28 глава

2. Бегство Иакова в Харран (Гл. 28)

28:1-9 Исаак призвал Иакова, благословил его и отправил в Паддан Аран, область в Месопотамии. Иаков должен был найти себе жену именно там, среди родственников матери, а не среди хананеев. Это вдохновило Исава попытаться вернуть себе благословение отца, взяв в жены дочь Измаила. Это как раз тот случай, когда зло (многоженство) совершается с целью получить добро.

28:10-19 Ночуя в Вефиле, Иаков увидел замечательный сон: лестница от земли до неба. Это свидетельствовало о возможности «подлинного, ничем не нарушаемого общения между небом и землей, – между Богом в Его славе и человеком в его уединении». Христос, скорее всего, упоминает именно об этом случае в разговоре с Нафанаилом (Ин. 1:51) в связи со Своим Вторым Пришествием и той славой, которая будет явлена в Его Тысячелетнем Царстве. Но верующие могут уже сейчас ежеминутно наслаждаться общением с Богом. В ту ночь, когда сердце Иакова было, по-видимому, переполнено сожалением о прошлом, одиночеством в настоящем и неуверенностью по поводу будущего, Бог, по Своей великой милости, заключил с ним завет, как с Авраамом и с Исааком. Обратите внимание: Бог обещает, что будет с ним («Я с тобою»), позаботится о его безопасности («сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь»), будет направлять его («и возвращу тебя в сию землю»). Кроме того, Бог лично гарантирует выполнение этих обещаний: «Ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе». Понимая, что с ним говорил Сам Бог, Иаков переименовал город. Вместо прежнего названия Луз (разлука) он получил новое имя – Вефиль (дом Божий).

«До этой ночи в Вефиле, когда Иаков был «приятно удивлен» и «охвачен ужасом», у него не было опыта личного общения с Богом. Всю информацию о Нем он получал «из вторых рук» (Каждодневные заметки Союза Писания).

28:20-22 Здесь Иаков, похоже, торгуется с Богом. Но на самом деле он пытался выторговать себе меньше того, что пообещал Бог (ст. 14). У Иакова недоставало веры принять то, о чем говорил Бог, поэтому Иаков выдвинул условие об уплате десятины, которое зависело от выполнения Богом Своей части соглашения. Другое толкование состоит в том, что слово «если» – это просто неотъемлемая часть любого древнееврейского договора, а Иаков связал себя обещанием отдавать десятину в любом случае (см. Чис. 21:2; Суд. 11:30,31; 1 Цар. 1:11, где описаны схожие еврейские клятвы).