14 глава

Г. Очищение проказы (Гл. 14)

14:1-7 В этой части описан обряд очищения прокаженного, который исцелился. Вначале его осматривал священник. Это происходило вне стана. Если человек был действительно здоров, то он приносил в жертву двух живых и чистых птиц с кедровым деревом, червленой нитью и иссопом. Кедр и иссоп, взятые из высокого дерева и низкого растения, представляют суд Божий над всем миром и всеми, живущими в нем – от малого до великого. Червленая нить ассоциируется с грехами (Исаия 1:8) – поэтому вполне возможно, что здесь содержится указание на Божий суд над грехами. Одну птицу закалывали над проточной водой, а другую, вместе с кедровым деревом, червленой нитью и иссопом окунали в кровь заколотой птицы. Очищенного прокаженного семикратно окропляли кровью и объявляли чистым. Затем живую птицу отпускали на волю.

Во многих отношениях проказа схожа с грехом. Она делала человека нечистым, отлучала его от стана Бога и Божьего народа, делала человека несчастным и т.д. (Можно провести и другие параллели). Поэтому для очищения прокаженного требовалась кровь (кровь Христа) и живая вода (Святой Дух, Который возрождает). И сегодня, когда грешник с раскаянием и верой обращается к Господу, смерть и воскресение Христа (что ассоциируется с двумя птицами) делают его праведным. Кровь, силой Святого Духа, делает нас чистыми в глазах Бога.

Благодатная скала

Мне спасение дает;

От греха, порока, зла

Я в ней вижу свой оплот.

Из скалы Христа струей

Льется ток воды живой.

Август Топледи

14:8-20 Очистившийся прокаженный омывал свои одежды, сбривал все волосы и омывал тело (ст. 8). После этого его впускали в стан, но войти в свой шатер он мог только через семь дней. После этих семи дней он снова омывался, брился, и его объявляли чистым (ст. 9). На восьмой день он приносил жертвы Господу (ст. 10, 11): жертву повинности (ст. 12-18); жертву за грех (ст. 19); жертву всесожжения (ст. 20).

Священник брал кровь и наносил ее на ухо, руку и ногу прокаженного (ст. 14). Это действие говорило о Слове Господнем, которое нужно слушать, о воле Господней, которую нужно исполнять, и о путях Господних, которыми нужно ходить.

14:21-32 Если же очистившийся прокаженный был так беден, что не мог принести требуемых животных, то ему разрешалось принести двух горлиц или двух молодых голубей: одну птицу за грех, а другую – во всесожжение. Но овна в жертву повинности нужно было приносить в любом случае.

Хлебное приношение приносилось вместе с каждой из жертв: с жертвой повинности, с жертвой за грех и с жертвой всесожжения.

14:33-53 И в завершение даются законы о том, как распознать проказу в доме. Эти законы должны были вступить в силу тогда, когда народ придет в Ханаан и будет жить в домах, а не в шатрах. Под «проказой» в доме следует, видимо, понимать грибок, плесень или сухую гниль. Господь предусмотрел в законе возможность вынести из дома все вещи до прихода священника, чтобы все, что в доме, не было объявлено нечистым или подвергнуто карантину (ст. 36, 38). В начале удалялись только камни, на которых была язва. Но если язва распространялась и дальше, дом сносили (ст. 39-45). Если проказа в доме прекращалась, священник совершал обряд очищения, похожий на обряд очищения от проказы человека (ст. 48-53).

14:54-57 В этих стихах подводится итог сказанному в главах 13 и 14.