104 глава

Псалом 104: Завет с Авраамом

В завете, заключенном с Авраамом, Бог обещал его потомкам землю от реки Египетской до реки Евфрат (Быт. 15:18-21; Исх. 23:31; Вт. 1:7, 8; Нав. 1:4). Это было безусловное обещание, завет чистой благодати. Все зависело от Бога, ничто – от человека.

В этом псалме с большим энтузиазмом пересказывается все, что совершил Бог после заключения завета и до того момента, когда Он ввел детей Израиля в землю обетованную. Акцент делается на деяниях Бога. Ничего не говорится о грехах и проступках Израиля, как в большинстве исторических псалмов.

На самом деле Израиль никогда полностью не занимал обещанную ему территорию. Ближе всего его границы были к обещанным во время правления Соломона. Хотя он правил всеми землями от Евфрата до границы Египта, народ Иуды и Израиля жил в земле от Дана до Вирсавии (3 Цар. 4:21-25). Когда же Мессия Израиля вернется в силе и славе, его границы раздвинутся и охватят всю землю, которую Бог обещал Аврааму. Когда настанет этот день, верующий Израиль станет петь эту песню с новым воодушевлением и пониманием.

Благодарите и славьте (104:1-6)

Многие псалмы начинаются очень сдержанно, но потом восхваление взрастает и достигает своей кульминации. Но этот псалом начинается с настоящего взрыва хвалы, сразу привлекающего внимание читателя своим красноречием. Обратите внимание на разнообразие глаголов в повелительном наклонении, с помощью которых автор призывает к поклонению:

Славьте Господа;

Призывайте имя Его;

Возвещайте в народах дела Его;

Воспойте Ему и пойте Ему;

Поведайте о всех чудесах Его.

Хвалитесь именем Его святым;

Да веселится сердце ищущих Господа.

Ищите Господа и силы Его,

Ищите лица Его всегда.

Воспоминайте чудеса Его, которые сотворил,

Знамения Его и суды уст Его,

Вы, семя Авраамово, рабы Его, сыны Иакова, избранные Его.

Его завет с Авраамом (104:7-11)

104:7, 8 Непосредственная тема восхваления – завет, который Бог заключил с Авраамом (Быт. 12:7; 13:14-17; 15:7, 18-21; 17:8; 22:17, 18; Исх. 32:13). Его заключил Господь Бог наш, Чьи праведные деяния видны по всей земле. Он никогда не забудет Свое обещание, даже если Его исполнение отложено на тысячу родов. Если Он что-то обещал, это настолько непреложно, как будто оно уже произошло.

104:9-11 Завет изначально был заключен с Авраамом (Быт. 12:1-20), позже подтвержден Исааку (Быт. 26:3, 4), а потом – Иакову (Быт. 28:13-15). Слово Бога, Который не может лгать, гарантирует, что земля Ханаанская станет наследием Его земного народа.

В последующей истории Израиля мы видим, как Бог устраняет камни преткновения с пути Израиля и сокрушает его врагов, чтобы произошло сказанное Им.

Младенчество народа (104:12-15)

Когда они впервые пришли в Ханаан из Месопотамии, это была горстка беззащитных скитальцев. Тогда они много передвигались по земле и в других странах (Быт. 12:1-13; 20:1-18; 28:1-29:35). Но Бог защищал их от опасностей и притеснений, возбранял из-за них правителей, таких как фараон (Быт. 12:17-20) и

Авимелех (Быт. 20:1-18; 26:6-11), фактически говоря этим языческим царям: «Не смейте прикасаться к Моим избранным и делать зло Моим пророкам – это патриархи, которым Я послал откровение».

Возвышение Иосифа в Египте (104:16-22)

Прошло время, и в земле Ханаанской начался свирепый голод. Закончились запасы хлеба; питаться было нечем. Это Бог вызвал голод и всякий стебель хлебный истребил, но только в том смысле, что попустил этому случиться. Бог никогда не делает зла, но иногда Он позволяет ему случиться, если в конечном итоге оно ведет к Его славе и благу Его народа. Божьим человеком в условиях этого кризиса был Иосиф. Братья ненавидели его, и он был продан ими в Египет в качестве раба. Там его ложно обвинили в обольщении женщины и бросили в темницу (Быт. 39:20). В стихе 18 приводятся детали о его заключении, которых нет в других источниках: «Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его». Два года провел он в темнице, и слово Господне испытало его: он оказался умелым толкователем снов и предсказателем будущего. Наконец фараон узнал о его способностях и не только освободил его, но и сделал вторым человеком в стране. Он имел право наставлять вельмож Египта, если это было необходимо, и учить мудрости людей гораздо старше себя.

Переезд Иакова с семьей (104:23-25)

Потом семья Иосифа перебралась в Египет. Прошли годы, количество израильтян умножилось, они процветали и были сильны в военном отношении. Но Бог позволил египтянам проявлять антисемитские настроения, угнетать и обманывать иудеев.

Моисей и казни египетские (104:26-36)

104:26, 27 Тогда Бог возвысил Моисея и его помощника Аарона, чтобы они предстали перед фараоном и потребовали освободить Его порабощенный народ. Они подкрепили свои требования рядом казней, которые должны были сломить сопротивление монарха.

Казни упоминаются здесь не в хронологическом порядке, и две из них опущены – пятая и шестая.

104:28 Бог послал тьму на всю землю (казнь девятая). Автор псалма добавляет загадочный комментарий: «и не воспротивились слову Его». Так значение этих слов не ясно, в переводе ИСВ они переданы как «они воспротивились Его слову», но оснований и подтверждающих манускриптов для подобного изменения текста не было. Согласно Барн-су, это значит, что Моисей и Аарон не воспротивились слову Господа, а сделали, как Он им велел. Или же это значит, что тьма была такой угнетающей, что египтяне не могли противиться ей.

104:29-31 Бог преложил воду их в кровь и уничтожил рыбу (казнь первая). Это был худший вариант загрязнения среды.

Далее упоминается казнь, связанная с жабами (вторая). Повсюду были жабы – в очагах и постелях. Даже царский дворец был полон этих прыгающих, квакающих, скользких созданий!

Одно слово Господа – и земля наполнилась разными насекомыми (казнь четвертая), скнипами (казнь третья).

104:32-36 Вместо дождя Бог послал губительный град и молнию (казнь седьмая). Палящий огонь прокатился по полям, уничтожил виноград и смоковницы, сокрушил другие дерева. В результате этой казни пострадали и погибли многие люди (Исх. 9:25).

Потом на землю напала саранча,

похожая на армию захватчиков, поглотившая всю траву на своем пути и оставившая позади себя пустошь (казнь восьмая).

Когда ни одна из этих казней не привела к успеху, Бог поразил всякого первенца египтян, людей и животных (казнь десятая). Это была запоминающаяся ночь – в эту ночь была уничтожена гордость каждого египетского дома.

Исход (104:37, 38)

Иудеи покинули Египет с большим количеством серебра и золота, чем у них было в момент прибытия; египтяне обрадовались их уходу и были готовы отдать все, чтобы только избавиться от них (Исх. 12:33-36). Казни, которые вызвали в Египте такое смятение, не коснулись израильтян. Все они были готовы пуститься в путь. Никто не отставал и не спотыкался.

Для египтян исшествие их было облегчением; египтяне уже очень боялись их.

Путешествие по пустыне (104:39-42)

Бог фантастическим образом заботился о Своем народе в пустыне. Облако не только не давало им сбиться с пути (Исх. 13:21), но и укрывало их от врага, как дымовая завеса (Исх. 14:19, 20). Ночью оно превращалось в огненный столп, чтобы светить им в пути. Когда они хотели есть, Бог давал им самое лучшее: перепелов в изобилии и манну, чудесный хлеб небесный. Когда им нужна была вода, Он раскалывал камень, и оттуда воды текли рекою. После того, как все вдоволь напились, воды хватило бы, чтобы создать реку посреди пустыни. Почему Иегова так заботился о них? Потому что Он не забыл Своего святого слова, данного рабу Его Аврааму.

Наконец на земле (104:43-45)

Это было великое избавление, сопровождавшееся неописуемой радостью и пением. Иегова вывел их в землю Ханаанскую и изгнал языческие народы, которые там жили. Они пришли на все готовое; они наследовали труд иноплеменных.

Конечно, Бог хотел, чтобы они повиновались Ему и хранили законы Его. Условием владения землей фактически было их повиновение (Лев. 26:27-33; Вт. 28:63-68; 30:19, 20).

Последний стих этого псалма – его естественная кульминация. В нем говорится о том, к чему все это время стремился Бог.

Это относится и к нам тоже. Бог назвал нас Своим народом, чтобы мы жили в соответствии с последним стихом:

Чтобы соблюдали уставы Его и хранили законы Его. Аллилуйя! Аллилуйя!