13 глава

Г. Увещание о различных христианских добродетелях (13,1-17)

13,1 Практический раздел Послания к Евреям продолжают шесть увещаний, касающихся добродетелей, которые необходимо всячески в себе развивать. Первая из них – любовь к братьям. К каждому истинному христианину мы должны относиться как к члену собственной семьи; это родство должно находить свое выражение в словах и делах любви (1 Ин. 3,18).

13,2 Автор призывает читателей оказывать гостеприимство странникам.

Это могло относиться прежде всего к верующим, бежавшим от преследований и остро нуждавшимся в пище и ночлеге. Принять их значило подвергнуть опасности себя. Этот стих можно понять и как призыв оказывать гостеприимство каждому верующему, кто в нем нуждается.

При этом всегда существует захватывающая дух возможность, что, поступая так, мы, сами того не зная, можем оказать гостеприимство ангелам. Здесь, конечно же, подразумевается случай с Авраамом, когда у него в гостях были три человека, оказавшиеся на самом деле ангелами (Быт. 18,1-15). (Полагают, что один из этих трех был Ангел Господень, то есть Христос до Его воплощения.) Даже если порог нашего дома никогда не переступят ангелы, это могут быть мужчины и женщины, одно присутствие которых уже благословение, и благотворное влияние которых на нашу семью может дать результаты для всей вечности.

13,3 Третье увещание – заботиться о верующих, попавших за решетку. Это со всей определенностью относится к тем, кто брошен в тюрьму за свое свидетельство о Христе. Им будут нужны пища, теплая одежда, что-нибудь для чтения и ободрение. Верующие на свободе будут стоять перед сильным искушением отгородиться от узников, чтобы не навлечь на себя подозрение в соучастии. Христиане должны помнить, что, посещая узников, они посещают Христа.

Сочувствие они должны проявлять и к страждущим. Несомненно, под страждущими также подразумеваются гонимые христиане. Читатели должны решительно противостать искушению отгородиться от той опасности, которой они могут подвергнуться из-за высказанного гонимым сочувствия. Для самих себя мы вправе расширить сферу практического применения этой истины и говорить о сочувствии всем страдающим святым. Мы должны помнить, что сами находимся в теле, а значит, подвержены тем же страданиям.

13,4 Брак должен высоко почитаться всеми. Нам следует не забывать, что он был установлен Богом до вторжения в мир греха и что он – Его святая воля для человечества. Относиться к нему, подобно аскетам, как к чему-то нечистому или же отпускать по его поводу шуточки, как это иногда делают христиане, Писание запрещает.

Состоящие в браке должны хранить верность своим супружеским обетам, чтобы их брачное ложе было непорочно. Вопреки широко распространившейся сегодня в этой области бесцеремонной распущенности, факт остается фактом: любые половые отношения вне брачных уз – грех. Супружеская измена – не болезнь, а грех. И этот грех Бог неизбежно будет судить.

От Его суда не укроется ни одна из форм безнравственности. Он судит ее в этой жизни через физические недуги, разрушенные семьи, нервные заболевания, через деградацию личности.

Если человек не обретет прощения в Крови Христа, Он будет судить его вечным огнем.

Чтобы напомнить об этом распутному королю Генриху VIII, епископ Латимер избрал метод хотя и действенный, но требующий огромного мужества. Он подарил королю Библию, вложенную в чехол тонкой работы. На чехле были написаны слова: «Блудников и прелюбодеев судит Бог».

13,5 Третья добродетель, которую необходимо в себе развивать, – довольство. Вспомните, что непрестанно повторяли приверженцы иудаизма: «У нас есть скиния. У нас есть священство. У нас есть жертвоприношения. У нас есть прекрасные обряды. Что есть у вас?» Здесь автор спокойно говорит христианам: «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть».

Еще бы! То, что есть у христианина, настолько превосходит все самое лучшее, что есть в иудаизме. Так почему бы ему не быть довольным? У него есть Христос, и этого достаточно.

Сребролюбие может стать огромной преградой на пути христианина. Так же как маленькая монета, если ее держать непосредственно перед глазом, заслоняет солнце, так и сребролюбие разрушает общение с Богом и препятствует духовному росту.

Величайшим из всех сокровищ владеет тот, у кого есть Он, обещавший: «Не оставлю тебя и не покину тебя». В греческом языке для усиления отрицания используется несколько отрицательных частиц. В этом стихе вышеприведенное обещание звучит особенно убедительно: в нем собраны пять отрицаний, чтобы подчеркнуть невозможность оставления Христом Своих!

13,6 Слова Псалма 117,6 – уверенное исповедание того, у кого есть Христос: «Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?» Во Христе мы обрели совершенную безопасность, совершенную защиту, совершенный мир.

13,7 Автор наставляет читателей поминать своих наставников, христиан, которые проповедовали им Слово Божье.

Какова же была кончина их жизни? Они не вернулись к левитской системе, но стойко держались своего исповедания до конца. Может быть, кто-то из них погиб мученической смертью за имя Христа. Именно их вере надо подражать, вере, крепко держащейся за Христа и христианское учение, вере, позволяющей Богу управлять каждой минутой жизни. Бог не призывает нас всех к одному и тому же виду служения, но призывает нас всех к жизни веры.

13,8 Не очень ясно, как связаны между собой этот стих и предыдущий.

Может быть, проще было бы понимать его как краткий итог учения, цели и веры этих наставников. Суть всего их учения такова: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же».

Основанием их веры был Иисус, Который есть Христос (Мессия), Тот же вчера и сегодня и во веки.

13,9 Далее следует предостережение об опасности лжеучений законничества. Законники настаивали, что святость взаимосвязана со внешними вещами, такими как церемониальное поклонение или чистая пища. Истина же в том, что святость – продукт благодати, а не закона. Законы о чистой и нечистой пище были даны для ритуальной святости. Но это не то же самое, что святость внутренняя. Человек может сохранять ритуальную чистоту и тем не менее быть исполненным ненависти и лицемерия. Одна лишь Божья благодать способна вдохновить верующих и дать им силы жить свято. Любовь к Спасителю, умершему за наши грехи, побуждает нас жить «целомудренно, праведно и благочестиво» (Тит. 2,12). В конечном счете бесконечные правила о пище и питье не принесли их приверженцам никакой пользы.

13,10 Обратите внимание на торжество, звучащее в словах «мы имеем жертвенник». Это уверенный ответ христианина на постоянные насмешки законников. Наш жертвенник – Христос, и поэтому включает в себя все благословения, сокрытые в Нем. Зависимые от левитской системы не имеют права участвовать в благословениях христианства. Прежде они должны покаяться в своих грехах и уверовать в Иисуса Христа как единственного Господа и Спасителя.

13,11 Согласно закону о жертвоприношениях, убивались определенные животные, а их кровь вносилась первосвященником в святилище как жертва за грех. Тела же этих животных уносились далеко за пределы скинии и там сжигались. «Вне стана» – значит за внешним забором, окружавшим двор скинии.

13,12 Животные, сжигавшиеся вне стана, были прообразом Господа Иисуса. Он был распят вне городских врат Иерусалима. Людей Он освятил Своей Кровью за пределами стана организованного иудаизма.

13,13 Из этого первые читатели Послания должны были сделать вывод о необходимости полностью порвать с иудаизмом. Раз и навсегда они должны были отвернуться от храмовых жертвоприношений, приняв завершенный труд Христа как наидостойнейшую жертву.

Аналогичный вывод должны сделать и мы: стан сегодня – это вся религиозная система, которая учит спасению через дела, добрый характер, обряды или таинства. Это современная церковная система с рукоположенным людьми священством, всевозможными материальными «вспомогательными средствами» для поклонения и обрядовыми ловушками.

Это развращенное христианство, церковь без Христа. Иисус стоит вне этого стана, и мы должны выйти к Нему, нося Его поругание.

13,14 Иерусалим был дорог сердцам всех, несших служение в храме.

Он был географическим центром их «стана». У христианина такого города на земле нет; его сердце устремляется к небесному городу, новому Иерусалиму, где все озарено славой Агнца.

13,15 В НЗ все верующие – священники. Они – святые священники, входящие в святилище Бога для поклонения (1 Пет. 2,5), они – царственные священники, выходящие в мир для свидетельства (1 Пет. 2,9). Христианинсвященник приносит, по крайней мере, три жертвы. Во-первых, он приносит в жертву всего себя (Рим. 12,1). Во-вторых, в стихе 15 упомянута его вторая жертва: жертва хвалы. Она приносится Богу через Господа Иисуса. Все наши молитвы и славословия, прежде чем достичь Бога Отца, проходят через Иисуса; наш великий Первосвященник очищает их от всякой нечистоты и несовершенства и добавляет к ним Свою собственную добродетель.

Ко всем нашим хвалам и молитвамХристос неизменно добавляетСвое благоухание;Сгорая в курильнице любви,Оно наполняет небесаБлагословенным ароматом.

(Мэри Б. Петерс)

Жертва хвалы – это плод уст, прославляющих имя Его. Бог слышит лишь те слова поклонения, что срываются с искупленных губ.

13,16 Третья жертва – это пожертвование нашего имущества. Свои материальные средства мы должны использовать для благотворения, делясь с нуждающимися. Такая жертвенная жизнь благоугодна Богу. Она – прямая противоположность стяжательству, копящему добро для себя.

Череда Божьих священниковНе прейдет никогда;Они стоят перед Божьим лицом,День и ночь Ему служа.Пусть хвалится разумИ мощной рекою неверье течет,Священники Божьи пребудут всегда,Покуда конец не придет.Народ Его избранный, наследие Его,Снедаемый ревностью праведной,Сердце возносит к Божьему сердцуВ словах любви своей пламенной.Благоуханьем их молитв поклоненияНаполнен весь Его храм;Их песнь хвалы раздается повсюду,Радость даря небесам.

(Герхард Терстиген)

13,17 В стихах 7 и 8 говорилось о необходимости помнить своих бывших наставников. Теперь же читателям напоминается об их обязанности повиноваться наставникам, или руководителям, нынешним. Вероятно, здесь прежде всего имеются в виду руководители поместной церкви. Эти люди действуют как представители Бога в общине. Им была дана власть, и верующие должны быть покорны этой власти. Как подручные Пастуха, пресвитеры заботятся о душах стада. Когда-то им придется дать отчет Богу. Они будут делать это или радостно, или печально, в зависимости от духовного прогресса их подопечных. Если им придется делать это с печалью, то соответствующие святые потеряют свою награду. Поэтому уважение к властям, данным Богом, пойдет на пользу всем и каждому.

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ (13,18-25)

13,18 Приближаясь к концу своего письма, автор обращается к читателям с личной просьбой о молитвенной поддержке. Из этого стиха можно сделать вывод, что он подвергается жестоким нападкам. Не трудно догадаться, кто критикует его – те, кто принуждал людей вернуться к поклонению Ветхого завета. Он во всеуслышание заявляет, что несмотря на все выдвинутые против него обвинения, его совесть чиста, а намерения искренни.

13,19 Молиться о нем нужно было и для того, чтобы он скорее был возвращен им. Может быть, здесь имеется в виду освобождение из тюрьмы; но об этом можно только догадываться.

13,20 Потом автор прибавляет одно из самых прекрасных благословений в Библии, которое встает в один ряд с такими местами, как книга Чисел 6,24-26; 2 Коринфянам 13,14 и Иуды 24-25. Оно адресовано Богу мира.

Как уже говорилось, у святых ВЗ никогда не было мира, который дарует чистая совесть. При Новом же завете мы обрели мир с Богом (Рим. 5,1) и мир Божий (Флп. 4,7). Дальше в стихе поясняется, что этот мир – плод жертвы Христа. Бог воскресил Господа Иисуса из мертвых в знак того, что Его подвиг на кресте решил вопрос греха раз и навсегда.

Христос, как добрый Пастырь, отдал Свою жизнь за овец (Ин. 10,11).

Как великий Пастырь, Он воскрес из мертвых, завершив искупление (Евр. 13,20). Как главный Пастырь, Он вернется, чтобы вознаградить Своих слуг (1 Пет. 5,4). В Псалме 22 мы читаем о Нем как о добром Пастыре, в Псалме 23 – как о Пастыре великом и в Псалме 24 – как о главном Пастыре.

Он был воздвигнут из мертвых согласно вечному завету. Вуст так комментирует эту фразу: «Новый завет назван вечным в отличие от Первого завета, преходящего. Именно в сфере действия вечного завета Мессия, умерший за греховное человечество, был выведен из среды мертвых. Не воскресни Он из мертвых, Он не смог бы стать Первосвященником по чину Мелхиседека. Чтобы дать жизнь верующему грешнику, грешному человечеству нужен живой Священник, а не священник мертвый, только заплативший за свои грехи. Таким образом, неотъемлемой частью Нового завета было то, что Священник, принесший в жертву Самого Себя, воскреснет из мертвых». (Wuest, Hebrews, p. 242.)

13,21 Молитва, начатая в стихе 20, продолжается просьбой об усовершении святых во всяком добром деле к исполнению Божьей воли. Здесь мы встречаемся с причудливой смесью Божественного и человеческого. Бог усовершает нас всяким добром. Бог производит в нас благоугодное Ему. Делает Он это через Иисуса Христа. Тогда мы исполняем Его волю. Другими словами, Он вкладывает в наши сердца это желание, Он дает нам силы для его исполнения; потом мы делаем это, и Он награждает нас.

Молитва заканчивается признанием того, что Иисус достоин славы во веки веков.

Достоин Ты хвалы и славы,Достоин всеобщей любви,Не будет конца этой песне небес:Достоин Ты, Господи, достоин лишь Ты.

(Ф. Т. Вигрэм)

13,22 Теперь автор просит своих читателей принять увещания этого Послания, то есть оставить религию ритуалов и хранить верность Христу.

Он называет свое письмо коротким, и оно действительно короткое, если учесть, как много он мог бы сказать о левитской системе и ее исполнении во Христе.

13,23 Упоминание об освобождении брата Тимофея укрепляет многих во мнении, что письмо написал Павел.

Еще одно свидетельство в пользу этой точки зрения – то, что автор собирается путешествовать с Тимофеем. Но со всей уверенностью заявить это нельзя, поэтому будет лучше оставить этот вопрос открытым.

13,24 Автор передает приветствия всем христианским наставникам и всем святым. Не следует проходить мимо множества примеров христианской учтивости в посланиях, не замечая их; мы должны всячески стараться им подражать.

Рядом с автором было несколько верующих из Италии, и они тоже хотели передать свои приветствия. Это наводит на мысль, что Послание было написано или там, или туда.

13,25 Нота благодати: «Благодать со всеми вами», на которой заканчивается эта книга НЗ, как нельзя прекраснее гармонирует с ее общей атмосферой. Новый завет – это завет благодати, которая дается даром, завет, не ставящий никаких условий, провозглашающий безграничное благорасположение Бога к недостойным грешникам через жертву Господа Иисуса Христа. Аминь.

ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ ДЛЯ СОВРЕМЕННОСТИ

Может ли Послание к Евреям сказать что-то нам, живущим в двадцатом веке? Хотя сегодня иудаизм уже далеко не та доминирующая религия, какой он был на заре христианства, христианство просто пропитано его духом законничества. В своей широко известной брошюре «Верно преподающий слово истины» д-р Ч. Скоуфилд пишет: «Можно со всей уверенностью сказать, что законничество иудаизма, проникнув в Церковь, мешало ее росту, извращало ее миссию и разрушало ее духовность в большей степени, чем все остальные факторы, вместе взятые. Вместо того чтобы идти по указанному ей пути отделения от мира и следовать за Господом в своем небесном призвании, она воспользовалась еврейскими Писаниями, чтобы оправдать сведение своей цели к цивилизации мира, накоплению богатств, использованию впечатляющих обрядов и ритуалов, возведению величественных соборов… и разделению равноправного братства на «духовенство» и «прихожан». (C. I. Scofield, Rightly Dividing the Word of Truth, p. 17.)

Послание к Евреям призывает нас решительно порвать со всеми религиозными системами, которые не почитают Христа единственным Господом и Спасителем и в которых Его труд не признается как жертва за грех, принесенная раз и навсегда.

Послание к Евреям учит нас, что все тени и символы ветхозаветной системы нашли свое исполнение в нашем Господе. Он – наш великий Первосвященник. Он – наше Жертвоприношение. Он – наш Жертвенник. Он несет служение в небесном святилище, и Его священству не будет конца.

Оно учит, что все верующие – священники, что у них в любое время есть мгновенный доступ в присутствие Божье верой. Они приносят в жертву самих себя, свою хвалу и свое имущество.

Дэвид Бэрон пишет: «Ввести в христианскую Церковь модель левитского священства, как это делают сторонники обрядовости, значит попытаться оскверненными грехом руками вновь сшить завесу, собственноручно разорванную надвое благословенным, примиренным Богом. Это как если бы они сказали: «Стойте в отдалении, не смейте приближаться к Богу», тем, кто «стали близки Кровью Христа». (David Baron, The New Order of Priesthood, pp. 39-40.)

Послание к Евреям учит, что у нас есть лучший завет, лучший Посредник, лучшая надежда, лучшие обещания, лучшее отечество, лучшее священство, лучшие владения – все это лучше самого наилучшего, что может предложить иудаизм. Оно дарит нам уверенность, что мы имеем искупление, вечное спасение, вечный завет и вечное наследство.

Оно со всей серьезностью предостерегает против греха вероотступничества. Если кто-то утверждает, что он христианин, присоединяется к христианской общине, а потом отворачивается от Христа и переходит на сторону врагов Господа, обновить его покаянием уже невозможно.

Послание к Евреям призывает истинных христиан ходить верой, а не видением, потому что именно такая жизнь угодна Христу. Оно призывает нас также стойко переносить страдания, испытания и гонения, чтобы потом получить обещанную награду.

Это Послание учит, что вместе с многочисленными привилегиями у христиан есть и особая обязанность. Благодаря превосходству Христа они стали самыми привилегированными людьми на земле. Пренебрегая этими привилегиями, они понесут соответствующий урон на Судилище Христовом. От них ожидают большего, чем от живущих под законом; с них больше и потребуют.

Посему «выйдем к Нему за стан, нося Его поругание» (13,13).