21 глава

Законы, изложенные в данной главе, имеют отношение к пятой и шестой заповедям, и хотя они не соответствуют нашему законодательству, в особенности в вопросах рабства, и добавленные к ним наказания на нас не распространяются, тем не менее законы сии весьма полезны для объяснения морального закона и правил природной справедливости. Здесь приводятся дополнения (I) к пятой заповеди, касающейся частных взаимоотношений:

(1) долг господ по отношению к рабам: к рабам мужского пола (ст. 2-6) и рабыням (ст. 7-11).

(2) Наказание непокорных детей, которые поднимают руку на своих родителей (ст. 15) или злословят их (ст. 17).

(II) К шестой заповеди, запрещающей любое насилие над человеческой личностью. Они касаются (1) убийства (ст. 12-14);

(2) похищения людей (ст. 16);

(3) физического насилия и побоев (ст. 18,19);

(4) наказания рабов (ст. 20-21);

(5) причинения вреда женщине, ждущей ребенка (ст. 22,23);

(6) закона о возмездии (ст. 24,25);

(7) нанесения увечий рабам (ст. 26,27);

(8) бодливости волов (ст. 28-32);

(9) ущерба от раскрытой ямы (ст. 33,34);

(10) стычки между крупным рогатым скотом (ст. 35,36).

Стихи 1-11. Первый стих являет собой общее заглавие законов, изложенных в данной и двух последующих главах; некоторые из них касаются поклонения Богу, большая же часть регулирует отношения между людьми. Форма правления у израильтян теократия в чистом виде: то, что в других государствах надлежит улаживать с помощью благоразумия людей, у них было введено божественным постановлением, дабы установление о правлении способствовало благополучию людей. Эти законы названы судами (англ.-пер.), потому что созданы безграничной мудростью и справедливостью и судьи должны были судить народ соответствующим образом. В спорных случаях, возникавших до сего времени, очевидно, Моисей вопрошал Бога о каждом в отдельности (Исх 18:15), но теперь Бог дал ему общие уставы, по которым надлежало разрешать частные случаи, которые он так же должен был применять в похожих делах, которые могли случиться, и, подпадая под одно основание, подпадали под одно правило. Он начинает с законов, предписывающих милосердное и терпеливое отношение к рабам. Израильтяне сами недавно были рабами, и теперь, когда они стали не только хозяевами сами себе, но и хозяевами рабов, чтобы не были жестоки с рабами, испытав прежде на себе жестокость и суровую власть со стороны египетских начальников работ, данные законы предусматривали милосердное и великодушное обхождение с рабами. Следует заметить: если кто-либо, имеющий над нами власть, оскорбил нас, сие ни в коей мере не может служить оправданием подобного оскорбительного отношения к своим подчиненным с нашей стороны, но является скорее отягчающим вину обстоятельством, потому что в данном случае нам легче представить себя на месте пострадавших. Здесь изложен:

I. Закон относительно рабов мужского пола, продавших самих себя или проданных родителями из-за бедности или по приговору судей за преступления; и даже последние (если были евреями) не должны были находиться в рабстве более семи лет: считалось само собой разумеющимся, что этого времени достаточно, чтобы поплатиться за свою глупость или проступок. В конце семилетнего периода рабы либо выходили на волю (ст. 2,3), либо с этого момента рабство становилось предметом их выбора (ст. 5,6). Если у раба была жена, которую дал ему господин, а также дети, он мог либо оставить их и уйти на волю один, либо, если был настолько привязан к ним, что предпочел бы и дальше оставаться в рабстве, нежели обрести свободу без них, он приставлял свое ухо к косяку двери, чтобы господин проколол его, и служил до самой смерти хозяина или до юбилейного года.

1. Этим законом Господь учил (1) рабов-евреев великодушию и возвышенной любви к свободе, ибо Господь сделал их свободными; на того, кто отказывался от свободы, когда ее можно обрести, могло лечь пятно позора, даже если он отказывался по весьма достойным похвалы соображениям. Таким же образом и христиане, будучи купленными дорогою ценою и призванными к свободе, не должны становиться ни рабами людей, ни рабами человеческих похотей (1Кор 7:23). Большую помощь в этом христианам может оказать поддерживающий их свободный и владычественный Дух (Пс 50:14). Подобным же образом Господь учил (2) евреев-господ не попирать своих бедных рабов, зная, что они не только рождены равными с ними, но и через несколько лет будут таковыми снова. Так же и господа-христиане должны с уважением относиться к своим слугам-верующим (Филим.16).

2. В дальнейшем сей закон будет полезен и нам (1) как пример того, что Бог имеет права на детей верующих родителей, как таковых, и на место, которое они занимают в Его Церкви. Посредством крещения они причисляются к Его рабам, как рожденные в доме Его, а посему рождены Ему (Иез 16:20). Давид признает себя рабом Божьим, поскольку был сыном рабы Его (Пс 115:7), а посему подлежит защите (Пс 85:16).

(2) Для объяснения обязанности осуществить работу спасения, которую возложил на Себя Великий Искупитель, ибо говорит: Ты открыл мне уши (Пс 39:7), что, кажется, является ссылкой на этот закон. Он возлюбил Своего Отца и Свою плененную невесту, и детей, которые Ему даны, и не выйдет на волю от Своего предприятия, но обязался служить сему делу навеки (Ис 42:1,4). Еще большее основание имеем мы таким же образом обязаться служить Господу навеки; у нас есть все в мире причины любить своего Господина и Его работу и желать, чтобы Он проколол наши уши у косяков Своих дверей, ибо мы не желаем идти на волю с Его службы, но будем обретать все большую волю к ней и в ней (Пс 83:11).

Относительно рабынь, проданных своими родителями по причине крайней нужды еще в малолетстве господам, которые, как они надеялись, могли бы взять их в жены, когда те подрастут; если этого не происходило, господа не должны были продавать девушек чужестранцам, но подумать над тем, как компенсировать их разочарование; если же сие происходило, то обходиться с ними надлежало весьма любезно (ст. 7-11). Таким образом Бог позаботился о благополучии и добром имени дочерей Израилевых и научил мужей оказывать честь своим женам (дающим рождение каждому), как немощнейшим сосудам (1Пет 3:7).

Стихи 12-21. Здесь приводится:

I. Закон относительно убийства. Недавно Господь сказал: «Не убивай»; здесь же Он предусматривает меры (1) наказания за преднамеренное убийство: если кто ударит человека в порыве страсти или со злым умыслом так, что он умрет, то власти должны позаботиться о том, чтобы убийца был предан смерти (ст. 12), в соответствии с древним законом: кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека (Быт 9:6). Господь, который по Своему усмотрению дает и сохраняет жизнь, посредством этого закона защищает ее; к тому же, учитывая, что проявление милосердия к преднамеренно убившему весьма жестоко по отношению ко всему человечеству, такового, говорит здесь Бог, следует забирать даже от жертвенника (ст. 14), к которому он может убежать, чтобы защититься; и если Бог не желает его укрывать, то пусть он бежит в преисподнюю, и да не приютит его никто (Прит 28:17, англ.пер.).

(2) Для облегчения участи убившего случайно, per infortunium по несчастной случайности, или непредумышленно, как определяет наше законодательство, когда человек, совершая некое законное деяние без намерения нанести кому-либо вред, случайно убивает другого человека, или, как здесь сказано, Бог попустил ему попасть под руки его; ибо ничто не происходит случайно, и то, что нам кажется нечаянным, определено Божьим провидением, ибо нам неведомы мудрые и святые цели. На такой случай Бог предусмотрел города-убежища для защиты тех, кто на свою беду, а не по своей вине причинил смерть другому (ст. 13). Что же касается нас, знающих, что никто, кроме судей, не взыскивает за кровь, этот закон сам по себе становится достаточным прибежищем для тех, чей разум невиновен, хотя на руках есть вина, и другого не нужно.

II. Закон о непокорных детей. Здесь сие преступление причислено к таковым, которые караются смертной казнью, и касается детей либо (1) ударивших родителя (ст. 15) так, что выступила кровь или на месте удара появился синяк. Либо (2) проклинающих своих родителей, если они при этом, как говорят раввины, оскверняли какое-либо из имен Бога. Следует заметить, что недостойное поведение детей по отношению к родителям является весьма дерзким вызовом Богу, нашему общему Отцу; и если люди не накажут сие, то накажет Господь. Кто разорвал узы сыновнего благоговения и долга до такой степени, чтобы словом или действием унизить своих собственных родителей, тот полностью лишен какой бы то ни было добродетели и предан всякому нечестию. Какое иго понесут те, кто сбросил сие? Пусть дети остерегаются лелеять в своей душе такие мысли или чувства к родителям, как пренебрежение долгом и презрение, ибо праведный Бог исследует сердца.

III. Закон против похищения людей: кто украдет человека (ст. 16) (то есть мужчину, женщину или ребенка), замыслив продать его язычникам (ибо ни один израильтянин не купил бы его), приговаривался этим законодательным актом к смерти, что одобрил и апостол, упомянув человекохищников (1Тим 1:10) среди злодеев, против которых должны издавать законы христианские правители.

IV. Здесь проявлена забота о возмещении вреда, причиненного человеку, даже если не последовала смерть (ст. 18,19). Кто нанес удар, тот должен нести ответственность за ущерб и заплатить не только за лечение, но и за потерю времени; к этому иудеи добавляли, что так же следует расплатиться за боль и позор, если таковые имели место.

V. Дано указание о том, как поступить в случае, если раб умирает в результате наказания от своего господина. Должно быть, речь идет о рабе не израильтянине, а язычнике, как негры у наших плантаторов; и предполагается, что хозяин ударил его розгой, а не чем-либо способным нанести смертельную рану; тем не менее, если раб умирал под рукой господина, последнего следовало покарать за жестокость по приговору судей после рассмотрения обстоятельств (ст. 20). Если же раб оставался в живых по прошествии одного-двух дней после наказания, считалось, что господин достаточно пострадал, лишившись работника (ст. 21). Согласно нашему законодательству, смерть раба, наступившая в результате заслуженного наказания его хозяином, считается всего лишь непредумышленным убийством. Тем не менее пусть все хозяева остерегаются тиранствовать над своими слугами; Евангелие учит их даже терпеть и умерять строгость (Еф 6:9), рассуждая вместе со святым Иовом: что стал бы я делать, когда бы Бог восстал? (Иов 31:13-15).

Стихи 22-36. Здесь обратите внимание:

I. На особую заботу закона о женщинах, ждущих ребенка, дабы им не причинили вреда, способного привести к выкидышу. Закон природы обязывает нас быть в таком случае особо внимательными, чтобы не погубить дерево вместе с плодом (ст. 22,23). Беременные женщины, взятые таким образом под особую защиту Божьего закона, если живут в страхе Господнем, могут полагаться на особую защиту Божьего провидения и уповать на то, что спасутся через чадородие. По этому поводу приводится и общий закон о возмездии, на который ссылается наш Спаситель: око за око (Мат 5:38).

1. Приведение данного закона в исполнение не передается в руки частным лицам: если бы каждый мог мстить сам за себя, то сие породило бы всеобщее замешательство и уподобило бы людей рыбам морским. Похоже, что превратному толкованию сего закона поспособствовали предания старцев, в противовес чему Спаситель дает нам повеление прощать обиды и не замышлять возмездия (Мат 5:39).

2. Этот закон часто приводит в исполнение Бог в Своем провидении, во многих случаях отвечая на грех наказанием (см. Суд 1:7; Ис 33:1; Авв 2:13; Мат 26:52).

3. Судьям следует принимать это правило во внимание, наказывая нарушителей и поступая справедливо с пострадавшими. Надлежит рассматривать природу, качество и меру тяжести проступка, чтобы пострадавшая сторона получила должное возмещение, а другим неповадно было подобное совершать. Либо оком надлежит поплатиться за око, либо нужно выплатить сумму денег за глаз, которого лишились.

Следует заметить, что совершающий проступки непременно, тем или иным способом, получит по своей неправде (Кол 3:25). Подчас Господь обращает злодеяния людей на их же голову (Пс 7:17);

на то и судьи отмстители (Рим 13:4);

являясь исполнителями правосудия, они не напрасно носят меч.

II. На заботу Бога о рабах. Если хозяин наносил рабу увечье, хотя всего-то выбил зуб, надлежало отпустить раба на волю (ст. 26,27). Сие было задумано, (1) дабы предотвратить жестокое обращение с рабами; хозяевам надлежало быть осмотрительными и не совершать над рабами никакого насилия, чтобы не лишиться работника.

(2) Дабы утешить подвергшихся жестокому обращению; потеря конечности означала обретение свободы, ибо это хоть как-то облегчало боль и позор, которые довелось перенести. Более того:

III. О волах ли печется Бог? Да, на основании следующих законов, изложенных в данной главе, очевидно, что печется ради нас (1Кор 9:9,10). Израильтянам здесь указано, что нужно делать:

1. В случае повреждения, причиненного волом или другим неразумным созданием, ибо сей закон, вне сомнения, распространялся на все сходные случаи.

(1) Как пример заботы Господа о жизни человека (хотя и предававшейся тысячу раз в руки божественного правосудия) и как знак Его сильного отвращения ко греху убийства. Если вол убивал мужчину, женщину или ребенка, то его надлежало побить камнями (ст. 28);

и поскольку высшей честью для низших тварей является их полезность для человека, то преступник такой чести лишался: мяса его не есть. Богу было угодно таким образом поддерживать в душе Своего народа стойкое отвращение ко греху убийства и к любому проявлению свирепости.

(2) Дабы заставить людей следить, чтобы ни одно из их домашних животных не причинило вреда, и всеми возможными средствами предотвращать зло. Если владелец животного знал, что оно озорничает, то должен ответить за причиненный вред, и, в зависимости от обстоятельств дела, доказывающих большую или меньшую причастность хозяина, последнего надлежало предать смерти или назначить денежный выкуп за его жизнь (ст. 29-32). Некоторые из наших старинных книг определяют сие как уголовное преступление, согласно общему английскому праву, и приводят такой аргумент: «Владелец, когда он дает своему животному полную свободу, зная при том, что оно озорничает, демонстрирует, что ему весьма хотелось, чтобы был причинен вред». Отметьте: не достаточно, чтобы мы сами не причиняли зла, но мы должны позаботиться, чтобы не совершали зла те, кого мы в силах остановить, человек ли то или животное.

2. В случае, когда повреждение нанесено волу или другому домашнему животному.

(1) Если упадет в яму и погибнет, то раскрывший яму должен возместить потерю (ст. 33-34). Следует заметить, что нам надлежит остерегаться делать не только то, что несомненно причиняет вред, но и то, что может его причинить. Отнюдь не достаточно не замышлять или изобретать зло, но мы должны думать о предотвращении вреда, иначе станем соучастниками зла, причиненного нашему ближнему. Ущерб, нанесенный по злому умыслу, большое преступление, но ущерб, нанесенный по небрежности, по невнимательности и из-за отсутствия рассудительности, не снимает вины, над ним следует задуматься с великим сожалением, соответственно степени тяжести вреда; нам следует особо позаботиться о том, чтобы не совершить ничего такого, что сделало бы нас соучастниками греха других, подавая брату случай к преткновению или соблазну (Рим 14:13).

(2) Если животные дерутся и одно убивает другое, их владельцы делят потери поровну (ст. 35). Только если хозяин животного, нанесшего повреждение, знал, что оно уже причиняло вред, он должен ответить за ущерб, потому что ему следовало либо убить драчуна, либо стеречь его (ст. 36). Определения этих случаев содержат в себе доказательство их собственной справедливости и приводят правила правосудия, которые и тогда и сейчас полезны для разрешения подобных споров, возникающих между людьми. Но я полагаю, что эти случаи были, по сравнению с другими, изложены более детально (хотя некоторые из них кажутся незначительными), потому что в то время именно эти случаи, в сущности, и предоставляли на рассмотрение Моисея, ибо в пустыне, где люди жили в тесноте стана, а вместе с ними и их стада, упомянутые последними убытки, вероятно, имели место достаточно часто. Нас эти законы учат тому, что следует быть очень внимательными, чтобы не совершать никакого зла ни прямо, ни косвенно; и если случится, что мы поступили неправильно, нам надлежит возместить ущерб добровольно и стремиться к тому, чтобы никто по нашей вине не нес потерь.