16 глава

С этой главы начинается история Давида человека, занимающего значительное место в священной истории, как практически каждый персонаж Ветхого Завета. Своим мечом и своим пером он служил славе Бога и интересам Израиля так же, как остальные, и был славным прообразом Христа. В данной главе:

(I) Самуилу велено помазать царем одного из сыновей Иессея в Вифлееме (ст. 1-5). (II) Пророк оставил без внимания его старших сыновей, а отобрал младшего Давида и помазал его (ст. 6-13). (III) Саул часто становится раздражительным, и Давида привлекают успокаивать его с помощью музыки (ст. 14-23). Таким незначительным было начало этого великого человека.

Стихи 1-5. Самуил удалился в свой дом в Раме, твердо решив никогда больше не возвращаться к государственному служению, а полностью посвятить себя наставлению и обучению сыновей пророков, над которыми он был поставлен главным (1Пар 19:20). Он надеялся получить больше радости от молодых пророков, чем от молодых правителей; и мы нигде не находим, чтобы до самого дня смерти Бог призывал его совершить какое-либо государственное служение, кроме упомянутого в данной главе помазания Давида.

I. Бог обличил его в том, что он так долго продолжал оплакивать отвержение Саула. Он не винил пророка за его скорбь по этому поводу, а за то, что она была чрезмерной: «Доколе ты будешь печалиться о Сауле?» (ст. 1). Мы нигде не находим, чтобы он скорбел из-за того, что его семья оказалась не у дел и его сыновья лишились должности, а изза отвержения Саула и его потомства он скорбел безмерно, ибо первое было совершено изза глупого недовольства людей, а второе из-за праведного гнева Бога. Тем не менее он должен был найти время, чтобы оправиться, а не ходить в скорби, (1) потому что Бог отверг Саула и он должен был согласиться с решением божественной справедливости и забыть о своей привязанности к царю; если Бог будет прославлен его гибелью, то Самуила это должно обрадовать. Кроме того, для чего нам рыдать? Указ издан, и все его молитвы и слезы не смогут изменить его (2Цар 12:22,23).

(2) Потому что Израиль изза этого не будет в проигрыше, а Самуил должен отдавать предпочтение государственным интересам, а не личной привязанности к этому другу. «Не печалься о Сауле, ибо Я усмотрел себе царя. Народ усмотрел себе царя, и он оказался плохим, а теперь Я усмотрю себе царя мужа по сердцу Моему». (см. Пс 89:20; Деян 13:22). «Даже если Саул будет отвергнут, то Израиль не останется как овцы без пастыря. Для него у Меня есть еще один муж, и поэтому пусть радость о нем поглотит твою скорбь об отвергнутом правителе».

II. Он посылает его в Вифлеем помазать одного из сыновей Иессея человека, возможно, знакомого для Самуила: «Наполни рог твой елеем». Саул был помазан елеем из стеклянного пузырька, хрупкого и маленького, а Давид был помазан в изобилии рогом елея, который держался долго, поэтому и мы читаем о роге спасения в доме Давида, отрока Его (Лук 1:69).

III. Самуил возражает, ссылаясь на опасность, сопутствующую этому мероприятию (ст. 2): «Саул услышит и убьет меня». Из этого следует:

(1) что с момента отвержения Саул стал весьма нечестивым и жестоким, в противном случае Самуил не говорил бы так. В любом нечестии можно обвинить человека, осмелившегося убить Самуила.

(2) Что вера Самуила не была такой сильной, как казалось, в противном случае он так сильно не боялся бы ярости Саула. Разве Тот, Кто послал его, не защитил и не спас бы его? Но даже наилучшие люди не обладают совершенной верой и боятся быть оставленными по эту сторону небес. Но эти слова также можно понять как желание Самуила получить наставление небес о том, как благоразумно исполнить это повеление, не подвергая себя или другого человека большей опасности, чем это необходимо.

IV. Бог велит ему для прикрытия его плана принести жертву: «Скажи: «Я пришел для жертвоприношения Господу»», и это было правдой, ибо он должен был совершать это при помазании царя (1Цар 11:15). Как пророк он мог приносить жертву в то время и в том месте, где Бог велел ему; согласно законам истины он вполне мог сказать, что пришел для жертвоприношения, если действительно собирался совершить его, даже если при этом имел другие планы, скрыть которые посчитал благоразумным. Пусть скажет о жертве и пригласит Иессея (который, возможно, был главным человеком в городе) и его семью прийти и вкусить ее; пусть скажет: «Яукажу тебе, что делать тебе». Кто совершает дело Божье так, как Бог ему велит, того будут направлять шаг за шагом всякий раз, когда он будет в недоумении, чтобы дело совершалось наилучшим образом. V. Как было велено, Самуил отправился в Вифлеем, но не с помпезностью и свитой, а взяв с собой только слугу, который вел телицу для жертвоприношения; тем не менее старейшины города с трепетом вышли ему навстречу, опасаясь, чтобы его приход не был знаком Божьего недовольства ими, а он сам пришел, чтобы провозгласить суд за беззакония, имеющие у них место. Вина порождает страх. Тем не менее нам приличествует благоговеть перед посланниками Божьими и трепетать от их слов. Или они опасались, что визит пророка может вызвать недовольство Саула, ибо, похоже, знали, как сильно он разгневался на Самуила, и боялись, что он поссорится с ними за то, что они приняли его. Поэтому они спросили его: «Мирен ли приход твой? В мире ли ты с собой и не бежишь ли от Саула? В мире ли ты с нами и не пришел ли с посланием гнева?» Мы все должны стараться быть в хороших отношениях с Божьими пророками и опасаться, чтобы слово Бога или их молитвы не были направлены против нас. Когда родился Сын Давидов, Царь Иудейский, то весь Иерусалим встревожился (Мат 2:3). Самуил оставался все время дома, и странно было видеть его так далеко от собственного дома, поэтому они решили, что сюда его привела чрезвычайная необходимость, и боялись наихудшего, пока он не успокоил их (ст. 5): «Мирен, для жертвоприношения Господу пришел я, со средствами мира и примирения, а не с гневным посланием в ваш адрес; поэтому вы можете пригласить меня и не опасаться моего прихода. Освятитесь и приготовьтесь поучаствовать со мной в жертвоприношении, чтобы вам от этого было благо». Отметьте: прежде чем совершать торжественные постановления, о них должно быть торжественно заявлено. Когда мы собираемся принести духовные жертвы, то должны постараться освятить себя: уединиться от мира и обновить свое посвящение Богу. Когда наш Господь Иисус пришел в мир, то хотя у людей было достаточно оснований трепетать и бояться, что Он пришел с поручением осудить мир, но Он дал все необходимые заверения в том, что пришел совершить жертву и принес приношение с собой: «Тело уготовал Мне». Так давайте освящать себя, чтобы иметь часть в Его жертве. Отметьте: кто пришел совершить жертву, тот должен прийти с миром. Религиозные обряды должны совершаться в спокойной обстановке. VI. Он особо уважил Иессея и его сыновей, ибо именно с ними должен был вести дело, с которым, скорее всего, ознакомил Иессея во время своего первого визита, когда остановился в его доме. Он повелел всем старейшинам освятить себя и отдельно освятил Иессея и сыновей его, помолившись вместе с ними и наставив их. Возможно, он познакомился с ними раньше, и оказалось (в 1Цар 20:29 мы читаем об их родственном жертвоприношении), что это набожная и религиозная семья. Самуил помог им совершить приготовления к семейному публичному жертвоприношению и, возможно, выбрал Давида и помазал его во время семейного торжества до того, как была принесена жертва и святое торжество было отпраздновано. Возможно, он приносил отдельные жертвы, как Иов, по числу всех их (Иов 1:5), и под этим предлогом позвал всех сыновей, чтобы предстали пред ним. Когда в семью приходит знаменательное благословение, то все должны освятить себя.

Стихи 6-13. Если сыновьям Иессея было сказано, что Бог решил выбрать среди них себе царя (как Он сказал, ст.1), то мы вполне можем предположить, что они предстали перед Самуилом в наилучшем виде, какой могли себе позволить, и каждый надеялся, что выберут его; но данные стихи рассказывают нам:

I. Каким образом все старшие сыновья, которые больше всего подходили для возвеличения, были оставлены без внимания.

1. Елиава, старшего сына, первым представили Самуилу; возможно, при этом присутствовал только Иессей, и Самуил подумал, что именно он должен быть избран: «Верно, сей пред Господом помазанник Его!» (ст. 6). Даже пророки, провозглашая от имени божественного руководства, подвержены ошибкам, как и другие люди (как Нафан. 2Цар 7:3). Но Бог исправил ошибку пророка, тайно нашептывая его разуму: «Не смотри на вид его» (ст. 7). Странно, что Самуил, который так горько разочаровался в Сауле, чей внешний вид и стать наилучшим образом представляли его, вновь решил выносить суждение о человеке согласно этому правилу. Когда Бог захотел угодить народу и дать ему царя, то он выбрал привлекательного человека, но когда Бог захотел иметь царя по сердцу Своему, то он не должен был выбирать человека по внешнему виду. Люди судят согласно тому, что они видят, Бог не так (Ис 11:3). Господь смотрит на сердце (ст. 7), то есть (1) Он знает его. Мы можем сказать, как человек выглядит, а Бог может сказать, какой он есть. Человек смотрит на глаза (написано в оригинале), и ему нравится их веселость и энергичность, а Бог смотрит на сердце и видит его помышления и намерения.

(2) По сердцу Он судит о человеке. Доброе расположение сердца, его святость или благочестие, а не величественный вид, сила или стать тела благоприятно представляют нас Богу и драгоценны в Его глазах (1Пет 3:4). Давайте считать истинной красотой то, что внутри человека, и судить людей, насколько это в нашей власти, по их мыслям, а не внешнему виду.

2. После того, как Елиав не был отобран, для этой же цели Самуилу были представлены Аминадав и Самма, а затем и четверо остальных сыновей Иессея, но пророк, не ставший к божественному наставлению более внимательным, чем в первый раз, отверг всех их (ст. 8,10): «Никого из этих не избрал Господь». Люди распределяют почести и имущество своим сыновьям по старшинству и приоритету рождения, но Бог поступает не так. Больший будет служить меньшему. Если бы выбор должны были сделать Самуил или Иессей, то они несомненно избрали бы одного из них, но Бог возвеличивает Свою всемогущую власть, проходя мимо одних, подававших большие надежды, и останавливаясь возле других, ничем не отличавшихся.

II. Привели Давида. Он был самым младшим сыном Иессея; его имя означает «возлюбленный», ибо он был прообразом возлюбленного Сына. Обратите внимание:

(1) он был в поле и пас овец (ст. 11);

он был оставлен там, несмотря на то, что в доме отца совершалось жертвоприношение и торжество. Чаще всего младшие дети являются любимцами в семье, но, похоже, старшие сыновья Иессея пренебрегали Давидом; они либо не замечали, либо не ценили должным образом его превосходный дух. Много исключительных людей похоронено в безвестности и презрении; но Бог часто превозносит тех, кем люди пренебрегают, и внушает о менее совершенном большее попечение. Люди пренебрегали Сыном Давидовым, Он был камнем, который отвергли строители, тем не менее имел имя выше всякого имени. Давид был взят от доящих его пасти народ свой, Иакова (Пс 77:71), как Моисей был взят от стад Иофора; Бог захотел облачить честью его смирение и трудолюбие. Мы склонны думать, что военный образ жизни, а Бог считает, что пастушеский, дающий возможность для созерцания и общения с небесами, наилучшим образом готовит для царской власти, по крайней мере, для тех благодатей Духа, которые необходимы, чтобы должным образом оправдывать сопутствующее ей доверие. Давид пас овец, хотя это было время, когда совершалась жертва, ибо милость превосходит жертву.

(2) Как настойчиво Самуил требовал, чтобы за ним послали: «Мы не сядем обедать (возможно, тогда подавалась обычная еда, а не жертва), доколе не придет он сюда, ибо раз всем другим было отказано, то, скорее всего, будет выбран он». Того, кто вообще не собирался садиться за стол, теперь ожидают как главного гостя. Если Бог желает превознести человека, занимающего низкое положение, то кто может воспрепятствовать этому?

(3) В каком виде он предстал, когда пришел домой. Ничего не говорится о его одежде, но, несомненно, он был одет соответственно своему занятию в грубую, жалкую одежду, в которую обычно одеваются пастухи, и не переменил свою одежду, как Иосиф (Быт 41:14);

он имел честный взгляд, но не величественный, как у Саула, а доброжелательный и привлекательный. Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицом (ст. 12), то есть имел светлый цвет лица, красивые глаза и приятное лицо. Его черты были необычными, и во всем виде присутствовало что-то чарующее. Хотя он не применял никаких средств, чтобы поддерживать красоту и защищать ее от воздействия солнца и ветра, но природа взяла свое, и его приятный взгляд четко указывал на дружелюбный характер и доброжелательный ум. Возможно, на лице Давида появился скромный румянец, когда его привели к Самуилу, принявшему его с поразительный уважением, и от этого он стал еще красивее.

(4) На его помазание. Господь сказал Самуилу на ухо (как делал это раньше, 1Цар 9:15), что это был тот человек, которого он должен помазать (ст. 12). Самуил не возражал, ссылаясь на посредственность его воспитания, на его молодость или незначительное уважение, которое оказывали ему в семье, а, повинуясь божественному повелению, взял рог с елеем и помазал его (ст. 13), символизируя тем самым: [1] что он божественной волей назначен на царство после смерти Саула, о чем пророк дал ему все необходимые заверения. Это не означало, что в то самое время ему передавалась царская власть, а то, что она будет передана ему в должное время. [2] Что ему божественным образом были переданы дары и благодати, чтобы сделать его достойным царства, а также прообразом Мессии и Помазанника, Который принял Духа без меры. Сказано, что он был помазан среди братьев его, которые, возможно, не понимали, что тем самым он назначается на царство, и поэтому не завидовали ему, как братья Иосифа, так как не видели, чтобы ему были переданы еще какие-то знаки отличия или хотя бы разноцветная одежда. Но епископ Патрик читает это место так: «Он помазал его отдельно от братьев его», то есть отделил от остальных и наедине помазал его, повелев не рассказывать об этом братьям; из дальнейшего текста мы видим, что так оно, скорее, и было, и Елиав не знал этого (1Цар 1:17:28). Подсчитано, что в то время Давиду было приблизительно двадцать лет; если так, то беды, которым он подвергался со стороны Саула, длились десять лет, ибо ему было тридцать лет, когда умер Саул. Д-р Лайтфут полагает, что в то время ему было около двадцати пяти лет и его страдания длились всего пять лет.

(5) На блаженные результаты этого помазания: «Почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после» (ст. 13). Его помазание не было бессмысленной церемонией, ибо сопровождалось божественной силой и установленным знамением, и Давид увидел, что внутренне возрос в мудрости, смелости, заботе о государственном благополучии и во всех качествах, необходимых правителю, хотя и не продвинулся в знаках внешнего отличия. Все это в полной мере удовлетворило и убедило его в том; что его избрание было от Бога. Наилучшим доказательством того, что мы предуставлены для царства славы, является наше запечатление Духом обетования и осознание того, что в наших сердцах благодать совершает работу. Некоторые думают, что его смелость, благодаря которой он убил льва и медведя, и его необычные музыкальные способности были результатом и доказательством сошествия на него Духа. Как бы ни было, но он стал сладким певцом Израилевым (2Цар 23:1). Совершив это, Самуил благополучно добрался до Рамы, и больше мы нигде не читаем о нем, за исключением одного места (1Цар 19:18), где говорится о его смерти. Он удалился, чтобы умереть с миром, раз его глаза увидели спасение Израиля, когда скипетр был передан колену Иуды.

Стихи 14-23. Данные стихи описывают падение Саула и возвышение Давида.

I. Саул стал бояться самого себя (ст. 14), ибо Дух Господень отступил от него. Так как он оставил Бога и свой долг, то Бог, рассудив вполне справедливо, лишил его помощи благого Духа, Который направлял, оживлял и ободрял его в руководстве и войнах. Он растерял все свои хорошие качества. Это было результатом того, что он отверг Бога, и доказательством того, что Бог отверг его. Теперь Бог лишил Саула Своей милости (как говорится в 2Цар 7:15), ибо когда Дух Господень удаляется от нас, то все милости также покидают нас. Когда люди осознанным грехом огорчают и угашают Духа, то Он удаляется и больше не борется. Последствие этого выразилось в том, что возмущал его злой дух от Господа. Те, которые изгоняют от себя добрый Дух, обязательно становятся добычей для злого духа. Если Бог и Его благодать не руководят нами, то грех и сатана завладеют нами. Дьявол с божественного позволения беспокоил и пугал Саула через порочные желания его тела и страсти в разуме. Он становился раздражительным, сварливым, недовольным, боязливым и подозрительным, время от времени пугливым и трепещущим; иногда ему казалось, говорит Иосиф Флавий, словно его душили или он задыхался, и во время таких припадков он становился одержимым. Это делало его непригодным для дела, поспешным в решениях и бременем для всех.

II. Давида сделали целителем Саула и в качестве врача доставили во дворец; он стал врачом, который помогает бороться против наихудших болезней, когда уже никто ничем не может помочь. Совсем недавно Давид был неофициально назначен на царство. Он должен будет часто являться при дворе и увидит мир, и все это происходит с ним без каких-либо умыслов со стороны его или его друзей. Отметьте: кому Бог желает поручить какое-либо служение, того Его провидение обеспечит благодатью, чтобы подготовить и сделать годным для него. Саул пребывал в душевном расстройстве; его честные слуги нашли в себе смелость, чтобы сказать ему причину его расстройства (ст. 15): «Вот, злой дух, не случайный, а от Бога и направленный Его провидением, возмущает тебя».

1. В качестве средства для облегчения они посоветовали ему музыку (ст. 16): «Давайте найдем человека, искусного в игре на гуслях, чтобы он сопровождал тебя». Они были бы для него намного лучшими друзьями, если бы, узнав, что злой дух был от Господа, посоветовали ему со всем усердием заключить мир с Богом с помощью искреннего покаяния, послать за Самуилом, чтобы тот помолился с ним и ходатайствовал о нем перед Богом! Тогда, возможно, он имел бы не временное облегчение, а добрый Дух вернулся бы к нему. Их план был таков: сделать его веселым и таким образом исцелить. Многие обличенные и испуганные совести навсегда погибли из-за таких методов, ибо они топят беспокойство души в чувственных наслаждениях. Тем не менее слуги Саула, послав за музыкантом, который помог бы развеселить дух, не ошиблись, если бы при этом послали за пророком, который дал бы ему хороший совет. И (как обращает внимание епископ Холл) хорошо, что они не послали за волшебником или прорицателем, который своим волшебством прогнал бы злого духа. Такой мерзкой нечестивой практикой занимались некоторые, называющие себя христианами, которые, попав в беду, обращались к дьяволу и делали ад своим прибежищем; и если тем, которые подобным образом обращаются к сатане, удается вновь вырваться от него, то это чудо божественной благодати.

2. Один из слуг порекомендовал царю Давида в качестве музыканта, который мог бы использовать это средство, не догадываясь о том, что он был тем человеком, которого имел в виду Самуил, когда говорил о ближнем, который лучше его и которому будет отдано царство (1 Цар.1 5:28). Слуга Саула очень хорошо отзывается о Давиде (ст. 18): не только как о приятном и умелом музыканте, но также смелом и учтивом, могучем и доблестном воине, благоразумном во всех вопросах, заслуживающим дальнейшего продвижения; самое главное Господь с ним. Из этого следует, что хотя после помазания Давид вернулся к своему деревенскому занятию и на его голове не было заметно никаких остатков елея (так старательно он охранял эту тайну), тем не менее результаты воздействия Духа, которые символизировались елеем, невозможно было спрятать, и благодаря им он воссиял из безвестности, так что все его соседи с удивлением увидели великие внезапные перемены в его разуме. Даже в своем облачении пастуха Давид стал пророком и великим человеком. Вскоре слухи о нем достигли царского двора, ибо Саул разыскивал таких юношей (1Цар 14:52). Когда Дух Божий сходит на людей, то их лицо начинает сиять.

3. За Давидом послали, чтобы он прибыл в царский двор. Похоже, (1) его отец был готов расстаться с ним и с легкостью отпустил его, отправив с ним подарок Саулу (ст. 20). Согласно обычаю того времени, это был хлеб и вино (ср. 1Цар 10:3,4);

такой подарок с удовольствием принимали, так как он выражал почтение и верность пославшего. Возможно, Иессей, знавший, какая участь была уготована его сыну Давиду, осознавал, что тем самым провидение делает его пригодным для этого служения, и не хотел оказывать давление на провидение, самостоятельно послав Давида в царский двор, но при этом с готовностью последовал за провидением, увидев, что оно ставит Давида на путь продвижения. Некоторые предполагают, что когда Иессей получил послание: «Пошли ко мне Давида, сына твоего», то испугался, что Саула проинформировали о его помазании и послали за ним, чтобы причинить ему зло, и поэтому Иессей отправил подарок, чтобы успокоить его. Но скорее всего, человек, доставивший послание, рассказал, для какой цели его вызывают во дворец.

(2) Саул был очень добр к нему (ст. 21), так как Давид очень понравился ему, царь захотел сделать его своим оруженосцем и (вопреки правам царя, 1Цар 8:11) попросил у его отца разрешения оставить его в услужении (ст. 22): «Пусть Давид служит при мне». У Саула были все основания уважать его, ибо Давид своей музыкой совершал для него очень важное служение (ст. 23). В тексте говорится только о том, что он играл на гуслях, но из рукописей Иосифа Флавия следует, что он не только играл на музыкальном инструменте, но и пел гимны, возможно, божественные гимны, песни хвалы, сопровождая их игрой на гуслях. Музыка Давида была целебным средством для Саула. [1] Музыка имеет естественную склонность успокаивать и воодушевлять разум, когда он опечален и обеспокоен. Елисей использовал ее, чтобы успокоить свой дух (4Цар 3:15). На одних людей она оказывает большее воздействие, чем на других, и, возможно, Саул был одним из таких. Это не значит, что музыка очаровывает злой дух, но она делает дух человека более уравновешенным и успокаивает душевное волнение, возбуждаемое теми духами, с помощью которых дьявол пытается воздействовать на него. Лучи солнца (это сравнение приводит образованный богослов Бочарт) нельзя поразить мечом, угасить водой или сдуть ветром, но, закрывая оконные ставни, мы можем воспрепятствовать им попасть в комнату. Музыка не может воздействовать на дьявола, но она может перекрыть проходы, с помощью которых он имеет доступ к разуму. [2] Музыка Давида была необычной, и благодаря ей при дворе он обрел репутацию человека, с которым был Господь. Бог сделал так, что исполнение его музыки в данной ситуации было более успешным, чем у других. Саул убедился, даже после того, как он начал испытывать враждебность к Давиду, что никто другой не может оказывать ему такую же услугу (1Цар 19:9,10), что значительно усиливало его ярость в адрес Давида. Жаль, что музыкой, которая может благоприятным образом воздействовать на расположенность разума, иногда злоупотребляют для поддержки суетности и расточительности, что в некоторых ситуациях она используется для того, чтобы увлечь сердца от Бога и благоразумных истин; если таковы результаты ее воздействия, то она отгоняет не злой дух, а благой Дух.


Глава 17 из 32« Первая«161718»Последняя »