13 глава

В заключительной части предыдущей главы мы оставили Иеровоама, совершавшего служение у своего жертвенника в Вефиле, а данная глава рассказывает, что произошло в начале этого действия, когда он принял свидетельство от Бога, осуждающее его за идолопоклонство и отступничество. Оно было послано ему через пророка, мужа Божьего, жившего в Иудее, который является основным действующим лицом истории, изложенной в данной главе. Она рассказывает:

(I) что произошло между ним и новым царем.

1. Пророк угрожал жертвеннику Иеровоама (ст. 1,2) и дал ему знамение (ст. 3), которое сразу же исполнилось (ст. 5).

2. Царь угрожал пророку и сам стал следующим знамением, в результате чего его рука высохла (ст. 4), а затем исцелилась после того, как он смирился, а пророк ходатайствовал о нем (ст. 6).

3. Пророк отказался от предложенных ему в связи с этим милостей (ст. 7-10). (II) Что произошло между ним и пророкомстарцем.

1. Пророк-старец с помощью лжи убедил его вернуться и угостил его (ст. 1119).

2. За то, что тот принял приглашение, не послушавшись Божьего повеления, ему грозила смерть (ст. 20-22).

3. Угроза была исполнена он был убит львом (ст. 23,24) и похоронен в Вефиле (ст. 2532).

4. Иеровоам ожесточился в идолопоклонстве (ст. 3З,34). «Суды Твои, Господи, великая бездна».

Стихи 1-10. I. Иеровоаму был отправлен посланник, дабы засвидетельствовать, что Бог недоволен его идолопоклонством (ст. 1). Армия Иудеи, стремившаяся погубить его, была распущена и не могла поднимать меч против него (3Цар 12:24). Но зато был послан пророк из Иудеи, чтобы возвестить ему о его злых путях; он был послан вовремя, когда жертвенник только что посвятили и сердце царя еще не ожесточилось из-за обманчивости греха, ибо Бог не желает смерти грешников, а хочет, чтобы они обратились и жили. Каким же отважным был посланник, осмелившийся прервать торжественное действие, которым царь так гордился! Кто идет по Божьему поручению, тот не должен бояться лица человека; он знает, Кто избавит его. Как милостив был Тот, Кто послал его предупредить Иеровоама о гневе Божьем с неба на всякое нечестие и неправду!

II. Послание было передано во имя Бога. Пророк не прошептал его, а громко провозгласил, что свидетельствовало о его смелости о том, что он не боялся и не стыдился признаться в этом; и о его ревности о том, что он хотел, чтобы в связи с этим великим событием все присутствующие, а не несколько людей услышали и обратили на него внимание. Его послание было обращено не к Иеровоаму и не к народу, а к жертвеннику, камни которого скорее услышат и покорятся, чем те, которые обезумели от своих истуканов и были глухи к божественным призывам. Тем не менее, угрожая жертвеннику, Бог угрожал его основателю и поклоняющимся ему, для которых он был так же дорог, как собственные души, ибо они могли бы сделать вывод: «Если гнев Божий изливается на безжизненный и невиновный жертвенник, то как мы сможем спастись?» Относительно жертвенника было предсказано (ст. 2), что со временем царь из дома Давидова по имени Иосия осквернит этот жертвенник, когда принесет на нем в жертву священников идолопоклонников и сожжет кости мертвых людей. Пусть Иеровоам знает и не сомневается в том, что (1) жертвенник, который он сейчас освящает, будет осквернен. Идолопоклонство будет недолгим, а слово Господа пребудет вовек.

(2) Священники высот, которых он сейчас поставил, станут жертвами для справедливости Бога первыми и единственными жертвами на этом алтаре, угодными Ему. Если жертвы мерзость для Бога, то из этого следует, что приносящие ее также подпадают под Его гнев, который будет пребывать на них, раз по-другому он не передается.

(3) Это будет сделано отраслью дома Давидова. Та семья, которой он и его царство пренебрегли и вероломно оставили, восстановит свою силу и разрушит поставленный им жертвенник. Так правда и истина в конце концов восторжествуют в гражданских и священных вопросах, несмотря на нынешнее ликование тех, кто любит перемены, чтобы они боялись Бога и царя. Прошло 356 лет, прежде чем это предсказание исполнилось, тем не менее о нем говорилось, как о непременном и близком событии, ибо для Бога тысяча лет как один день. Нет ничего более вероятного и условного, чем имена людей, тем не менее имя Иосии упоминается более чем за 300 лет до того, как он был рожден. Будущее не сокрыто от Бога. Есть имена, записанные в Книге божественного предвидения (Фил 4:3), и имена, записанные на небесах.

III. Дается знамение для подтверждения истинности этого предсказания: под воздействием невидимой силы жертвенник распадется на части, и пепел жертв, находящийся на нем, рассыплется (ст. 3), что исполнилось сразу же (ст. 5). Это было (1) доказательством того, что пророк был послан Богом, Который подкрепляет слова последующими знамениями (Мар 16:20).

(2) Нынешним проявлением Божьего недовольства этими жертвами идолопоклонников. Как дар может быть принят, если жертвенник, который должен его освящать, является мерзостью?

(3) Порицанием для народа, чьи сердца были более твердыми, чем камни, и не рассыпались от слова Господа.

(4) Прообразом того, что произойдет с ним, когда Иосия исполнит данное пророчество; пепел рассыпался, и это знак, что после и жертвенник рассыплется.

IV. Рука Иеровоама одеревенела, когда протянулась, чтобы схватить или поразить мужа Божьего (ст. 4). Вместо того чтобы трепетать, услышав это послание (что было бы вполне уместно), он нападает на того, кто принес его, оказав презрение гневу, о котором его предупреждали, и благодати, пославшей ему это предупреждение. Упрекни грешника и он будет ненавидеть тебя и пытаться причинить зло, которое в его силе; тем не менее Божьи пророки предпочитают подвергать себя опасности, лишь бы оправдать оказанное им доверие. Нанявший их защитит их и обуздает гнев человеческий, как было в данной ситуации с Иеровоамом, когда у него одеревенела рука, так что он не мог причинить зло пророку или помочь себе. Она не высохла, когда протянулась, чтобы совершить курение тельцам, но когда простерлась против пророка, то царь не смог управлять ею, пока не смирился. Из всех преступлений нечестивцев ничто так не гневит Бога, как злобные попытки причинить вред Его пророкам, о которых Он сказал: «Не прикасайтесь к пророкам Моим и не делайте зла им». Это было не только наказанием для Иеровоама за грех, но и спасением пророка. У Бога есть много способов помешать врагам Церкви осуществлять их злобные планы. Неспособность Иерововама пошевелить своей рукой сделала его зрелищем для всех окружающих, чтобы они увидели и испугались. Если Бог справедливо ожесточает сердца грешников, так что руку, протянутую в грехе, они не могут забрать обратно покаянием, то это символизирует духовный суд, который еще страшнее. V. Рука, внезапно высохшая, внезапно исцелилась, когда он смирился (ст. 6). Слово Бога, которое должно было коснуться совести Иеровоама, не смирило его, но то, что коснулось его кости и плоти, повергло его гордый дух. Теперь он искал помощи, (1) но не у тельцов, а только у Бога, у Его силы и милости. Он был поражен, и только Господня рука могла исцелить его.

(2) Не благодаря своей жертве или курению, а за счет молитвы и ходатайства пророка, которому только что он угрожал и хотел уничтожить. Могут настать времена, когда ненавидящие проповедь будут радоваться молитвам верных служителей. «Цомолись Господу, Богу твоему, сказал Иеровоам, у тебя есть влияние на Него, так используй его для меня». Но обратите внимание, он не хочет, чтобы пророк молился о прощении его греха и изменении его сердца, а только чтобы рука его могла поворотиться. Так и фараон просил Моисея молиться Богу о том, чтобы Он только отвратил от него сию смерть, а не грех (Исх 10:17). Прор’ок, как и приличествует человеку Божьему, воздал добром за зло; он не обвинял Иеровоама в бессильной злобе, не радовался его унижению, а сразу обратился к Богу, ходатайствуя о нем. Только те имеют право на благословение, провозглашенное Христом для преследуемых, которые научились у Него молиться о своих преследователях (Мат 5:10,44). Когда пророк подобным образом прославил Бога, проявив свой дух прощения, тогда Бог решил еще больше почтить его и по его слову отозвать наказание, совершив еще одно чудо и исцелив высохшую руку, чтобы благодаря милости Бога Иеровоам мог прийти к покаянию и, раз суд не сокрушил его, милость могла бы покорить его. Похоже, в то время и то и другое воздействовало на него, но впечатления стираются. VI. Пророк отказался от любезного приглашения царя, и здесь мы можем отметить, (1) что Бог запретил Своему посланнику есть или пить в Вефиле (ст. 9), чтобы показать свое отвращение к их мерзкому идолопоклонству и отступничеству от Бога и научить нас не иметь общения с делами тьмы, дабы мы не заразились от них и не ободрили других общаться с ними. Он не должен был возвращаться тою дорогую, которою шел, а только передать послание, словно лишь in transitu проходил мимо. Похоже, он не был послан с определенной целью (они были недостойны такой милости), а, когда проходил дорогой, его дух был возмущен, как дух Павла в Афинах, когда он проходил и осматривал их святыни. Этим повелением Бог хотел испытать Своего пророка, как испытал Иезекииля, не будет ли он упрям, как этот мятежный дом (Иез 2:8).

(2) Что Иерововам был настолько поражен исцелением своей руки, что захотел выразить свою благодарность пророку и уплатить за его молитвы (ст. 7), хотя мы не читаем, чтобы он поблагодарил Бога за милость или в знак признательности послал жертву для алтаря в Иерусалиме. Милость, оказанная телу, заставит даже неблагодарных людей казаться благодарными в адрес благочестивых служителей.

(3) Что хотя пророк был голоден и устал и, возможно, беден, но из послушания божественному повелению отказался принять угощение и предложенную награду. Вероятно, он предположил, что, согласившись и приняв их, получил бы возможность еще больше пообщаться с царем, чтобы теперь, когда царь был обличен, это посодействовало его эффективной реформации; но тем не менее он не считал себя мудрее Бога, а как верный и исполнительный посланник поспешил домой, исполнив свое поручение. Мало чему научились на уроках самоотречения те, кто не может отказаться от единственной запрещенной пищи.

Стихи 11-22. Муж Божий открыто и решительно отказался принять приглашение царя, хотя ему была обещана награда; тем не менее пророкстарец сумел убедить его зайти в гости и отобедать в Вефили, вопреки данному ему повелению. И далее мы узнаем, как дорого ему пришлось заплатить за этот ужин. Обратите внимание и изумитесь:

I. Каким нечестивым был пророк-старец. Я не могу не назвать его лжепророком и нечестивцем, ибо тогда будет легче поверить, что от такого плохого человека исходит подтверждение слов мужа Божьего (о чем мы читаем в ст.32), а не истинным пророком и человеком благочестивым, который смог так солгать, ссылаясь на Бога. Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод. Возможно, он воспитывался среди сыновей пророков в одной из школ пророков, учрежденных Самуилом и находившихся недалеко; так у него сохранилось имя пророка, но по сути он вырос человеком мирским и нечестивым, и поэтому дух пророчества удалился от него. Если бы он был благочестивым пророком, то порицал бы Иеровоама за идолопоклонство и не позволял бы своим сыновьям посещать его жертвенники, что, похоже, имело место.

1. Неясно, преследовал ли он хорошие цели, пытаясь завлечь к себе мужа Божьего. Кто-то мог бы подумать, что он это сделал из сострадания, решив, что тому нужно подкрепиться, и желая поближе познакомиться с ним, чтобы лучше понять его поручение и потом пересказать своим сыновьям. Но так как сыновья сами рассказали ему о происшедшем и, в частности, о том, что пророку было запрещено есть или пить в том месте, о чем он открыто сказал Иеровоаму, то я предполагаю, что этот старец-пророк преследовал плохую цель, пытаясь завлечь его в сеть и подвергнуть опасности. Ибо лжепророки всегда были злейшими врагами истинных пророков и пытались погубить их, а иногда, как в данной ситуации, обольстить и отвратить от своего долга. Подобным образом они назореев поили вином (Ам 2:12), чтобы прославиться в их падении.

2. Но ясно, что он использовал очень плохой метод, чтобы вернуть его обратно. Когда муж Божий сказал ему: «Я не могу, а поэтому не буду возвращаться и есть хлеба с тобой» (его решительность совпадала с божественным повелением, ст.16,17), то старец поступил подло, сделав вид, что получил повеление с небес вернуть его обратно. Он обманул его, заявив, что является таким же пророком: «Япророк такой же, как ты», и притворился, что ангел в видении послал его с этим поручением. Но все это было ложью; его слова высмеивали пророчество и оскверняли его в высшей степени. Когда в другом месте Писания рассказывается об этом пророке (4Цар 23:18), то там он назван пророком, который приходил из Самарии, хотя тогда и еще много лет спустя не было такого места, как Самария (3Цар 16:24). Поэтому я думаю, что хотя он был из Вефиля, но так назван, потому что был очень похож на тех, которые позже стали пророками Самарии и ввели в заблуждение народ Израиля (Иер 23:13).

II. Слабости благочестивого пророка, который допустил, чтобы его подобным образом обманули: «…он воротился с ним» (ст. 19). Он имел достаточно решительности, чтобы отказаться принять приглашение царя, пообещавшего ему награду, но не смог устоять против измышлений человека, притворившегося пророком. Для народа Божьего более опасны благовидные притворщики, создающие видимость святости и набожности, которые могут отвратить их от своего долга, чем явные побуждения к этому; поэтому мы должны остерегаться лжепророков и не верить всякому духу.

III. Как действовала божественная справедливость. У нас есть все основания удивиться, что нечестивый пророк, солгавший и причинивший зло, остался ненаказанным, в то время как святой муж Божий, которого он вовлек в грех, был внезапно и сурово наказан. Как же это понять? Суды Божьи непостижимы. Пред Ним заблуждающийся и вводящий в заблуждение, и Он не дает отчета ни в каких делах Своих. Безусловно, суд грядет, когда эти события будут вновь просматриваться, и тогда те, которые больше всех грешили и меньше всех страдали в этом мире, получат соответственно своим делам.

1. Послание, адресованное мужу Божьему, было странным. Оно подтверждало его вину (ст. 21,22). Одним словом, он был виновен в неповиновении четкому повелению. В связи с этим ему был вынесен приговор: «Тело твое не войдет в гробницу отцов твоих», то есть: «Ты никогда не доберешься до своего дома, ибо вскоре умрешь и твое мертвое тело не попадет в гробницу отцов твоих и не будет там похоронено».

2. Особенно странным было то, что передать его должен был пророк-старец. Мы можем объяснить это только тем, что так хотел Бог; подобным образом Он обратился к Валааму через ослицу и зачитал приговор Саулу через дьявола в образе Самуила. Мы можем предположить, что тем самым Бог хотел:

(1) сильно удивить лжепророка и заставить его осознать свой грех. Послание должно было особенно поразить его, раз он сам должен был передать его; и оно так сильно воздействовало на его дух, что он воскликнул, как человек в смертельных муках (ст. 21, англ,пер.). У него были все основания полагать, что раз этот человек должен умереть за непослушание в таком незначительном вопросе, ибо согрешил по неведению, то насколько более суровому наказанию подвергнется он сам, сознательно оклеветавший ангела Божьего и обманувший мужа Божьего. Если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? Возможно, это положительно воздействовало на него. Кто проповедует о гневе Божьем другим, тот безусловно имеет твердое сердце, если сам не боится его.

(2) Максимально смирить обманутого пророка и показать, к чему должны быть готовы те, кто слушает великого обманщика. Кто покоряется ему как искусителю, того он испугает как мучитель; кому он сейчас пытается угодить, на того впоследствии набросится; а кого он сейчас привлек ко греху, для того будет делать все возможное, чтобы ввергнуть в отчаяние.

Стихи 23-34. Данные стихи описывают:

I. Смерть обманутого непослушного пророка. Пророк-старец, обманувший его, дал ему осла, чтобы он добрался до дома, словно тем самым хотел искупить в какой-то степени причиненное ему зло или помочь предотвратить то, чем ему грозили. Но по дороге на него напал лев и убил (ст. 23,24). Он вернулся лишь для того, чтобы подкрепить свои силы, когда был голоден, и вот, ему пришлось умереть за это (см. 1Цар 14:43). Но мы должны задуматься о том:

(1) что он совершил большое преступление и его ни в коей мере нельзя оправдать на том основании, что его обманули. Он не должен был верить словам другого пророка, отменившего прежний приказ, и у него не было оснований думать, что он будет отменен, раз повод, в связи с которым он был дан, остался в силе: отказом он должен был засвидетельствовать о своем отвращении к нечестию, процветавшему в этом месте. У него были веские ОС нования сомневаться в честности старого пророка, раз он сам не выступил в качестве свидетеля, ибо Бог не посчитал его достойным использовать для обличения в идолопоклонстве города, в котором он жил. Как бы ни было, но он должен был ожидать, когда Бог повелит ему что-то делать, а не так быстро идти на уступки. Неужели он думал, что есть хлеб в доме пророка-старца безопаснее, чем в других домам Вефиля, раз Бог запретил ему есть в любом из них? Это должно было усовершенствовать повеление и сделать его мудрее Бога. Неужели он собирался оправдаться тем, что был голоден? Неужели он никогда не читал, что не хлебом одним будет жить человек?

(2) Что его смерть должна была прославить Бога, ибо благодаря этому было явлено, [1] что Он особенно гневается, когда не исполняют Его четкого повеления даже в вопросах незначительных; именно непослушание побудило Его принимать меры против наших первых родителей за то, что они съели запретный плод, ибо это нетрудно было сделать. [2] Что Бог недоволен грехами Своего народа, и ни одного непокорного человека не защитит святость его исповедания, достоинство его служения, близость к Богу или какие-либо добрые служения, совершенные для Него. Возможно, совершив справедливый суд, Бог хотел ожесточить сердце Иеровоама, раз он не изменился, когда у него одеревенела рука, ибо он хотел использовать этот факт с плохим намерением и сказать, что пророк получил по заслугам за то, что обратился к его жертвеннику, и поэтому ему лучше оставаться дома; он мог бы сказать, что провидение наказало его за нанесенное царю оскорбление и лев сделал то, чего не могла сделать его одеревеневшая рука. Как бы ни было, но Бог хотел предостеречь всех, кого Он задействует в служении, чтобы они четко соблюдали Его приказы, дабы не погибнуть.

II. Что его мертвое тело было чудесным образом сохранено; это было знаком того, что во гневе Бог помнит о милости. Лев аккуратно удавил или разорвал его, но не сожрал мертвое тело и даже не разорвал его осла (ст. 24,25,26). Более того, он не нападал на путников, которые проходили мимо и смотрели на труп, равно как и на пророка-старца (у которого были основания бояться его), когда тот пришел забрать тело. Ему было велено убить пророка; до сих пор он должен был дойти, но не дальше. Тем самым Бог показал, что хотя и сердился на него, но Его гнев отвратился и наказание не пошло дальше смерти.

III. С какой заботой пророк-старец похоронил его. Когда он услышал о необычном происшествии, то сделал вывод, что это тот человек Божий, который не повиновался устам Господа (так чья это была ошибка?), и поэтому Господь предал его льву (ст. 26). У него были все основания спросить, почему лев не был послан поразить его самого и его дом, а против благочестивого мужа, которого он обманул. Он забрал его тело (ст. 29). Если мнение обычных людей бывает истинным, то тело должно было вновь истечь кровью, когда он прикоснулся к нему, ибо фактически он был убийцей, и тот факт, что он похоронил мертвое тело, был незначительным искуплением вины. Возможно, когда он обманывал его (что привело к гибели пророка), то хотел посмеяться над ним, но теперь совесть так сильно обвиняла его, что он плакал над ним и, подобно Иоаву на похоронах Авенира, согласился быть плакальщиком на похоронах того, причиной смерти которого стал. Он сказал: «Увы, брат мой\» (ст. 3О). Ситуация действительно была плачевной, раз такой благочестивый муж, верный пророк, смело взявшийся за дело Божье, из-за одного проступка должен был умереть как преступник, в то время как старый лжепророк продолжал жить беспечно, а его царь-идолопоклонник обладать властью и жить в роскоши. Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих. Мы не можем судить о людях по их страданиям, равно как об их грехах по их нынешним наказаниям; для некоторых плоть уничтожается, чтобы дух мог спастись, в то время как для других плоти потакают, чтобы душа созрела для ада.

IV. Какое повеление пророк-старец дал сыновьям относительно своих похорон. Он хотел, чтобы они обязательно похоронили его в той же могиле, где был погребен человек Божий (ст. 31): «Подле костей его положите кости мои, как можно ближе, чтобы мой прах смешался с его прахом». Хотя он был лжепророком, но хотел умереть смертью истинного пророка. «Не объединяйте мою душу с грешниками Вефиля, а с душой мужа Божьего». Он утверждает, что сбудется слово, и приводит основание для этого: потому что он произнес о жертвеннике в Вефиле и сказал, что на нем сожгут человеческие кости (ст. 32). Тем самым он:

(1) подтвердил предсказание о том, что устами двух свидетелей (а один из них был именно таким, о котором говорил св.Павел: «…из них же самих один пророк…», Тит 1:12, англ.пер.) подтвердится всякое слово, если это может убедить и исправить Иеровоама.

(2) Почтил усопшего пророка, как человека, слово которого не останется неисполнившимся, хотя он сам умрет. Служители умирают, возможно, умирают преждевременно, а слово Господа пребывает вовек и не умирает с ними.

(3) Посодействовал своим интересам. Было предсказано, что на жертвеннике Иеровоама сожгут человеческие кости, и он говорит: «Пусть мои кости лежат рядом с его костями, и тогда их никто не потревожит». И как мы читаем в 4 Царств 23:18, они были сохранены. Очень важно, чтобы мы находились в хорошей компании, когда спим и просыпаемся, живем и умираем. Ничего не говорится о надписи на могиле пророка, но об этом упоминает 4Цар 23:17, где Иосия спрашивает: «Что это за памятник!», и ему отвечают: «Это могила человека Божия, который приходил из Иудеи и провозгласил о том, что ты делаешь». Из этого следует, что надпись на могиле пророка сохранила память о его пророчестве и все это время служила постоянным свидетельством против идолопоклонства Вефиля; а это событие не было бы таким выдающимся, если бы он умер и был похоронен в другом месте. Города Израиля здесь названы городами Самарии, хотя их названия неизвестны, ибо что бы ни говорил старый пророк, но вдохновленный Богом историк писал это на языке того времени. V. Упорство Иеровоама в идолопоклонстве (ст. 3З): «.Он не сошел со своей худой дороги»’, нашлась рука, которая осмелилась восстановить жертвенник, разрушенный Богом, и тогда Иеровоам вновь принес на нем жертву; он сделал это особенно дерзко, потому что пророк, побеспокоивший его ранее, теперь был в могиле (Отк.11:Ю), и пророчество на долгое время умолкло. Много разных методов использовалось, чтобы исправить его, но ни угрозы, ни знамения, ни суды, ни милости не воздействовали на него он был непонятным образом привязан к своим тельцам. Он не изменился, равно как и его священство; всякий, кто хотел, наполнив его руку, мог стать священником, каким бы ни был невеждой или безнравственным человеком и к какому бы колену ни принадлежал. Это вело ко греху, то есть вначале стало сетью, а потом привело к погибели и к истреблению дома Иеровоамова (ст. 34). Отметьте: уменьшение, беспокойство и опустошение семьи являются плодом греха; он пообещал себе, что тельцы сохранят венец для его семьи, но оказалось, что они лишили ее венца и угасили семью. Обманывают себя те, которые думают, что грехом можно поддержать себя.