15 глава

3. Неполное послушание Саула (Гл. 15)

15:1-3 Саул скатывался все ниже и по мере приближения ко дну набирал скорость. Во всем, что ему поручалось, ему не доставало полного послушания. В этой главе Бог приказал ему уничтожить Амаликитян – нацию, которая нещадно осаждала блуждающих Иудеев по пути в Ханаан, когда они вышли из Египта (Втор. 25:17-19). Приказ был предельно ясен; нужно было истребить все дышащее; это все было посвящено Богу. Божье долготерпение мирилось с народом Амалика много лет, но Его слово, изреченное против них, не изменилось (Исх. 17:14-16; Чис. 24:20). Как наказание за их грех, они должны были быть истреблены.

15:4-12 Саул, собрав армию, отправился на юг к городу Амалика. Он предупредил Кинеян, чтобы те отделились от Амаликитян до начала наступления, потому что эти кочевые Мадианитяне оказали благосклонность Израильтянам, когда те шли из Египта. Этот поступок показал, что Саул не был просто заинтересован в кровавой бойне; скорее, он приводил в исполнение месть Господа нечестивому народу. Он основательно сокрушил Амаликитян, истребив все, кроме царя и лучшей части добычи. (Также сохранился остаток, вероятно, люди, жившие в другом месте, которые выжили – см. 30:1-6; 2 Цар. 8:12; 1 Пар. 4:43). Вдали от этого места Господь сообщил Самуилу о непослушании Саула. Это сильно опечалило Самуила и побудило его провести ночь в молитве. Утром стало ясно, что следует делать.

15:13-35 По пути в Галгал Саул остановился и построил памятник в ознаменование своей победы. Но Самуил на все смотрел по-другому и упрекнул Саула в непослушании. У Саула всегда была масса оправданий, но звук его проступка донесся до ушей Самуила, и оправдания Саула повисли в воздухе. Отвергнут! Саул уже слышал это раньше (13:14). Сейчас это прозвучало опять с оглушающей силой. Саул постоянно переиначивал приказания Господа, поступая, как казалось лучше ему, а не так, как сказал Бог. Он изобразил покаяние и умолял Самуила не покидать его. Он даже разодрал одежды пророка, когда тот пытался уйти. Это также было знаком того, что царство будет отнято у Саула и отдано другому человеку.

Возвратившись с Саулом, чтобы тот поклонился Господу, Самуил попросил вывести к нему Агага. В надежде на пощаду Агаг подошел к нему со следующими осторожными словами: «Конечно горечь смерти миновалась?» (ст. 32). После этого Самуил разрубил его мечом на куски. Престарелый судья до конца жизни был опечален провалом Саула. В определенном смысле даже Бог сожалел о том, что сделал Саула царем над Израилем.

Нам необходимо заучить стих 22. Он является классикой Слова Божьего. Послушание в первую и последнюю очередь, и всегда. Это – девиз тех, кто хочет служить и угождать Господу. Ер-дманн замечает:

«В следующих словах: «Послушание лучше жертвы» – мысль обретает новый поворот – за исключением того, что единственно угодно Богу, только послушный разум несет в себе что-то хорошее. Жертвоприношение без такого расположения не является благом и не имеет никакой моральной ценности. .Такое непослушание и исходящие из него сопротивление и вызывающая независимость, в сущности, схоже и стоит на одной моральной ступеньке с очевидным грехом колдовства, то есть, «прорицанием при служении анти-бо-жественным демоническим силам» (Кайл), и идолопоклонства». Стихи 29 и 35, кажется, противоречат друг другу. В первом говорится, что Бог не передумает и не раскается, в то время как в последнем говорится, что Он пожалел о том, что сделал Саула царем. В 29-м стихе описывается присущий Богу характер. Он не меняется и Его невозможно переменить, Он неизменен. Стих 35 означает, что перемены в поведении Саула повлекли за собой соответствующие перемены планов и намерений Бога. Чтобы соответствовать Своим характеристикам, Бог должен благословлять послушание и наказывать непослушание.