2 глава

2:1-13 Павел вновь призывает Тимофея быть верным Христу.

2:1 сын мой. См. ком. к 1,2.

2:2 при многих свидетелях. По-видимому, это относится к рукоположению Тимофея (1,6; 1 Тим. 1,18; 4,14).

верным людям, которые были бы способны и других научить. Предположительно, имеются в виду епископы (пресвитеры). См. 1 Тим. 3,2; 5,17. Однако не исключено, что Павел имеет в виду тех, кто остается верен Христу и Евангелию.

2:5 не увенчивается. Во втором и третьем сравнениях говорится об обещании будущего воздаяния (2,10-12).

2:6 вкусить от плодов. См. ком. к 2,5.

2:8 воскресшего из мертвых. Воскресение Христа занимает центральное место в теологии Павла (Рим. 6,4-10; 1 Кор. 15,12-22). В данном случае о воскресении говорится как об основе надежды (см. 2,11.12).

от семени Давидова. В Иисусе исполняется обетование, что Бог даст одному из потомков Давида Царство, которому не будет конца (2 Цар. 7,12-16; Мф. 1,1; Мк. 12,35; Лк. 1,32.33; Ин. 7,42; Деян. 2,30-36; Откр. 5,5). О Христе, Который родился от семени Давидова и открылся Сыном Божиим, см. Рим. 1,3.4.

2:9 за которое я страдаю даже до уз, как злодей. См. ком. к 1,8.

2:10 избранных. Тех, кого Бог избрал, чтобы они уверовали во Христа. В данном случае это выражение может относиться, скорее, к тем, кто уже уверовал (Тит. 1,1) и спасется через освящение и стойкость, нежели к тем, кто только еще уверует и возродится к новой жизни.

спасение во Христе Иисусе. Спасение, которое приходит через веру в Иисуса Христа (3,15).

с вечною славою. То же, что и жизнь вечная (2,11; Мф. 13,43; ком. к 1 Тим. 1,16).

2:11 Верно слово. См. ком. к 1 Тим. 1,15. Далее следует, по-видимому, фрагмент из раннехристианского гимна.

если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем. Указание на то, что уподобление Христу в смерти и воскресении Его – залог жизни вечной (Рим. 6,8).

2:12 если терпим. Указание на стойкость перед лицом тяжких испытаний (см. ст.10).

то с Ним и царствовать будем. Новозаветный образ вечной славы (вечной жизни), которую христиане обретают через Христа (Мф. 19,28; Рим. 5,17; Откр. 3,21).

2:13 если мы неверны, Он пребывает верен. В этих словах красноречиво передана уверенность, что, хотя мы и призваны к терпению и верности, наше спасение всецело зависит не от нас, но только от Христа (2,19).

ибо Себя отречься не может. Надежда христиан твердо укоренена в Боге (Чис. 23,19; Тит. 1,2), Который всегда неизменен и верен.

2:14-26 Павел переходит к теме верности Христу перед опасностью лжеучений (см. Введение: Время и обстоятельства написания) и дает Тимофею указания, касающиеся как церкви, так и его самого.

2:14 вступать в словопрения. Характерная черта лжеучителей (2,23; 1 Тим. 1,4; 6,4; Тит. 3,9).

2:15 слово истины. Евангелие, слово Божие (2,8.9; 4,2).

2:17 Именей. Упоминается также в 1 Тим. 1,19.20 как один из потерпевших «кораблекрушение в вере».

Филит. Более нигде в НЗ не упоминается.

2:18 воскресение уже было. Это гностическое по сути положение отрицает будущее телесное воскресение христиан и на его место ставит духовное воскресение при обращении в веру. Таким образом, внимание сосредоточено на субъективно переживаемом опыте человека (1 Кор. 15,12-14).

разрушают в некоторых веру. Доктрины лжеучителей противоречили Евангелию и вносили смятение в умы верующих. Поэтому Тимофей должен оберегать церковь от них (2,14).

2:19 твердое основание Божие. Церковь (ср. 1 Тим. 3,15), которую составляют избранные.

имея печать сию. Образ истинности и надежности Церкви.

познал Господь Своих. «Печать» на церкви (ст. 11), удостоверяющая избранность (Ин. 10,29).

2:23 состязаний… ссоры. См. ком. к ст. 14.

2:25-26 Христиане не должны считать, что соблазненные лжеучением потеряны безвозвратно. Евангелие следует проповедовать всем.