5 глава

IV. МОИСЕЙ И фАРАОН: ВЕЛИКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ (5:1 – 7:13)

А. Первое противостояние (5:1 – 7:6)

5:1 В 3 главе, 18 стихе Бог повелел Моисею взять с собой старейшин и пойти с ними к фараону. Затем Бог назначил Аарона говорить от лица Моисея (4:14-16). Поэтому вместо старейшин с Моисеем пошел Аарон. Воля Божья выражалась в весьма недвусмысленных словах: «Отпусти народ Мой».

5:2-13 Когда Моисей с Аароном объявили фараону свой первый ультиматум, он обвинил их в том, что они отвлекают народ от работы. И заставил народ работать еще больше. Теперь израильтяне должны были сами собирать солому для обжига кирпичей, изготавливая при этом столько же кирпичей, сколько и раньше. Фараон требовал от евреев невыполнимого, обращаясь с ними, как нацисты обращались с заключенными в концлагерях. Народу пришлось ходить по всему Египту, собирая жниво вместо соломы. В еврейском подлиннике видно, с каким презрением относились к этим угнетенным людям. Коул обращает также внимание на то, что жесткое и шероховатое жниво было плохим заменителем соломы.

5:14-23 До этого евреям приносили солому. Она использовалась для укрепления кирпичей и для того, чтобы кирпичи не прилипали к форме, в которой их выжигали. Надзирателей-евреев били за невыполнение нормы. Они обратились к фараону с протестом, но он не стал их слушать. Тогда они стали винить во всем Моисея и Аарона, а Моисей, в свою очередь, стал жаловаться Богу. Обвинения изнутри, исходящие от народа Божьего, зачастую тяжелее сносить, чем преследования извне.

6:1-12 В ответ на раздраженную речь

Моисея, Господь говорит терпеливо и милостиво. Сначала он уверяет Моисея в том, что фараон отпустит израильтян, будучи принужден к этому сильной рукой Божьей. Затем Господь напоминает Моисею, что Он явил себя патриархам под именем Эль-Шаддай (Бог Всемогущий), а не Иегова («ГОСПОДЬ»), то есть не под личным именем Бога, соблюдающего завет. Речь здесь, похоже, идет о том, что теперь Господь явит себя новым способом, то есть покажет Свою силу, освободив израильтян из рабства. Он заключил с ними завет и готов его исполнить, освободив евреев из Египетского рабства и приведя их в Землю Обетованную. Обратите внимание: в стихах 6-8 содержится семь глаголов будущего времени, описывающих то, что вскоре произойдет. Имя Иегова (ГОСПОДЬ), хотя уже и использовалось ранее, теперь приобрело новое значение. Обратите внимание на то, что в этих стихах Бог использует двадцать пять личных местоимений. Они усиливают акцент на том, что Бог уже сделал, делает в настоящее время и сделает в будущем. Моисей, похоже, не понял этого, так как думал только о своей непригодности. Он сопротивлялся и дальше, но затем послушался слова Господа (глава 7). «Я не словесен» (ст. 12 и 30), – эти слова означают, что Моисей говорил, запинаясь, и не считал себя великим оратором.