,18.

1:7 боязни. Боязнь, очевидно, объясняется, с одной стороны, природной нерешительностью Тимофея, а с другой – серьезностью ситуации, в которой находился Павел.

1:8 меня, узника Его. Павел находится в заточении в Риме (2,9; см. Введение: Время и обстоятельства написания), но узы, которые наложены на апостола римскими властями, – ничто, по сравнению с теми узами, которые соединяют его со Христом.

1:9 званием святым. Цель избранничества и призвания Божиего – освящение Его народа (Еф. 1,4).

не по делам нашим, но по… благодати. Спасение даруется по благодати Божией, но не по заслугам людей (Еф. 2,8.9).

по Своему изволению. Бог дарует спасение только по Своему изволению и предопределению. В других посланиях о Божественном предопределении говорится как о милости (Тит. 3,5) и любви (Еф. 1,4.5).

прежде вековых времен. Утверждение предвечности Божественного замысла о спасении людей через Иисуса Христа (1 Пет. 1,20; Еф. 1,4; Тит. 1,2; Откр. 13,8).

1:10 Спасителя нашего Иисуса Христа. Христос – Спаситель, ибо несет верующим завет благодати (Тит. 1,4; 2,13; 3,6).

разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление. Т.е. через Свою смерть и воскресение (Евр. 2,14.15; Откр. 1,18).

1:11 проповедником. Ср. 1 Тим. 2,7.

1:12 я… страдаю. Павел находится в тюрьме (1,8; 2,9).

но не стыжусь. Призвав Тимофея свидетельствовать о Христе (1,8), Павел указывает на свой собственный пример мужества перед лицом страданий (2,8-10; 3,10.11).

оный день. Судный день (1,18; 4,8).

1:13 здравого учения. Т.е. Евангелия. См. ком. к 1 Тим. 1,10.

1:14 Храни добрый залог. См. ком. к 1 Тим. 6,20.

1:15 все. Павел, вероятно, использует гиперболу (сознательное преувеличение), чтобы подчеркнуть масштабы распространения ереси.

Асийские. Т.е. бывшие в Асии – римской провинции, главным городом которой был Ефес.

Фигелл и Ермоген. Более нигде в НЗ не упоминаются. То, что Павел называет их здесь, вероятно, означает, что он рассчитывал на их поддержку.

1:16 Онисифора. Член христианской общины в Ефесе (1,18; ср. 4,19).

1:17 быв в Риме. Онисифор, вероятно, приходил в Рим, чтобы помочь Павлу.