23 глава

8. Отлучённые от общества (23:1-8)

Отлученные от вхождения в общество Господне не обладали полными правами гражданина и не могли принимать участие в общем поклонении Богу. К ним относились: (1) мужчина с поврежденными или уничтоженными детородными органами; (2) потомки блудницы, – то есть, дети от внебрачной связи; (3) ам-монитянин и моавитянин; (4) идумеянин и египтянин. В стихе 4 сказано, что моавитяне «не встретили [израильтян] хлебом и водою на пути», в то время как Второзаконие 2:29 указывает на то, что некоторые моавитяне продавали иудеям продовольствие. «Встретить хлебом и водою» – идиоматическое выражение, означающее «оказать гостеприимство». Этого моавитяне не сделали.

Евнухи были отлучены от общества Господня. Незаконнорожденные дети, а также потомки моавитян и аммонитян были отлучены от общества до десятого поколения. Потомки идумеев и египтян могли войти в общество после третьего поколения. Тем не менее, у этих правил были свои исключения, когда отдельные личности обращались к Иегове. Среди отважных мужей царя Давида были и аммонитянин, и моави-тянин (1 Пар. 11:39, 46). Некоторые полагают, что правила отлучения относились только к мужчинам, и поэтому были не применимы, например, к Руфь. Некоторые также считают, что «десятое поколение» является образным выражением, означающим неопределенно долгий срок.

9.  Чистота в стане (23:9-14)

Стих 9 предостерегает против искушений, с которыми сталкиваются мужчины, находящиеся далеко от дома на военной службе. (Или, возможно, он служит вступлением к стихам 10-14).

Закон о ночном семяизвержении указывает на то, с каким священным благоговением должно почитаться воспроизводство жизни.

Каждый воин, вместе с оружием, должен был носить с собой лопатку для поддержания санитарии в лагере. Все экскременты должны были быть немедленно засыпаны землей. Если бы все армии на протяжении истории следовали этому простому правилу, человечество избежало бы распространения многих губительных эпидемий.

10.  Социальные и религиозные законы (23:15-25)

23:15, 16 Чужого слугу, убежавшего на свободу, иудеи не должны были возвращать к его хозяину. Таким образом Израиль должен быть служить убежищем для притесненных.

23:17, 18 Мужская или женская проституция была недопустима, и деньги, заработанные таким нечестивым образом, никогда не должны были вноситься в дом Господа Бога в качестве цены обета. «Псом» назывался мужчина, занимавшийся проституцией.

23:19, 20 Иудеи не должны были взимать проценты с чего-либо, отданного ими взаймы другому иудею, хотя им разрешалось взимать проценты с иноземцев. Это более широкое истолкование установления, данного ранее в книге Исход 22:25, которое запрещало взимать проценты с бедных.

23:21-23 Обеты совершались добровольно. Человек не был обязан давать обет Господу Богу, но, дав его, был обязан исполнить его.

23:24, 25 Путешественники могли насытиться плодами виноградника, чтобы утолить свой голод и жажду, но не имели права собирать что-либо в сосуд. По тому же принципу, они могли собирать колосья на поле для еды, но только то, что они могли собрать руками, не используя серпа. В дни Иисуса Христа Его двенадцать апостолов воспользовались этой привилегией (Марк 2:23).