3 глава

3:1-9 Павел вновь возвращается к теме ложного учения, на сей раз обличая самих лжеучителей. Он признает их влияние на церковь в Ефесе, но в заключение высказывает убеждение, что в конечном счете они не преуспеют.

3:1 последние дни. Эпоха, которая началась явлением Христа и должна закончиться Его Вторым пришествием (см. ком. к 1 Тим. 4,1).

3:5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Особая опасность лжеучителей в том, что они называют себя христианами, но не являются таковыми, поскольку их упование – не Христос (Мф. 7,15.21-23).

3:6 женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями. Смысл этих слов Павла не в том, что все женщины таковы, но что некоторые из ефесских христианок поддались «прельщению» лжеучителей (1 Тим. 2,14; 5,13-15).

3:8 Ианний и Иамврий. Согласно еврейской традиции, так звались два египетских мага, которые противостояли Моисею, когда он творил чудеса перед фараоном (Исх., гл. 7; 8).

3:11 в Антиохии, Иконии, Листрах. Три города в римской провинции Галатия, в которых Павел проповедовал Евангелие во время своего первого миссионерского путешествия (Деян. 13,14 – 14,20). Несмотря на сильное противодействие, Павел основал церкви в каждом из этих городов (Деян. 14,21-23). Листры – родной город Тимофея.

избавил меня Господь. См. 4,18 и ком.

3:12 все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. См. Мф. 10,17.18; Ин. 15,20; 1 Пет. 4,12; 5,9.

3:14 кем ты научен. Павел имеет в виду мать и бабку Тимофея (1,5), а также себя самого.

3:15 из детства. Согласно обычаю, евреи начинали обучать ребенка закону Моисееву, когда ему исполнялось пять лет.

знаешь священные писания. Лжеучители искажали Ветхий Завет (1 Тим. 1,7; Тит. 3,9). Тимофей должен помнить наставления в истине, которые он получил от матери и бабки. Слово «писания» означает здесь книги ВЗ. Новый Завет в нынешнем его виде в то время еще не существовал, а некоторые из его книг, вероятно, не были еще написаны.

которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Ветхий Завет, правильно истолкованный, приводит к пониманию центральной роли Иисуса Христа в Божественном замысле, предначертанном всему творению.

3:16 Все Писание. Ветхий Завет (см. ком. к ст. 15).

богодухновенно. Т.е. вдохновлено Духом Святым (ср. 2 Пет. 1,21). Бог является источником и, в конечном счете, Автором Писания. Хотя и было оно написано людьми, но по вдохновению Божиему, и потому обладает Божественным авторитетом. См. статью «Авторитет Писания».