14 глава

VII. СТРАДАНИЯ И СМЕРТЬ СЛУГИ (Гл. 14 – 15)

А. Заговор убить Иисуса (14,1-2)

Это была среда той роковой недели. Через два дня надлежало быть празднику Пасхи, возвещающему о начале семи дней праздника Опресноков. Религиозные вожди были полны решимости погубить Господа Иисуса, но не хотели делать этого во время религиозных праздников, потому что многие в народе все же считали Иисуса пророком.

Хотя первосвященники и книжники решили не убивать Его в праздник, Божественное провидение распорядилось за них, и Пасхальный Агнец Божий был убит именно в это время (см. Мф. 26,2).

Б. Иисус помазан маслом в Вифании (14,3-9)

Как ювелир помещает бриллиант на черном бархате, так Дух Святой и Его земной писатель Марк умело подчеркнули сияние любви женщины к нашему Господу на фоне зловещего заговора религиозной верхушки и предательства Иуды.

14,3 Симон прокаженный устроил угощение в честь Спасителя, возможно, в благодарность за исцеление. Не названная женщина (возможно, Мария из Вифании, Ин. 12,3) обильно возлила Ему на голову драгоценное благовоние. Как велика была ее любовь к Иисусу!

14,4-5 Некоторые из гостей подумали, что это было ужасное расточительство. Она поступила безрассудно и понесла большие убытки. Почему она не продала аромат и не раздала деньги нищим? (Триста динариев составляли годичный заработок.) Люди и сейчас думают, что отдать Господу один год жизни – это расточительство. Насколько большим расточительством сочли бы они предоставление Господу всей своей жизни!

14,6-8 Иисус запретил им роптать. Женщина использовала свою счастливую возможность воздать честь Спасителю. Если они так заботятся о нищих, то у них всегда будет возможность помогать им, ибо нищих всегда имеете с собою. Господь же скоро умрет и будет похоронен. Эта женщина проявила свою любовь как могла. Может, она не сможет позаботиться о Его теле после смерти, поэтому она доказала свою любовь, пока Он еще был жив.

14,9 Аромат этих благовоний достиг нашего поколения. Иисус сказал, что о ней будут помнить во всем мире. О ней помнят – благодаря записи в Евангелии.

В. Предательство Иуды (14,10- 11)

Женщина высоко ценила Спасителя. В противоположность ей Иуда, который прожил с Господом Иисусом Христом, как минимум, один год и ничего, кроме милости, не получал от Него, ценил Его невысоко. Сейчас он проник к первосвященникам и заверил их, что предаст Сына Божьего в их руки. Они с радостью ухватились за его предложение, пообещав уплатить за его предательство. Теперь оставалось продумать детали.

Г. Подготовка к Пасхе (14,12-16)

Хотя нет уверенности в точности хронологии, мы, вероятно, подошли сейчас к четвергу пасхальной недели. Ученики едва ли понимали, что эта Пасха станет исполнением и кульминацией всех пасхальных праздников, которые когда-либо проводились. Они спросили у Господа, где Он укажет им проводить Пасху. Он посылает их в Иерусалим с указанием найти человека, несшего кувшин воды, – редкое зрелище, потому что обычно кувшины носили женщины. Этот человек проведет их в нужный дом. Затем они должны попросить хозяина показать им комнату, в которой Учитель мог бы есть Пасху со Своими учениками.

Удивительно наблюдать, каким образом Господь выбирает и распоряжается. Он действует как полновластный Правитель людей и собственности.

Прекрасно также видеть отзывчивые сердца, которые предоставляют в Его распоряжение себя и свою собственность. Какое это благо для нас, если мы охотно предоставляем Ему мгновенный доступ к каждой комнате нашей жизни!

Д. Иисус предсказывает, что будет предан (14,17-21)

В тот же вечер Иисус приходит с двенадцатью в приготовленную горницу. Когда они возлежали и ели, Иисус объявил, что один из учеников предаст Его. Они все признали испорченность своей природы. Со здравым недоверием к самому себе каждый спрашивал, не виновен ли он. Затем Иисус раскрыл предателя как человека, который обмакивает с Ним хлеб в мясной соус,- то есть кому Он дал кусок хлеба. Сын Человеческий идет к Своей смерти, как предсказано, сказал Иисус, но гибель предающего Его будет ужасна. Фактически лучше было бы тому человеку не родиться.

Е. Первая Вечеря Господня (14,22-26)

14,22-25 Взяв хлеб, Иуда ушел в ночь (Ин. 13,30). Тогда Иисус учредил то, что нам известно как Вечеря Господня. Ее прекрасное значение сводится к трем словам: (1) Он взял – человеческий облик на Себя; (2) преломил – Ему предстояло быть ломиму на кресте; (3) дал – отдал Себя за нас.

Хлеб означает Его отдаваемое Тело, чаша – Его пролитую Кровь. Своей Кровью Он утвердил Новый Завет. Для Него более не будет праздников до Его возвращения на землю и установления Царства.

14,26 Затем они воспели гимн – вероятно, отрывок из Псалмов 113 – 118. Затем они вышли из Иерусалима через Кедрон на гору Елеонскую.

Ж. Самоуверенность Петра (14,27-31)

14,27-28 По пути Спаситель предупредил учеников, что в предстоящие часы все они устыдятся Его и побоятся признаться, что они Его последователи. Исполнится предсказанное Захарией: пастырь будет поражен, а Его овцы рассеются (Зах. 13,7). Но, по милости Своей, Он заверил их, что не отречется от них: после Своего воскресения из мертвых Он будет ожидать их в Галилее.

14,29-30 Петра возмутила мысль об отречении от Господа. Может, другие отрекутся, но он – никогда! Иисус исправил его «никогда» на «скоро». Прежде нежели дважды пропоет петух, Петр трижды отречется от Спасителя.

14,31 «Это абсурдно, – воскликнул Петр. – Я скорее соглашусь умереть, нежели отрекусь от Тебя!» Петр был не единственный, кто так шумно хвастался. Все говорили так же поспешно и самоуверенно. Давайте всегда помнить об этом, потому что мы ничем не отличаемся от них. Мы должны знать о трусости и слабости наших сердец.

З. Борение в Гефсимании (14,32-42)

14,32 Земля погрузилась во тьму. Ночь четверга переходила в утро пятницы. Когда они пришли в огражденное место, называемое Гефсимания,Иисус оставил восемь учеников у входа.

14,33-34 Он взял с Собой в глубь сада Петра, Иакова и Иоанна. Там, молясь о предстоящем принесении Себя в жертву за нас, Он испытал превосходящую силы тяжесть на Своей святой душе. Мы не способны уразуметь, что означало для Него, безгрешного, соделаться за нас грехом. Он оставил трех учеников, дав им указание побыть там и пободрствовать. Он отошел немного дальше в сад – один. Так же и на крест Он пойдет один, неся ужасную кару Божью за наши грехи.

14,35 С удивлением и ужасом мы видим, как Господь Иисус Христос пал на землю, молясь Богу. Просил ли Он позволения не идти на крест? Вовсе нет, ведь с этой целью Он и пришел в мир. Прежде всего Он молился, чтобы, если возможно, миновал Его сей час. Если вместо Его смерти, погребения и воскресения есть какой-нибудь другой способ спасти грешников, то пусть Бог укажет этот путь. Небеса молчали. Не было другого пути, чтобы нам обрести искупление.

14,36 И опять Он молился: «Авва, Отче! Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты». Обратите внимание, что Он обратился к Богу как к Своему возлюбленному Отцу, Которому все возможно. Здесь дело не столько в физической возможности, сколько в моральной.

Мог ли всемогущий Отец найти какое-нибудь другое праведное основание, на котором мог бы спасти нечестивых грешников? Молчание небес показало, что нет другого пути. Святой Сын Божий должен был пролить кровь, чтобы грешники освободились от греха!

14,37-40 Вернувшись к трем ученикам, Он находит их спящими – грустный комментарий падшей человеческой природы. Иисус предупреждал Петра, чтобы он не спал в этот критический час. Совсем недавно Петр хвалился своей непоколебимостью. Сейчас он не мог даже посидеть без сна.

Если человек не может молиться в течение одного часа, то невероятно, чтобы он смог выдержать искушение в момент чрезвычайного давления. Независимо от того, каким восторженным может быть его дух, ему нужно считаться с хрупкостью своей плоти.

14,41-42 Три раза возвращался Господь и находил Своих учеников спящими. Затем Он сказал: «Вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час; вот, предается Сын Человеческий в руки грешников». С этими словами они встали, чтобы идти вперед. Но им не пришлось далеко идти.

И. Иисус предан и схвачен (14,43-52)

14,43 В сад уже вошел Иуда с группой вооруженных людей. Они явились с мечами и кольями, как будто собрались на поимку опасного уголовника.

14,44-45 Предающий же Его дал им знак. Он поцеловал Того, Кого им предстояло взять. Итак, Иуда подошел к Иисусу, назвал Его «Равви» и расцеловал Его. (Эмфатическая форма в оригинале предполагает многократное или показное целование.) Почему Иуда предал Господа? Был ли он разочарован тем, что Иисус не взял в Свои руки бразды руководства страной? Или развеялись его надежды на привилегированное место в Царстве? Или победила жадность? Все это могло привести его к бесчестному поступку.

14,46-50 Вооруженные приспешники предателя подошли и схватили Господа. Петр быстро извлек меч, ударил раба первосвященника и отсек ему ухо. Это была плотская реакция, а не духовная. Петр использовал плотское оружие для сражения в духовной битве.

Господь запретил Петру и чудесным образом восстановил ухо, как мы читаем у Луки (22,51) и Иоанна (18,11).

Затем Иисус напомнил схватившим Его, как нелепо было с их стороны приходить и брать Его силой! Он каждый день бывал с ними в храме и учил. Почему они тогда не взяли Его? Он знал ответ. Да сбудутся Писания, которые пророчествовали, что Ему надлежит быть преданным (Пс. 40,10), схваченным (Ис. 53,7), избитым (Пс. 21,13) и покинутым (Зах. 13,7).

14,51-52 Марк – единственный евангелист, который описывает это событие. Широко распространено мнение, что сам Марк был тем юношей, который при поспешном бегстве оставил свое покрывало в руках вооруженных людей. Покрывало было не обычной одеждой, а куском ткани, который он прихватил с собой, как импровизированное покрывало.

Эрдман комментирует: «Вероятно, этот красочный инцидент добавлен, чтобы показать, что в часы Своего страдания и боли Иисус был полностью оставлен. Он точно знал, что значит страдать в одиночестве».

К. Иисус перед первосвященником (14,53-54)

Запись этого судебного разбирательства продолжается от стиха 53 до 15,1 и делится на три части: (1) суд перед первосвященником (ст. 53-54); (2) полуночное собрание синедриона (ст. 55-65); (3) утреннее заседание синедриона (15,1).

14,53 Общепризнано, что здесь Марк описывает суд перед Каиафой. Суд у Анны можно найти у Иоанна (18:13, 19-24).

14,54 Петр следовал за Господом Иисусом до внутреннего двора первосвященника, выбрав для этого безопасное расстояние. Кто-то набросал следующий план его падения:

1. Сначала он сражался – направил энтузиазм не в ту сторону.

2. Затем он бежал – трусливо отказался от Учителя.

3. Наконец, Он следовал на расстоянии – половинчатое ученичество в ночное время.

Он сел у огня со служителями и грелся с врагами своего Господа.

Л. Иисус перед синедрионом (14,55-65)

14,55-59 Хотя здесь и не сказано конкретно, но стих 55, похоже, начинает описывать полуночное собрание синедриона. Этот орган, состоявший из семидесяти одного религиозного начальника, собрался под председательством первосвященника. В эту необычную ночь фарисеи, саддукеи, книжники и старейшины, входившие в состав синедриона, выказали крайнее пренебрежение правилами, согласно которым им полагалось действовать. Они не должны были заседать ночью или во время еврейского праздника. Им нельзя было подкупать свидетелей, для того чтобы получить лжесвидетельство. До окончания ночи нельзя было выносить смертный приговор. Их приговоры считались недействительными, если они не собирались в зале Высеченных камней.

Желая как можно скорее разделаться с Господом Иисусом, религиозные власти, не раздумывая, преступили свои собственные законы. Они решили привлечь лжесвидетелей, но им не удалось добиться согласованных показаний.

Кто-то представил слова Господа – разрушить храм сей рукотворенный и через три дня построить другой, нерукотворенный, – как угрозу. Подлинные слова Иисуса записаны в Иоанна (2,19). Они намеренно спутали Иерусалимский храм с храмом Его тела.

14,60-62 На первый вопрос первосвященника Иисус не ответил. Но когда у Него под клятвой спросили (Мф. 26,63), действительно ли Он Мессия, Сын Благословенного, Спаситель ответил «да», поступив в согласии с Лев. 5,1. Затем, как бы устраняя любое сомнение о Себе, Господь Иисус сказал первосвященнику, что тот узрит Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тем самым Он имел в виду, что первосвященник увидит Его открыто, когда Он явится как Бог. Во время первого пришествия Иисуса слава Его Божества была скрыта в человеческом теле. Но когда Он придет опять с силой и великой славой, оболочка будет снята и каждый в точности будет знать, Кто перед ним.

14,63-64 Первосвященник понял, что имел в виду Иисус. Он разодрал свои одежды в знак праведного возмущения против предполагаемого богохульства. Израильтянин, который более всех должен был быть готовым признать и принять Мессию, громче всех кричал о Его осуждении. Но он был не одинок: весь синедрион согласился с ним, что Иисус богохульствовал, и признал Его повинным смерти. (Считается, что Иосиф из Аримафеи и Никодим не присутствовали на этом незаконном заседании.)

14,65 Затем последовала крайне уродливая сцена. Некоторые члены синедриона начали плевать на Сына Божьего, закрывать Ему лицо и требовать, чтобы Он назвал имя Своих обидчиков. Почти невероятно, что достойный славы Спаситель должен был выдержать подобные нападки грешников.

Слуги (храмовая полиция) присоединились к общему хору оскорблений и били Его по ланитам.

М.Петр отрекается от Иисуса и горько плачет (14,66-72)

14,66-68 Петр ожидал во дворе внизу. Одна из служанок первосвященника проходила мимо. Она пристально вгляделась в него, а затем обвинила в том, что он – последователь Иисуса Назарянина. Пылкий ученик сделал вид, что совершенно не понимает, о чем она говорит, а затем перешел в передний двор. В это время запел петух. Это был весьма неприятный момент. Грех взимал свою ужасную дань.

14,69-70 Девушка опять увидела его и указала на него, как на ученика Иисуса. Петр еще раз хладнокровно отрекся, думая, вероятно, о том, почему бы людям не оставить его в покое.

Затем какие-то люди сказали Петру: «Точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно».

14,71-72 Петр начал клясться, божиться и заявлять, что не знает этого Человека. Только эти слова слетели с его уст, как запел петух. Казалось, природа таким образом заявляла протест против трусливой лжи. Петр мгновенно понял, что свершились предсказания Господа. Он вышел и заплакал.

Примечательно, что об отречении Петра пишут все четыре Евангелия. Мы все должны усвоить урок, что самоуверенность ставит в унизительное положение. Мы должны научиться полностью полагаться на силу Божью, а не на себя.