1 глава

I.  РАЗДЕЛ 1 (Пс. 1 – 40) Псалом 1: Благая жизнь

Книга Псалтирь начинается с опровержения распространенного заблуждения, будто бы жить в грехе – значит «хорошо жить». В наши дни миру ежедневно твердят, будто бы подлинное и непреходящее удовлетворение можно получить, потакая вожделениям плоти. Телевидение, радио, кинофильмы и пресса пропагандируют вседозволенность в качестве пути к самореализации личности. Жизнь в чистоте отвергается как «пуританская», слишком аскетическая. Однако псалмопевец вносит предельную ясность.

1:1 Истинно блажен человек, который избегает образа жизни нечестивых. При общении с ними он страшится того, чтобы стать их соучастником или даже молчаливо одобрять их грех и глумление. Это не значит, что счастливый человек уходит от всяких контактов с грешниками. Напротив, он свидетельствует им «о грехе, о правде и о суде», стремясь привести их к Христу, единственному источнику непреходящей радости. Счастливый человек – настоящий друг для нечестивых, но не их сообщник.

1:2 Невозможно представить себе счастливого человека, который не был бы при этом человеком Божией Книги. Он испытывает неутолимый голод к Слову Господа. Он любит Библию и размышляет над ней день и ночь. Благодаря этому он обогащает свою жизнь и становится проводником благословения для окружающих.

1:3 Человек, который обособлен от греха и привержен Писанию, по своим качествам словно могучее, здоровое, плодоносное дерево:

Посаженное при потоках вод – у него есть неиссякаемый источник духовной пищи и духовного обновления.

Приносит плод свой во время свое – через него проявляется благодать Духа, и все его слова и дела всегда своевременны и уместны. И лист которого не вянет – его духовная жизнь не подвержена спадам и подъемам, а характеризуется постоянным внутренним обновлением. Как сформулировал доктор Д. Л. Муди, «У Господа все деревья – вечнозеленые». Такой человек успеет во всем, что бы он ни предпринял. Причина, разумеется, заключается в том, что он живет, приобщившись к Господу, и поэтому все его служение направляется Святым Духом. Единственная возможность для христианина трудиться в своей жизни плодотворно и преуспеть – это следовать в своих путях за Духом Божиим. А самочинная предприимчивость сводится к невероятному расточительству времени, денег и сил!

(1:3) Слово, переведенное как «посаженное» (Shatul), буквально означает «пересаженное» (Koehler-Baumgartner, Lexicon in Veteris Testamenti Libros, стр. 1015), подходящее описание рожденного заново человека.

1:4 Не так – нечестивые; то есть, их нельзя назвать ни хорошо укоренившимися, ни плодотворными, ни жизнестойкими, ни процветающими. Они – как прах, возметаемый ветром, прах, в котором нет прочности, весомости. Когда бушуют жизненные бури, нечестивые оказываются недостаточно устойчивы. Сильный порыв ветра может смести их без следа.

1:5 Не устоят нечестивые на суде. Они, конечно, предстанут на суд перед Богом пред Великим Белым Престолом. Суть в том, что они не смогут оправдаться. Согласно этой идиоме, у них не будет опоры, чтобы устоять на ногах! Более того, они никогда не будут стоять в собрании праведных; они навеки будут изгнаны из общества тех, кто спасен по благодати верою в Господа Иисуса Христа.

1:6 Почему это так? Потому что знает Господь путь праведных. Он не только знает, как они живут, но и одобряет их. Какое отличие от конца греховной жизни – вечной смерти для грешника!

Мы, однако, не устанем повторять, что участь человека не определяется тем, как он живет. Решающим здесь оказывается то, рожден ли он свыше верою в Иисуса Христа. Праведный человек – тот, кто исповедовал свой грех и принял Господа Иисуса Христа как своего личного Спасителя. Его праведная жизнь становится следствием его новой жизни во Христе. А нечестивый человек отказывается признать свою потребность в спасении и преклонить колени перед Господом Иисусом. Он предпочитает придерживаться своего греха вместо того, чтобы обратиться к Спасителю, и тем самым определяет свою участь.