4 глава

В предыдущей главе описывается все колено Левия, эта же посвящена тем его представителям, которые были в расцвете сил и годны для служения, в возрасте от тридцати до пятидесяти лет.

I. Было велено исчислить сынов Каафовых, годных для служения, и им объяснены их обязанности (ст. 2-20).

II. То же самое проделано с сынами Гирсоновыми (ст. 24-28) и с III. с сынами Мерари (ст. 29-33).

IV. Записано количество годных для служения мужчин в каждой группе и их общее количество (ст. 34 и далее).

Стихи 1-20. В этой главе описано второе собрание колена Левитов. Так как это колено отнималось у всего Израиля, чтобы быть на особом положении и принадлежать Богу, то мужчины среднего возраста были выделены среди остальных, чтобы действенно участвовать в служении в скинии. Обратите внимание:

I. Кто вошел в эту группу. Все мужчины от тридцати до пятидесяти лет. В других коленах исчислялись мужчины, годные для войны, в возрасте от двадцати лет и выше, а среди левитов – от тридцати до пятидесяти, так как Бог требует, чтобы мы служили ему в расцвете сил и в наилучшее время, ибо мы не сможем потратить его лучше, чем для славы Того, кто первый и наилучший. А человек может стать хорошим солдатом намного быстрее, чем хорошим служителем.

1. Их нельзя было вовлекать в служение, пока им не исполнится тридцати, так как существует опасность, что до того времени в них может остаться ребячество и незрелость и они не будут достаточно серьезными, чтобы участвовать в служении и носить славу левитов. В возрасте двадцати пяти лет у них начинался испытательный срок (Числ 8:24), а во времена Давида, когда для них было много работы, — в двадцать (1Пар 23:24, а также Ездр 3:8);

но они должны были учиться и ожидать пять лет, чтобы стать годными для служения. Более того, во времена Давида подготовка левитов занимала десять лет: от двадцати до тридцати лет. Иоанн Креститель, как и Иисус Христос, начал свое служение в тридцать лет. Сейчас это требование не является обязательным для служителей Евангелия и не означает, что они не могут начать служение, не достигнув тридцати лет или должны оставлять его в пятьдесят; но это преподает нам два хороших правила:

(1) служители не должны быть неутвержденными (1Тим 3:6). Этот труд требует зрелости в суждениях и великого самообладания, поэтому к нему особо не готовы те, кто является младенцем в знании и не отложил ребячество.

(2) Они должны сперва учиться, а затем учить, вначале послужить, а затем руководить, а также прежде быть испытанными (1Тим 3:10).

2. В возрасте пятидесяти лет они освобождались от утомительной части служения, в частности, от ношения скинии, ибо это было особым служением, для которого они были рукоположены и для которого представлялось много случаев, пока они были в пустыне. Когда они приближались к преклонному возрасту, то увольнялись (1) из милости к ним, чтобы труд не утомлял их чрезмерно, когда силы начали угасать. Считалось, что для одного человека достаточно служить двадцать лет.

(2) Из почтения, оказываемого этому труду, который не должен был совершаться людьми, с возрастом ставшими медлительными и неловкими. Мы должны служить Богу, когда находимся в наилучшей форме. Об этом не задумываются те, которые откладывают покаяние на старость и тем самым оставляют наилучшую работу для наихудшего времени.

II. Как описана их работа. Писание говорит, что они вступали в воинство (англ.пер.), или борьбу, чтобы отправлять работы в скинии собрания. Служение – доброе дело (1Тим 3:1): служители рукоположены не только ради славы, но и для труда, не только, чтобы получать плату, но и совершать работу. Служение также можно назвать добрым воинствованием (1Тим 1:18). Тот, кто приступил к служению, должен рассматривать себя членом воинства и доказать, что является добрым воином (2Тим 2:3). Что же касается самих сынов Каафовых, то:

1. Им было определено их служение, которое заключалась в том, чтобы переносить скинию. Впоследствии, когда скиния стояла на одном месте, им было велено выполнять другую работу; но в то время им предстояло совершать именно эту работу. Обратите внимание: куда бы ни направлялся Израиль, скиния Господа перемещалась вместе с ним, поэтому кто-то должен был переносить ее. Отметьте: куда бы мы ни шли, мы должны следить, чтобы наша религия была с нами, и не забывать ее ни в малейших деталях. Сыны Каафовы должны были нести все святыни скинии. Об этой обязанности им говорилось ранее (Числ 3:31), но здесь даются более детальные наставления.

(1) Аарон и его сыновья священники должны были упаковать те вещи, которые сынам Каафовым предстояло нести, на что указывает ст.5 и далее. Бог и ранее велел, чтобы никто не входил в святое святых; лишь Аарон раз в году мог делать это, чтобы возжечь воскурения (Лев 16:2);

в то же время их необустроенный образ жизни требовал, чтобы этот закон отменялся, ибо всякий раз, когда израильтяне собирались в путь, Аарон и его сыновья заходили в скинию, чтобы снять ковчег и приготовить к передвижению, ибо (как предполагает образованный епископ Патрик) слава Божья, или явление божественного величия, пребывавшего над крышкой ковчега, на то время перемещалась в столб облачный, который в то время поднимался, и тогда можно было приблизиться к ковчегу.

(2) Все святые предметы скинии нужно было покрыть, а ковчег и стол должны были иметь три покрывала, в то время как все остальное – два. Даже пепел жертвенника, в котором хранился святой огонь, нужно было тщательно собрать и завернуть в пурпурную ткань (ст. 13). Даже медный жертвенник, который стоял во дворе святилища и находился на виду у всех, нужно было покрыть при перенесении. Это было необходимо для [1] сохранности, дабы все эти святыни не страдали и не портили свой внешний вид из-за ветра, дождя и солнца, а могли сохранить свою красоту, ибо над всем чтимым будет покров. Покрытие из кожи было толстым и крепким, и оно хорошо хранило от влаги; а пока мы проходим через пустыню этого мира, то должны быть защищены от непогод (Ис 4:5,6).

[2] Для благопристойности и красоты. Большая часть этих вещей имела покрытие пурпурного, голубого или алого цвета, а ковчег был полностью покрыт голубым покрывалом (ст. 6);

этот цвет (могут сказать некоторые) является символом небесной лазури, которая раскинута подобно покрывалу между нами и Богом Всевышним (Иов 26:9). Кто верен Богу, тот будет прилагать усилия, чтобы подобным образом предстать красивым перед людьми, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.

[3] Для маскировки. Это символизировало тьму той диспенсации. То, что сейчас благодаря Евангелию вышло на свет и явлено младенцам, в то время было сокрыто от мудрых и рассудительных. Они видели лишь покрывала, но не сами святыни (Евр 10:1);

но сейчас Христос уничтожил покрывало (Ис 25:7).

(3) Когда все святыни были покрыты, тогда сыны Каафовы должны были нести их на своих плечах. Те предметы, которые имели шесты, нужно было переносить при помощи шестов (ст. 6,8,11,14);

те, которые их не имели, переносились на носилках (ст. 10,12). Посмотрите, насколько нестабильными являются знаки Божьего присутствия в этом мире, но мы стремимся в другое царство, которое будет стабильным.

2. Елеазар, теперь старший сын Аарона, назначен начальником над сынами Каафовыми в этом служении (ст. 16): он должен был следить, чтобы они ничего не забыли, ничего не оставили или положили не в том месте. Как священник, он был более уважаем, чем левиты, но у него было и больше забот; и эти заботы для его сердца были большим бременем, чем все бремена, возложенные на их плечи. Намного проще исполнять работу в скинии, чем освобождать от ответственности за ее совершение – проще повиноваться, чем руководить.

3. Особая забота уделялась тому, чтобы сохранить жизнь левитов, не допуская, чтобы они безрассудно и непочтительно приближались к самым святым вещам: не погубите колена племен Каафовых (ст. 18). Отметьте: кто не делает все возможное, чтобы удержать других от греха, тот тем самым делает все возможное, чтобы погубить их.

[1] Сыны Каафовы не должны были видеть святыни до тех пор, пока священники не покроют их (ст. 20). Даже те, которые несли сосуды Господа, не видели, что они несли; подобным образом во тьме относительно Евангелия пребывали те, чье служение заключалось в том, чтобы толковать закон.

[2] Когда святые предметы были покрыты, они не должны были прикасаться к ним (по крайней мере, к ковчегу, который здесь назван святилищем) под страхом смерти (ст. 15). За нарушение этого закона Озия был поражен смертью. Поэтому Божьи служители в то время держали себя в страхе, так как это была диспенсация страха и тьмы, а сейчас благодаря Христу ситуация изменилась. Мы видели своими очами… и осязали руки наши Слово жизни (1Иоан 1:1);

нас ободряют дерзновенно приступить к престолу благодати.

Стихи 21-33. В этих стихах описываются обязанности двух других семей левитов, которые хотя и не были такими почетными, как у первой, но были так же необходимы и их нужно было выполнять регулярно.

1. Сыны Гирсоновы должны были нести все покровы скинии, завесы и покровы кожаные (ст. 22-26). Когда облако начинало двигаться, а ковчег и остальные святыни уносились, они должны были разбирать все эти строения, упаковывать и нести, а затем вновь собирать их, когда облако останавливалось. Аарон и его сыновья распределяли между ними эту уважаемую работу: «Ты будешь заботиться об этой завесе, ты – об этой», чтобы каждый знал свои обязанности и не было беспорядка (ст. 27). Ифамар лично должен был наблюдать за ними (ст. 28).

2. Сыны Мерарины должны были нести тяжести: брусья, шесты, столбы и их подножия, колья их и веревки – все это передавалось им по списку (ст. 31,32). В описи все было точно записано, чтобы все было под рукой и ничего не нужно было искать, когда скинию вновь нужно было ставить. Хотя кажется, что эти предметы были менее важными, чем другие, принадлежащие святилищу, тем не менее им уделялось такое внимание, дабы научить нас с величайшей точностью и аккуратностью хранить чистоту и полноту божественных постановлений, а также заботиться, чтобы ничего не пропало. Это также подразумевает заботу Бога о Своей Церкви и каждом ее члене; добрый Пастор зовет своих овец по имени (Иоан 10:3). Тысячи людей были заняты этой работой, хотя намного меньше потребовалось бы, чтобы носить эти тяжести; но при этом также было необходимо, чтобы скиния разбиралась и собиралась очень быстро, а многие руки быстро совершали свое дело, когда каждый знал свою обязанность. Им также нужно было заботиться о своих палатках и нести их с собой, но этой работой занимались молодые люди, не достигшие тридцати лет, и пожилые, старше пятидесяти; но о них нигде не упоминается, ибо дому Божьему всегда надо оказывать предпочтение перед личными интересами. Заботы тех, кто строил и обустраивал собственные дома, в то время как дом Божий был в запустении, нелепы (Агг 1:4,9). Смерть святых сравнивается с разрушением скинии (2Кор 5:1) и оставлением ее (2Пет 1:14). Вечная душа, как главная святыня, вначале покрывается и уносится ангелами: невидимая, под наблюдением Господа Иисуса, нашего Елеазара. Также осуществляется забота о теле: коже и плоти – покрове, о костях и сухожилиях – брусьях и шестах; ничего нельзя потерять; заповедь касается костей, завет заключен с прахом; они находятся под надежной защитой и предстанут в великий день, когда эта скиния вновь будет собрана и поставлена, а эти ничтожные тела станут подобны прославленному телу Иисуса Христа.

Стихи 34-49. Эти стихи сообщают точное количество мужей в семьях левитов, способных совершать служение, в возрасте от тридцати до пятидесяти лет. Обратите внимание:

(1) сынов Каафовых в возрасте от месяца и далее всего насчитывалось 8600, а годных для служения лишь 2750 – менее одной третьей части. Сынов Гирсоновых всего насчитывалось 7500, но из них лишь 2630 годных для служения – чуть больше одной третьей части. Отметьте: многие лишь посещают церковь, и лишь немногие совершают в ней служение. Так было и так есть; многие имеют место в скинии, но мало трудятся в ней (Фил 2:20,21).

(2) Среди сынов Мерари нашлось лишь 3200 мужей, годных для служения, хотя всего насчитывалось 6200, то есть чуть больше половины. Этой семье было поручено носить самые большие тяжести – брусья, столбы и подножия, и поэтому Бог так устроил, чтобы, несмотря на малочисленность, их мужчины были самыми сильными, ибо к какому бы служению Бог ни привлекал людей, Он обеспечит их всем необходимым: даст силу, необходимую для его совершения, и достаточную благодать.

(3) Общее количество левитов, способных к служению и вступивших в войско Божье, чтобы сражаться за Него, насчитывало лишь 8580 человек, в то время как общее число годных для войны мужей из других колен Израилевых, вступивших в воинство Израилево, чтобы участвовать в сражении, было намного больше. Наименьшее колено имело почти в четыре раза больше трудоспособных мужей, чем левиты, а некоторые – в восемь раз больше, ибо вступивших на службу этого мира и сражающихся за свою плоть намного больше, чем тех, кто посвятил себя служению Богу и подвизаются добрым подвигом веры.


Глава 5 из 37« Первая«456»Последняя »

Пожертвования на развитие сайта

Вы скачиваете книгу: Комментарии Мэтью Генри — Числа. Раздел: Комментарии Мэтью Генри на Ветхий Завет.

Скачать книги с Яндекс-диска:

Функцию "скачать всё" использовать не рекомендую по причине большого объёма информации. Предпочтительнее скачивать книги по разделам.