51 глава

51:1-19 Бог пошлет беспощадного губителя на Вавилон («Леб Камай» – эвфемизм, означающий «сердце тех [или посреди тех], кто восстает против Меня»). Этим Бог покажет, что не овдовел Израиль и Иуда, что Он не забыл Свой народ. Вавилон был в руке Господней золотой чашей, из которой народы пили и пьянели. Но теперь он познает отмщение Господа. Стихи 9, 10 – речь иудейских пленников в Вавилоне, которые говорят от имени всех завоеванных халдеями народов. Ничтожеству идолов противопоставляется величие Господа – истинного Бога Израиля и Иуды.

51:20-37 Стихи 20-23 – обращение к персам, а стих 24, по всей видимости – к Иуде. Стих 25 снова возвращает нас к Вавилону, называя его «горой губительной»; он будет опустошен навсегда, станет грудой развалин без жителей, прибежищем для диких животных. В стихах 34, 35 опять звучит голос жителей Иуды и Иерусалима.

51:38-44 Частичное исполнение этих стихов произошло в 539 г. до Р. Х. Персы захватили Вавилон, когда Валтасар с придворными пировал и пьянствовал (Дан. 5). Но город на этот раз пощадили и не разграбили. Упоминаемое в этих стихах море символизирует армии, которым в будущем захватят Вавилон.

51:45-51 Пленные иудеи заранее предупреждены, что нужно покинуть Вавилон до начала осады и вернуться в Иерусалим как можно скорее.

51:52-58 Гордый город падет; его истуканы будут повержены; хвастовству вавилонян будет положен конец. Вождей Вавилона убьют, а стены сравняют с землей.

51:59-64 Иеремия повелевает Сераии взять с собой, в место пленения записанные о Вавилоне пророчества. Прочитав их, он должен утопить свиток в Евфрате – книга пойдет на дно, символизируя участь Вавилона. Хронологически, эти стихи относятся к главе 29.