20 глава

В этой главе повторяются законы, изложенные ранее, но к ним добавлено наказание за их нарушение, чтобы тот, кто не был удержан от греха страхом Божьим, оставил его из страха перед наказанием. Если мы не будем избегать порочной практики на том основании, что по закону это грех (более приемлемо, если мы следуем этому принципу религии), то несомненно будем удержаны от нарушения в силу принципа самосохранения, когда закон будет грозить смертью. В этой главе приводятся (I) многие грехи, вина за совершение которых заслуживает смерти.

1. Посвящение детей Молоху (ст. 1-5).

2. Обращение к чародеям (ст. 6,27).

3. Проклятие родителей (ст. 9).

4. Прелюбодеяние (ст. 10).

5. Грех кровосмешения (ст. 11,12,14,17,19-21).

6. Противоестественные похоти (ст. 13,15,16,18).

(II) Общие повеления быть святыми (ст. 7,8,22-26).

Стихи 1-9. Моисею велено вновь обратиться к сынам Израиля с теми же словами, что и ранее (ст. 2). Мы уверены, что это было не напрасное повторение, а чрезвычайное необходимое действие, чтобы они были особенно внимательны к слышанному и верили, что раз эти наставления так часто внушают, то они имеют большие последствия. Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз, и то, что Он велит говорить дважды, мы должны слушать вновь, так как это для нас назидательно (Фил 3:1).

I. Три греха, упомянутых в этих стихах, грозят смертью.

1. Это касается родителей, которые жестоко обращаются с детьми, жертвуя их Молоху (ст. 2,3). Величайшая нелепость присуща всем обрядам поклонения идолам, и они все являются величайшим позором для человеческого разума. Но никто так не растаптывал достоинства человеческой природы, как люди, сжигавшие своих детей в огне во славу бога праха. Это четко свидетельствовало о том, что их боги были бесами, которые стремились сделать несчастным и погубить все человечество (что доставило бы им наслаждение), а сами поклоняющиеся были хуже твари, которая умирает, и абсолютно лишены не только разума, но и природных чувств. Бог не мог одобрить, чтобы Авраам принес в жертву Исаака, тем более Он не мог дать повод этой варварской практике, ибо как только повеление было изречено, оно немедленно было отменено. В то же время бог этого мира обладал такой властью над сынами противления, что этот варварский, бесчеловечный обряд повсеместно совершался. Даже израильтяне оказались в опасности быть втянутыми в него, поэтому необходимо было издать суровый закон, запрещавший его. Оказалось, что недостаточно сказать, чтобы они щадили своих детей, так как плод их тела никогда не будет принят как искупление за грех души; они должны были знать, (1) что сам преступник будет предан смерти как убийца: народ земли да побьет его камнями (ст. 2);

это наказание среди евреев рассматривалось как наихудшее. Если дети жертвовались, чтобы утолить злобность дьявола, то родители должны были стать жертвой Божьей справедливости. И если факт совершения действия нельзя было доказать или власти не исполняли свой долг, то Бог брал дело в Свои руки: «Я истреблю его» (ст. 3). Отметьте: тот, кто избегает наказания от людей, не избежит наказания праведных судов Божьих. А кто надеется, что его грех останется ненаказанным, тот бессовестно обманывает себя. Как могут избежать суда те, на кого Бог обращает Свое лицо, то есть те, кем Он недоволен, кого считает Своим врагом и враждует на него? Здесь представлена мерзость этого греха, чтобы оправдать смертный приговор: он оскверняет святилище и бесчестит святое имя Бога, о славе которых Он ревнует. Обратите внимание: пагубность греха отражается на том, к чему израильтяне имели особое отношение. Когда язычники приносили в жертву своих детей, то они были виновны в убийстве и идолопоклонстве, но если так же поступали израильтяне, к этому добавлялась еще вина за осквернение святилища (которое они посещали даже в том случае, когда были виновны в этом грехе, словно между храмом Божьим и идолами могло быть согласие) и бесчестье святого имени Бога, именем которого они назывались, словно Бог позволял поклоняющимся Ему совершать подобные действия (Рим 2:23,24).

(2) Что все их пособники и подстрекатели будут также истреблены праведной рукой Бога. Если соседи будут скрывать и не придут свидетельствовать против преступника, если власти будут попустительствовать и не вынесут справедливый приговор, сочувствуя его безрассудству, но не испытывая ненависти к его нечестивости, тогда сам Бог рассчитается с ним (ст. 4,5). Ненаказание за идолопоклонство – это вина, о которой знают на суде небесном, и она не останется ненаказанной: «Я обращу лице Мое на человека того (того представителя власти, Иер 5:1) и на род его». Отметьте:

[1] нечестие главы семьи часто влечет гибель всей семьи, и тот, кто должен быть домоправителем, оказывается его разрушителем.

[2] Если власти не совершают справедливый суд над преступниками, то Бог совершит суд над ними, так как есть опасность, что многие будут блудить по следам тех, кто одобряет грех, попустительствуя ему. И если грехи лидеров оказывают влияние, то их наказание должно быть показательным.

2. Это касается детей, которые неправильно обращаются со своими родителями, злословя их (ст. 9). Если дети плохо говорили о своих родителях или желали им зла, или презрительно и пренебрежительно относились к ним, то это зло должно было наказываться судьями, чья задача заключалась в том, чтобы хранить Божью славу и гражданский мир, которые подвергались атакам этого противоестественного насилия (см. Прит 30:17): «Глаз, насмехающийся над отцом… выклюют вороны дольные». Это подразумевает, что такие нечестивые дети стоят на прямом пути, ведущем к виселице, и могут быть повешены на цепях. Христос цитирует и подтверждает этот закон Моисея (Мат 15:4), ибо это такое же прямое нарушение пятой заповеди, как преднамеренное убийство – нарушение шестой. Тот же закон, который повелевает родителям быть нежными со своими детьми, требует, чтобы дети уважительно относились к своим родителям. Кто пренебрежительно относится к своим родителям – инструменту своего бытия, тот бросает вызов самому Богу, Творцу своего бытия, который не позволит, чтобы попиралось достоинство и власть родителей.

3. Это касается людей, оскверняющих себя обращением к вызывающим мертвых (ст. 6). Подобными действиями, как и многим другим, человек унижает свое достоинство, позорит и обманывает самого себя и таким образом бесчестит себя. Разве есть более безумный поступок, чем обращение за информацией ко лжецу или к врагу за советом? Так поступают люди, которые обращаются к тем, кто владеет черным мастерством и познал глубины сатанинские. Кто воздает дьяволу славу, которая должна принадлежать лишь Богу, тот виновен в духовном прелюбодеянии, таком же, как идолопоклонство; а ревнивый Бог выдаст документ о разводе с теми, кто подобным образом блудно ходит от Него, и истребит их, раз они первыми отвергли Его.

II. Среди этих обстоятельных законов звучит главный призыв (ст. 7,8), в котором изложены:

1. Наши обязанности; их две.

(1) В своих принципах, привязанностях и целях мы должны быть святы: «Освящайте себя и будьте святы». Мы должны очистить себя от всех осквернений греха, посвятить себя служению и славе Божьей и во всем соответствовать Его святой воле и Его образу. Это означает освящать себя.

(2) Во всех поступках и в своем образе жизни мы должны быть послушны законам Бога: «Соблюдайте постановления Мои». Только соблюдая Божьи постановления, мы сможем проявить то, что освящаем себя и святы: дерево познается по его плодам. Мы также не сможем соблюдать Божьи постановления как должно, пока вначале не освятим себя и станем святы. Сделайте дерево хорошим – и его плоды будут хорошими.

2. Основания, побуждающие исполнять эти обязанности.

(1) «Я Господь, Бог ваш, поэтому будьте святы, чтобы вы могли быть похожи на Того, чьим народом являетесь, и смогли угодить Ему. Святость становится Его домом и домочадцами».

(2) «Я Господь, освящающий вас». Бог освятил их особыми привилегиями, законами, Своим благоволением, и все это отличало их от других народов и облагораживало как народ, отделенный для Бога. Он дал им Свое слово и постановления, чтобы они были средством их освящения, а также дал им Свой Дух, чтобы Он наставлял их. А они должны быть святы, так как в противном случае напрасно получили благодать Божью. Отметьте:

[1] народ Божий является и должен отличаться от других. Бог отличил его Своим святым заветом, и поэтому они должны отличаться своим святым образом жизни.

[2] Раз Бог освящает нас, то это должно быть хорошим основанием, почему мы должны освящать себя: чтобы мы могли подчиняться целям Его благодати, а не ходить вопреки ей. Раз Господь освящает нас, то мы имеем надежду, что это дело будет совершено, хотя это сложно, о чем говорится в 1Кор 5:5: «На сие самое и создал нас Бог». А Его благодать ни в коей мере не вытесняет наше беспокойство и старания, а наоборот, побуждает и ободряет нас. Совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие.

Стихи 10-21. Эти стихи велят строго наказывать грехи, нарушающие седьмую заповедь. Именно над этими грехами, более чем над другими, глупцы склонны насмехаться, но Бог научит их, насколько этот грех отвратителен, сурово наказывая его, раз другие методы на них не воздействуют.

I. Прелюбодейство с чужой женой каралось смертной казнью. Прелюбодею и прелюбодейке, соединившимся в грехе, выносился одинаковый приговор: они должны быть преданы смерти (ст. 10). Намного ранее, во времена Иова, этот грех считался преступлением, беззаконием, подлежащим суду (Иов 31:11). Он выражает дерзкое презрение к постановлению Бога и нарушает Его завет (Прит 2:17). Он причиняет непоправимое зло оскорбленному мужу и развращает разум и совесть обоих преступников. Настойчивые и необузданные похоти неистово подгоняют человека к этому греху, поэтому он нуждается в подобном властном ограничении. Этот грех оскверняет землю и навлекает на нее суды Божьи, вносит смятение в семьи, стремится погубить добродетель и религию и поэтому заслуживает осуждения со стороны хранителей гражданского мира (см. Иоан 8:3-11).

II. Кровосмесительные союзы, образованные в браке или вне брака.

1. Некоторые из них нужно было наказывать смертью, как в случае, когда мужчина ложился с женой отца своего (ст. 11). За этот грех Рувим был бы предан смерти (Быт 35:22), если бы в то время был издан этот закон. В этом грехе был виновен коринфянин, за что был предан сатане (1Кор 5:1,5). Мужчина, вступивший в связь с невесткою или ее матерью, или со своей сестрой, также наказывался смертью (ст. 12,14,17).

2. Других Бог наказывал проклятием бесплодия, как, например, в случае, если мужчина вступал в связь со своей теткой или женой брата (ст. 19-21): бездетны будут они. Кто не соблюдает божественные брачные постановления, тот лишается благословений брака: «они будут блудить, и не размножатся» (Ос 4:10). Более того, говорится, что они понесут свой грех, то есть хотя за этот грех не будут сразу же истреблены рукой Бога или человека, но вина за него ляжет на них и предъявится им в другой день; они также не смогут очиститься от него с помощью жертвы или приношения.

III. Противоестественные похоти, побуждающие вступить в связь с животными (грехи, о которых нельзя упоминать без ужаса), наказывались смертью, как и в наше время согласно нашим законам (ст. 13,15,16). Даже животное, оскверненное подобным образом, нужно было убить вместе с грешником, которого тем самым открыто предавали величайшему позору, а эта мерзость представлялась отвратительнейшей и омерзительнейшей; все, что напоминало об этом, должно быть уничтожено. Даже несвоевременные брачные отношения, если они совершались самонадеянно и из презрения к Божьему закону, подвергали преступников справедливому суду Божьему: да будут они истреблены (ст. 18). Ибо воля Божья такова, чтобы каждый из вас соблюдал свой сосуд (а жена названа немощнейшим сосудом) в святости и чести, как и приличествует святым.

Стихи 22-27. Последний стих является четким законом, который следует после главного заключения, и кажется, что он стоит не на своем месте. Этот закон велит предавать смерти тех, кто имеет дело с нечистыми духами (ст. 27). Если бы таким людям позволялось жить среди народа Божьего и все знали о них, то это было бы публичным оскорблением Богу и Его пророкам, жившим в то время, это было бы позором для страны и искушало невежественных плохих людей обратиться к ним за советом. Кто в союзе с дьяволом, тот на самом деле заключил завет со смертью и договор с адом, и именно такой будет их участь. Последние стихи повторяют и внушают то, что было сказано ранее, ибо этому безрассудному и забывчивому народу необходимо, чтобы было правило на правило, чтобы на основных правилах и основаниях для них настаивали, дабы законы были усилены и стали более эффективными. Эти стихи напоминают израильскому народу:

I. О его высоком положении.

1. Они имели Господа, Бога своего (ст. 24). Они принадлежали Ему, Он заботился о них, Он избрал их, они были Его сокровищем, Его драгоценными камнями, Его царством священников (ст. 26): «Я отделил вас… чтобы вы были Мои». Счастлив и воистину велик народ, находящийся в подобном положении. 2. Их Бог был святым Богом (ст. 26), бесконечно величественнее всех остальных. Его святость была Его славой, их близость к Нему была их славой, в то время как их соседи оставались позорными поклонниками нечистых духов.

3. Великий Бог отделил их от других народов (ст. 24 и 26). Остальные народы были самые обычные, а они – отделены, украшены, обогащены особыми привилегиями и предназначены для особых почестей. Поэтому они должны были особым образом ценить себя, хранить свою честь и не валяться в грязи, ступая путями язычников.

II. Об их долге. Это вытекает из их высокого положения. Бог сделал для них больше, чем для других, и поэтому ожидал от них больше, чем от других. Чего же Господь Бог от них требовал, основываясь на великих делах, сотворенных для них, и их предназначении?

1. Соблюдайте все уставы Мои (ст. 22);

для этого были все основания, ибо эти уставы были их славой, а послушание этим уставам было бы их вечным утешением.

2. Не поступайте по обычаям народов (ст. 23). Отделившись от них, израильтяне не должны были с ними сообщаться и познавать их пути. Обычаи этих народов были достаточно плохие для них самих, но еще хуже становились, когда им следовал народ Божий.

3. Они должны были отличать чистое от нечистого (ст. 25). Свят тот, кто различает отличающееся, а не живет без определенных принципов, кто может говорить и делать что угодно, но на самом деле говорит и поступает обдуманно. 4. Не оскверняйте душ ваших (ст. 25). Вы должны постоянно заботиться о сохранении своей чести, соблюдая себя в чистоте; вы должны хранить свои души и никогда не делать того, что могло бы сделать их отвратительными для Бога и собственной совести.

III. О подстерегающей их опасности.

1. Они путешествовали в зараженную землю (ст. 24): «Вам отдаю в наследие землю, в которой течет молоко и мед, вы будете утешаться ею, если сохраните свою непорочность». Но, кроме того, эта земля была наполнена идолами, идолопоклонниками, суеверными обычаями, и они подвергнутся искушению полюбить их, так как вынесли из Египта странную предрасположенность к этой заразе.

2. Если они последуют их обычаям, то последствия этого будут для них губительны. Именно за эти грехи хананеяне были истреблены: «…они всё это делали, и Я вознегодовал на них» (ст. 23). Посмотрите, какое зло представляет собой грех: он побуждает Бога возненавидеть Его собственное творение, в то время как без него Он наслаждается делами Своих рук. Если израильтяне последуют их нечестивыми путями, то они должны быть готовы к тому, что земля свергнет их с себя (ст. 22), как Он говорил им ранее (Лев 18:28). Если Бог не пощадил природные ветви, а отломил их, то тем более не пощадит тех, кто был привит, если они деградируют. Поэтому отвержение евреев служит предостережением христианским церквам остерегаться, чтобы царство Божье не было отнято у них. Кто грешит наравне с другими, тот должен быть готов, что будет наказан вместе с ними, и его исповедание близости к Богу не спасет его.


Глава 21 из 28« Первая«202122»Последняя »