12 глава

И. Основные действующие лица в великой скорби (Гл. 12 – 15)

12,1 Великое знамение явилось на небе, то есть жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на голове ее венец из двенадцати звезд. Жена – это Израиль.

Солнце, луна и звезды описывают славу и владычество, обещанные народу в грядущем Царстве, точно так же, как они олицетворяли полную власть Иосифа над его отцом, матерью и братьями (Быт. 37,9-11).

12,2 Женщина находится в родах, ожидая рождения ребенка. В этих стихах вместились многие моменты из истории Израиля без всякого указания на интервалы между событиями или на то, что эти события обязательно происходят в хронологическом порядке.

12,3 Другое знамение на небе – огненно-красный дракон с семью головами и десятью рогами и с диадемой на каждой голове. Дракон – это сатана, но поскольку это описание перекликается с 13,1, где говорится о восстановленной Римской империи, здесь, возможно, изображен сатана, вдохновляющий эту мировую власть.

12,4-5 Взмахом хвоста дракон сметает на землю третью часть звезд – возможно, указание на войну на небе, которая произойдет в середине великой скорби и закончится тем, что падшие ангелы будут низвержены с неба на землю (см. ст. 8-9).

Дракон готов пожрать Младенца, как только Он родится. Это исполнилось в попытке Ирода Великого, вассала Рима, уничтожить новорожденного Царя евреев. Младенец мужского пола, несомненно, Иисус, Которому надлежит пасти все народы жезлом железным. Здесь описание перескакивает от Его рождения к Его восхищению.

12,6 Нынешняя эпоха Церкви размещается между стихами 5 и 6. В середине великой скорби часть израильского народа будет вынуждена бежать в тайное место – убежище в пустыне (некоторые считают, что это Петра).

Эти люди будут скрываться три с половиной года.

12,7 На небе происходит война между Михаилом и его ангелами, с одной стороны, и драконом и его ангелами – с другой. Это случится в середине великой скорби. Архангел Михаил помогает народу израильскому в его делах (Дан. 12,1).

12,8-9 Дракон совершенно разбит и потерял всякое право доступа на небо.

Он и его ангелы-приспешники низвержены на землю. Однако это еще не окончательный их удел (см. 20,1-3,10). Заметьте, как Иоанн описывает дракона: великий дракон, древний змий, дьявол, сатана, обольщающий всю вселенную.

12,10 Изгнание дракона сопровождается громким возгласом на небе, провозглашающим, что наступил триумф Бога и день победы Его народа.

Это предвкушение Тысячелетнего Царства. Кроме того, какое это славное событие – клеветник братьев наших низвержен.

12,11 Сообщение продолжается.

Преследуемые верующие евреи победили лукавого Кровью Агнца и словом свидетельства своего. Их победа основывалась на смерти Христа, а их свидетельство осуществлялось ценою собственной смерти. Будучи верными Ему, они запечатлели свое свидетельство своей кровью.

12,12-13 Небо может веселиться о том, что дракона не стало, но для земли и моря это плохое известие! Дьявол знает, что его время коротко, и намерен излить свою ярость как можно шире. В особой мере его ярость направлена против Израиля, народа, из которого произошел Мессия.

12,14 Верному остатку евреев дано два крыла большого орла, позволяющие ему быстро скрыться в своем убежище в пустыне. (Некоторые предполагают, что крылья указывают на большие военно-воздушные силы.) Там об этом остатке будут заботиться и охранять от нападок змея три с половиной года (время, времена и полвремени).

12,15-16 Пытаясь помешать Израилю убежать, змей пускает вслед народа большую реку, но землетрясение поглощает воду, и дьявол остается обманутым.

12,17 Рассвирепев из-за такого унижения, он старается отомстить евреям, оставшимся в стране, той части евреев, которые доказали истинность своей веры тем, что сохранили заповеди Божьи и имели свидетельство Иисуса.