Введение

Если бы мы не знали, кто написал это Послание, то вынуждены были бы признать: так может писать только человек-скала, душа которого покоится на твердом фундаменте, кто своим могущественным свидетельством укрепляет души людей под натиском ветров страданий, обрушивающихся на них, и созидает их на истинно непоколебимом основании. Висингер

Введение

I. ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В КАНОНЕ

Христиане в мусульманских и коммунистических странах так привыкли к репрессиям, враждебности и даже открытым гонениям, что чуть ли не ожидают их. Для них Первое послание Петра – огромная практическая помощь.

Оно учит их принимать страдания так, как их перенес Господь, и помогает выработать определенные желательные качества, такие как настойчивость.

Христиане на Западе, особенно англоязычные верующие с их большим библейским наследием, еще не приспособились к общественной оппозиции, направленной против веры. До недавнего времени государство, по крайней мере, одобряло семью как основную ячейку общества и даже поощряло посещаемость «церкви по вашему выбору». Но теперь не так. Правительство, особенно местные органы власти, похоже, используют судей, образовательные учреждения и особенно средства массовой информации, чтобы представлять в ложном свете, насмехаться и даже порочить верующих в Библию христиан. Радио, телевидение, фильмы, газеты, журналы и официальные сообщения пропагандируют безнравственность, вульгарность, ложь и даже богохульство. Христианство сегодня стало «противокультурным», и чем скорее верующие постигнут уроки, которые апостол Петр преподает в Первом послании, тем лучше они подготовятся к последним годам двадцатого и первым годам двадцать первого столетий – если наш Господь замедлит.

II. АВТОРСТВО

Внешнее свидетельство

Внешнее свидетельство, подтверждающее, что написал это Послание Петр, раннее и почти всеобщее. Евсевий считает, что Первое послание Петра занимает место среди книг, принятых всеми верующими (homologoumena). Поликарп и Климент Александрийский также принимают книгу. Отсутствие ее в «каноне» Маркиона не должно удивлять, поскольку он принимал только послания Павла. В списках канона Муратори нет 1 Петра, но это, вероятно, из-за фрагментарного характера данного документа.

Весьма возможно, что 2 Петра 3,1 – самое раннее подтверждение Первого послания Петра. Даже те, кто уверен, что Петр не писал Второе послание (см. Введение к 2 Петра), все же рассматривают его как достаточно раннее, чтобы иметь силу свидетельства для Первого послания Петра, если действительно 2 Петра 3,1, как предполагается, относится к этому более раннему Посланию.

Внутреннее свидетельство

Внутреннее свидетельство, заставляющее некоторых сомневаться в авторстве Петра, – это используемый в Послании очень правильный греческий язык. Мог ли галилейский рыбак писать так хорошо? Многие говорят: «Нет». Однако, как достаточно часто подтверждает наша собственная культура, люди с талантом к языку и общественным выступлениям часто становятся выдающимися личностями благодаря красивой речи, не обучаясь при этом в колледже или семинарии. Петр проповедовал тридцать лет, не говоря уже о вдохновении Духа Святого и вероятной помощи Силуана в создании Послания. Когда в Деяниях (4,13) говорится, что Петр и Иоанн были некнижными и простыми, это лишь означает, что они не имели официального раввинского образования.

Ссылок на жизнь и служение Петра в Первом послании вполне достаточно, что продемонстрирует следующий перечень деталей.

В 1,8 автор подразумевает, что видел Иисуса так, как читатели Его не видели. Он говорит: «…Которого не видевши любите», а не «мы не видели Его».

Из других стихов мы узнаем, что автор сопровождал Господа.

Первые десять стихов главы 2 представляют Христа как краеугольный камень и, таким образом, отсылают нас к событию в Кесарии Филипповой (Мф. 16,13-20). Когда Петр исповедал Иисуса Христом, Сыном Бога живого, Господь Иисус объявил, что Его Церковь будет построена на этой основе, то есть на истине о том, что Христос – Сын Бога живого. Он – краеугольный камень и основа Церкви.

Ссылка на живые камни в 2,5 напоминает случай у Иоанна (1,42), где имя «Симон» было изменено на арамейское «Кифа», или греческое «Петр», означающие «камень». По вере в Христа Петр стал живым камнем. Неудивительно, что у него есть что сказать о камнях в главе 2. В 2,7 автор ссылается на Псалом 117,22: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла». На это же самое место ссылался Петр, когда был привлечен к суду перед правителями, старейшинами и книжниками в Иерусалиме (Деян. 4,11).

Читая, как апостол советует своим читателям подчиниться правительству (2,13-17), мы думаем о том времени, когда сам Петр не подчинился, но отсек ухо рабу первосвященника (Ин. 18,10). Так что его совет не только богодухновенен, но и основан на большом практическом опыте!

Отрывок 2,21-24, по-видимому, указывает на свидетельство очевидца страданий и смерти Господа Иисуса. Петр никогда не мог забыть, как покорно терпел и безмолвно страдал Спаситель. В 2,24 нам сказано, каким образом умер Спаситель – через распятие на кресте. Описание, кажется, повторяет слова Петра в Деяниях (5,30 и 10,39).

Говоря о своих читателях, возвратившихся к Пастырю и Блюстителю их душ (2,25), Петр, должно быть, думал о собственном восстановлении (Ин. 21,15-19) после отречения от Господа.

Напоминание о том, что «любовь покрывает множество грехов» (4,8), возможно, отсылает к вопросам Петра: «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?» Иисус ответил: «Не говорю тебе: «до семи», но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18,21-22). Другими словами, бесконечное количество раз.

В 4,16 нам сказано, что если кто-то страдает как христианин, то должен не стыдиться, а прославлять Бога. Сравните это место с Деяниями (5,40-42), где Петр и другие апостолы после побоев вышли из синедриона, «радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие». Автор Послания признает себя свидетелем страданий Христовых (5,1). Выражение «соучастник в славе, которая должна открыться» может подразумевать преображение. Конечно же, Петр был свидетелем обоих событий.

Кроткий пасторский совет пасти «Божие стадо, какое у вас» (5,2), напоминает нам слова Спасителя Петру: «Паси агнцев моих… паси овец Моих… паси овец Моих» (Ин. 21,15-17).

Слова в 5,5 «облекитесь смиренномудрием» настоятельно напоминают о событии, описанном у Иоанна (13), когда Иисус Сам препоясался передником раба и умыл ноги Своим ученикам. Отрывок о гордости и смирении (5,5-6) становится еще более значимым, когда мы вспоминаем высокомерное утверждение Петра о том, что он никогда не отречется от Господа (Мк. 14,29-31), за которым последовало троекратное отречение от Спасителя (Мк. 14,67-72).

Заключительная ссылка, которая может относиться к опыту Петра, найдена в 5,8: «…противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить». Когда Петр писал это, он, возможно, вспоминал то время, когда Иисус сказал ему: «Симон, Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу» (Лк. 22,31).

III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ

Учение Петра о том, что в целом правительство полезно желающим делать добро (1 Петр. 2,13-17), как полагают многие, слишком примиренческое, чтобы быть написанным после начала жестокого преследования христиан Нероном (64 г. н.э.). Во всяком случае, Послание не может быть очень удалено от этого периода времени. Вероятно, оно написано в 64 или 65 году.

IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ И ТЕМА

Как отмечалось, Петр особое внимание уделяет страданиям в христианской жизни. Кажется, что его читатели подверглись клевете и насмешкам ради Христа (4,14-15). Тюрьма, конфискация имущества и насильственная смерть для многих все еще, очевидно, находится в будущем. Однако страдание – не единственная тема этого большого Послания. Благословения, унаследованные с принятием Евангелия, правильные взаимоотношения верующих с миром, государством, семьей и Церковью, наставления старшим и наказание – все включено сюда. Из «Вавилона» – то ли действительно из этого города на Евфрате, в котором была иудейская община, то ли из духовного Вавилона на Тибре (Рим) – апостол шлет это Послание в восточные области, туда, где теперь расположена Турция.

План

I. Привилегии и обязанности верующего (1,1 – 2,10)

А. Приветствие (1,1-2)Б. Позиция христианина как верующего (1,3-12)В. Поведение христианина в свете этой позиции (1,13 – 2,3)Г. Привилегии христианина в новом доме и священство (2,4-10)

II. Отношение верующего (2,11 – 4,6)

А. Как странник должен относиться к миру (2,11-12)Б. Как гражданин должен относиться к власти (2,13-17)В. Как слуга должен относиться к господину (2,18-25)Г. Как жена должна относиться к мужу (3,1-6)Д. Как муж должен относиться к жене (3,7)Е. Как брат должен относиться к братству (3,8)Ж. Как страждущий должен относиться к гонителям (3,9 – 4,6)

III. Служение и страдание верующего (4,7 – 5,14)

А. Важные наставления для последних дней (4,7-11)Б. Наставления, касающися страданий (4,12-19)В. Увещания и приветствия (5,1-14)