4 глава

4:1-5 Поручая Тимофею быть проповедником и благовестником, Павел заключает свой призыв к нему, начатый в 1,6.

4:1 пред Богом и Господом нашим. Павел хочет, чтобы Тимофей проникся сознанием чрезвычайной важности поручаемого ему.

Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых. См. 4,8; Мф. 25,31-46; Ин. 5,22.27; Деян. 10,42.

явление Его. Второе пришествие Христа.

4:2-3 слово. Евангелие (ср. 2,15).

во время и не во время. В любой ситуации, как в благоприятной, так и в неблагоприятной, должно проповедовать Евангелие.

здравого учения. Т.е. Евангелия.

4:4 к басням. См. ком. к 1 Тим. 1,4.

4:5 Последний призыв к верности, даже если другие отступят.

Служение Тимофея.

4:6 уже. Павел принимает неизбежность своей скорой смерти.

становлюсь жертвою. Другой перевод: «становлюсь жертвенным возлиянием». Метафора смерти (см. Флп. 2,17), связанная с ветхозаветной практикой, когда жертва приносилась возлиянием вина в алтаре (Чис. 15,5.7.10; 28,7).

моего отшествия. Еще один образ смерти (Флп. 1,23), в которой для Павла заключена надежда и уверенность в обретении истинной жизни после земной кончины (4,18).

4:7 Павел подводит итог своему служению. При этом для него имеет значение не то, что оно было успешным, а то, что он сохранил верность Господу.

4:8 венец правды. Скорее всего, этот венец совершенной праведности – жизнь вечная, которая даруется верующему в завершение его пути к Богу (2,10; Иак. 1,12; 1 Пет. 5,4; Откр. 2,10).

праведный Судия. Христос.

явление Его. Второе пришествие Христа (4,1).

4:9 Постарайся придти ко мне скоро. См. ком. к ст. 21.

4:10 Димас. Сотрудник Павла, бывший с ним во время его первого заключения в Риме (Кол. 4,14; Флм. ст. 24).

в Фессалонику. Город в римской провинции Македония, в котором Павел основал церковь во время своего второго миссионерского путешествия (Деян. 17,1-10).

Крискент. Более нигде в НЗ не упоминается. По всей видимости, также сотрудник Павла.

Галатию. Римская провинция, где Павлом во время его первого миссионерского путешествия были основаны христианские церкви (см. ком. к 3,11).

Тит. Один из сотрудников Павла.

Далматию. Другое название римской провинции Иллирик – самой западной из тех, которые Павел посетил во время своих первых трех миссионерских путешествий (Рим. 15,19).

Лука. Евангелист Лука. Сопровождал Павла во время значительной части его второго и третьего миссионерских путешествий.

4:11 Марка возьми и приведи с собою. Иоанн Марк покинул Павла и Варнаву во время их первого миссионерского путешествия (Деян. 13,13), что привело к разрыву между двумя миссионерами (Деян. 15,37-39). Впоследствии Марк вновь вернул себе расположение Павла (Кол. 4,10; Флм. ст. 24). Теперь же, под конец своей жизни, Павел хочет видеть его.

4:12 Тихика. Тихик – сотрудник Павла (см. Деян. 20,4; Еф. 6,21; Кол. 4,7; Тит. 3,12).

в Ефес. Тихик должен доставить Тимофею это послание и остаться служить вместо него.

4:13 фелонь. Одеяние из грубой шерсти для защиты от холода и сырости. Павел говорит о скором наступлении зимы (ст. 21).

в Троаде. Троада – портовый город, связывающий римские провинции Асия и Македония, через который Павел следовал во время второго и третьего миссионерских путешествий (Деян. 16,8.11; 20,5.6).

у Карпа. Более нигде в НЗ не упоминается.

книги, особенно кожаные. Имеются в виду книги на пергаменте. Об их содержании ничего не известно, возможно, это были тексты Ветхого Завета.

4:14 Александр медник. См. ком. к 1 Тим. 1,20.

много сделал мне зла. Об этом в НЗ больше нигде не говорится.

Да воздаст ему Господь по делам его. В день Последнего суда (Мф. 16,27; Рим. 2,6; Откр. 22,12).

4:16 При первом моем ответе. Во время предварительного разбора дела Павла, до суда, которого он в данное время ожидает (см. Введение: Время и обстоятельства написания).

Да не вменится им. Всепрощение перед лицом смерти, подобно Христу (Лк. 23,34) и Стефану (Деян. 7,60).

4:17 Господь же предстал мне и укрепил меня. Павел на опыте знает, что может всегда положиться на силу и могущество Пославшего его (2 Кор. 12,9.10; Флп. 4,11-13).

дабы через меня утвердилось благовестие. Вероятно, Павел имеет в виду то, что во время разбирательства его дела он имел возможность проповедовать слово Божие.

и услышали все язычники. Павел проповедовал на общественном форуме (собрании) в самом центре Римской империи.

избавился из львиных челюстей. С трудом избежал смерти. Предварительный разбор дела Павла закончился для него отсрочкой приговора.

4:18 избавит меня Господь от всякого злого дела. Павел не считает, что Христос отвратит от него физическую смерть (4,6), но выражает абсолютную веру во Христа, Который будет вечно верен и никогда не покинет верующих в Него (2,13).

сохранит для Своего Небесного Царства. Упование всех верующих во Христа.

4:19-21 По своему обыкновению Павел заканчивает послание личными приветствиями и благословением.

4:19 Прискиллу и Акилу. Супружеская пара, давние друзья Павла, знакомство с которыми состоялось при его первом посещении Коринфа во время второго миссионерского путешествия. Как и Павел, они были евреями и занимались «деланием палаток» (Деян. 18,2.3). Вначале они перебрались из Рима в Коринф, а затем сопровождали Павла в Ефес (Деян. 18,18.19), где содержали домовую церковь в течение нескольких лет до своего возвращения в Рим (Рим. 16,3.4; 1 Кор. 16,19). Теперь же они, очевидно, опять вернулись в Ефес.

дом Онисифоров. См. ком. к 1,16. Это одно из самых ясных указаний на то, что Тимофей все еще находится в Ефесе (1,18).

4:20 Ераст. Предположительно Ераст, упоминаемый в Рим. 16,23.

в Коринфе. Коринф – столица римской провинции Ахайя, которую Павел посетил во время второго и третьего миссионерских путешествий.

Трофима. Трофим – член христианской общины в Ефесе, сопровождавший Павла в Иерусалим в конце его третьего миссионерского путешествия (Деян. 20,4; 21,29).

в Милите. Милит – портовый город к югу от Ефеса, который Павел посетил в конце своего третьего миссионерского путешествия (Деян. 20,15.17).

4:21 до зимы. Зимняя погода сделала бы невозможным путешествие по морю. Павел, по-видимому, опасался, что если Тимофей слишком задержится, он не успеет прибыть до казни (4,9).

Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия. Никто из этих людей, которые, по-видимому, были римскими христианами, не упоминается больше в НЗ; хотя впоследствии римско-католическая традиция стала считать Лина преемником Петра в качестве епископа Рима.

4:22 Благодать с вами. Поскольку употреблено множественное число «вы», можно предположить, что Павел предназначал свое послание для чтения всей церкви (1 Тим. 6,21 и ком.).