6 глава

E. Гедеон (6:1 – 8:32)

1. Призыв Гедеона к служению (Гл. 6)

6:1-6 Следующий цикл принес нашествие Мадианитян. Они состояли из мародерских банд бедуинов, совершавших налеты на Израильские урожаи, сметая, как саранча, все на своем пути, и похищая стада. Отступничество Израиля обернулось бедностью, рабством и страхом. Тех, кого Израиль когда-то завоевал, теперь господствовали над ним. Когда мы, будучи христианами, отходим от Господа, старые привычки также порабощают нас и доводят нас до бедности.

6:7-16 Когда Израиль воззвал к Господу о помощи, сначала им был послан пророк, чтобы напомнить им об их идолопоклонстве. Затем Ангел Господень, который, как мы считаем, был Христом до Своего земного воплощения (см. отступление ниже), явился человеку из колена Манассии по имени Гедеон, когда тот тайно выколачивал пшеницу в точиле, чтобы скрыться от Мадианитян. Ангел Господень сказал этому «мужу сильному», что Бог собирается его использовать, чтобы освободить Израиль от Мадианитян. Несмотря на протест Гедеона, Ангел повторил Свой призыв к этому важному поручению.

Aнгел Господень

Ангел Господень (Иегова) – это Господь Иисус Христос до Своего пришествия во плоти. Изучение отрывков Писания, где Он упоминается, ясно говорит о том, что Он – Бог, и что Он – Вторая Личность Троицы.

Во-первых, Писание показывает, что Он – Бог. Когда Он явился Агари, она признала, что находится в присутствии Божьем, и обратилась к Нему как к «Богу, Видящему меня» (Быт. 16:13). Обращаясь к Аврааму на горе Мориа, Ангел назвал Себя «Господом» (на древнееврейском – ЯХВЕ, или Иегова; Быт. 22:16). Иаков слышал, как Ангел представился Богом Вефиля (Быт. 31:1113). Благословляя Иосифа, Израиль поочередно использовал слова «Бог» и «Ангел» (Быт. 48:15, 16). Именно Ангел Господень явился Моисею у горящего куста (Исх. 3:2), но Моисей «закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога» (Исх. 3:6). Господь, который шел перед Израилем в облаке (Исх. 13:21), был никто иной, как «Ангел Господень» (Исх. 14:19). Гедеон боялся, что умрет, так как, увидев Ангела Господня, он увидел Господа (Суд. 6:22, 23). Ангел Господень сказал Маною, что его зовут Чудный (Суд. 13:18), одно из имен Бога (Ис. 9:6). Когда Иаков боролся с Ангелом, он боролся с Богом (Ос. 12:3, 4). Все это – убедительные доказательства того, что, когда в Ветхом Завете говорится об Ангеле Господнем, то имеется ввиду Бог.

Джон Ф. Уолвурд (согласно цитатам Шафера) приводит этому в подтверждение четыре аргумента:

«(а) Вторая Личность Троицы – это Видимый Бог Нового Завета. (б) Ангел Иеговы Ветхого Завета После Воплощения Христа Больше Не Является. (в) Как Ангел Иеговы, так и Христос Посланы Отцом. (г) Ангел Иеговы не Мог Быть Отцом или Духом Святым.» Что касается четвертого доказательства, Уолвурд далее поясняет, что Отец и Дух невидимы для человеческого глаза, и оба обладают нематериальными признаками. Он приходит к следующему заключению: «Нет никаких достоверных причин для отрицания того, что Ангел Иеговы – это Вторая Личность Троицы, все известные факты указывают на то, что это – Христос Нового Завета».

В качестве Ангела Иеговы, Христос от других ангелов отличается тем, что Он не был сотворен. В Ветхом и Новом Заветах, слово «Ангел» означает «посланник»; Он – Посланник Иеговы. Таким образом, как говорит Шафер, Он – «ангел» только по долгу службы.

6:17-24 Чувствуя, что разговаривает с Богом, Гедеон попросил Его дать ему знамение. Затем он приготовил дар, состоящий из козленка и опресноков. Когда Ангел коснулся приношения своим жезлом, и его охватил огонь, Гедеон осознал, что находится в присутствии Господа, и испугался, что умрет. Но Господь заверил его словами: «Мир Тебе», и Гедеон построил там жертвенник и назвал это место Иегова Шалом (Господь есть Мир).

6:25-32 В ту ночь, в знак послушания Господу Гедеон разрушил жертвенник, сооруженный его отцом Ваалу, и священное дерево, находившееся рядом с ним, и на его месте соорудил еще один жертвенник Иегове. Утром люди, живущие в городе, были готовы его убить за такой дерзкий поступок. Но вмешался его отец, Иоас, сказав, что если Ваал был на самом деле богом, он бы смог за себя постоять. Иоас постановил, что любой, вступившийся за Ваала, будет предан смерти. Гедеона прозвали Иероваалом, что означало «Пусть Ваал вступится (за себя)».

Некоторые могут обвинить Гедеона в том, что он уничтожил жертвенник ночью из-за своего страха. Но мы не должны упускать из виду то, что он послушался Господа. Его страх не помешал ему быть послушным. Все мы чего-то боимся, и страх сам по себе не является злом. Но когда он не дает нам слушаться Господа, он становится препятствием вере и является грехом.

6:33-35 В это время Мадианитяне, Амаликитяне и жители востока собрались все вместе, чтобы объявить войну Израилю, перейдя Иордан и расположившись в долине Изреельской. На Гедеона снизошел Дух Господень, и он собрал армию из колен Манассии, Асира, Завулона и Неффалима. Авиезер (ст. 34) был прародителем Гедеона. Его имя используется здесь (в еврейском тексте) в качестве фамилии (колено Авиезерово) его живущих потомков. Также см. 8:2.

6:36-40 До того, как Гедеон отправился в бой, он возжелал получить от Бога обещание победы. Первое обещание явилось, когда роса появилась на его стриженой шерсти, а на земле ее вообще не было. Второе явилось следующей ночью, когда роса покрыла землю, а шерсть осталась сухой.

Христиане часто неправильно понимают значение данного поступка Гедеона. В данном случае есть две вещи, о которых нам необходимо помнить. Гедеон использовал шерсть для того, чтобы получить не направление, а подтверждение. Бог ему уже сказал, что надо делать. Гедеон просто хотел обрести уверенность в успехе. Люди, которые говорят о расстилании шерсти для того, чтобы узнать волю Господа в определенной ситуации, неправильно применяют данный отрывок Писания. Во-вторых, Гедеон просил не естественного, а сверхъестественного знамения. Естественно, то, о чем просил Гедеон, никогда бы не произошло без прямого вмешательства Бога. В наши дни люди используют в качестве «шерсти» какие-то вещи, которые могут произойти сами, естественным образом, без божественного вмешательства. Не стоит применять эту историю таким образом. Все, что мы здесь видим, это как Бог снисходит до человека со слабой верой, чтобы заверить его в победе. И в наши дни Бог может давать и дает такие заверения в ответ на молитву.