13 глава

Из предыдущей главы мы узнали, как Давида поставили царем, вследствие чего благополучно установилась светская власть. А в этой главе повествуется о заботе в делах религии. I. Давид советуется с представителями народа о перенесении ковчега из неприметного в публичное место; по этому вопросу принимается решение (ст. 1-4). II. Торжественно и радостно ковчег несут из Кириафиарима (ст. 5-8). III. Оза падает замертво после прикосновения к ковчегу, из-за чего праздник омрачается и продвижение ковчега приостанавливается (ст. 9-14).

Стихи 1-8. Здесь мы узнаем:

I. О похвальном предложении Давида о перенесении ковчега Божия в Иерусалим, чтобы царский город стал святым городом (ст. 1-3). В Книгах Царств эта часть истории отсутствует. Относительно предложения Давида стоит отметить, что:

1. Как только Давид утвердился на престоле, у него появились мысли о Божьем ковчеге: перенесем к себе ковчег Бога нашего (ст. 3). При этом он преследует две цели:

(1) воздать честь Господу, проявив уважение к ковчегу знаку Его присутствия. Как только Давид взял власть в свои руки, то пожелал воспользоваться ею для содействия и поощрения религии. Следует заметить: если человек разбогател и получил повышение, то в первую очередь он должен со всем усердием заботиться о том, чтобы почтить Господа своим высоким положением в обществе и служить Ему и интересам Его царства среди людей своим богатством и властью. Давид не стал говорить: «Что бы такое помпезное мне сделать?», или: «Что бы приятное сделать?», но сказал: «Что бы угодное Богу сделать?»

(2) Получить утешение и преимущество от этой важной святыни. «Давайте принесем ковчег сюда, чтобы нам это не только засчиталось, но и стало благословением для нас». Кто чтит Бога, тот приносит пользу себе. Следует заметить, что люди проявляют мудрость, если, начиная свой жизненный путь, берут с собой ковчег Господа, чтобы слова Божьи были им советчиками, а закон Божий правилом. Божьей благосклонности в первую очередь удостоится тот, кто начинает свой путь в страхе Божьем.

2. Он советовался по этому вопросу с вождями народа (ст. 1). Хотя, вне всякого сомнения, дело было хорошим и, как царь, он обладал достаточной властью, чтобы выдать повеление, подлежащее исполнению, тем не менее он предпочел приступить к делу после совещания, чтобы (1) проявить уважение к знатным людям своего царства и удостоить их чести. Несмотря на то что они поставили его царем, он не хотел править «рукою высокою». Давид не стал говорить: «Мы желаем и повелеваем, и такова наша царская воля, чтобы вы сделали то-то и тото; и мы ждем послушания», но сказал: «если угодно вам, и вы сочтете, что это от Господа нашего Бога, то давайте пошлем с этой целью распоряжения». Ни один правитель, если он мудр, не будет стремиться к абсолютной власти. Правителю легче всего обеспечить себе преданность народа, если он спрашивает мнение людей через представителей. О, как тогда ты счастлива, Британия!

(2) Вожди посоветовали, как лучше это сделать, делать ли это сейчас и делать ли это публично. Давид и сам был очень умным человеком, тем не менее советуется с вождями, ибо успех будет при множестве совещаний. Мы проявляем мудрость, когда пользуемся мудростью других.

(3) Сами вожди участвовали в деле и тогда оно станет всенародным деянием и обеспечит благословение всему народу.

3. Давид пожелал созвать весь народ, чтобы своим присутствием при этом событии почтили ковчег и получили утешение и назидание (ст. 2). Примите во внимание:

(1) Давид называет простых людей братьями, что свидетельствует о его смирении и снисхождении (несмотря на высокое положение) и о чуткой заботе о людях. Подобным же образом и наш Господь Иисус не стыдился называть Своих братьями (Евр 2:11).

(2) Давид говорит о народе как о сохранившемся остатке: братья наши, которые остались во всей земле Израилевой (англ. пер., ст.2). Они пережили обстоятельства, которые заставили их рассеяться. Войны с филистимлянами и с домом Сауловым опустошили страну и привели к гибели многих людей. Сейчас мы надеемся увидеть конец этим бедам. Пусть недавние суды и нынешние милости побудят оставшихся к поискам Бога.

(3) В особенности Давид заботится о том, чтобы собрались для служения при ковчеге священники и левиты; ибо речь идет именно об их сфере деятельности. Таким же образом христианские правители должны призывать духовных служителей к исполнению долга, когда видят, что те плохо справляются.

4. Действия Давида основаны на предположении, что на то будет воля Господа Бога нашего. «Даже если это угодно вам и мне, но не угодно Господу Богу нашему, мы не будем этого делать». Что бы мы ни предпринимали, нужно задаваться вопросом: «Есть ли на то воля Господа? По душе ли Ему это придется? Получим ли мы Его одобрение? Можем ли рассчитывать, что Он будет признавать нас после этого Своими?»

5. Возвращение ковчега необходимо, чтобы исправить недочеты предыдущего правления и как бы искупить пренебрежение к ковчегу в то время: «…во дни Саула мы не обращались к нему, и поэтому у нас так плохо шли дела; давайте исправим эту ошибку, и тогда сможем надеяться на улучшение ситуации». Заметьте, что Давид не допускает злоречия в адрес Саула и не говорит: «Саулу не было до ковчега никакого дела, по крайней мере, в самом конце его царствования», но он сказал в общем: мы не обращались к нему, признавая, что и сам, наряду с остальными, был виновен в пренебрежении к ковчегу. Нам больше приличествует судить себя, а не других. Смиренные и благочестивые люди сетуют на свою долю вины, когда виновен весь народ, и стыдят самих себя (Дан 9:5 и далее). П. О согласии народа с предложением Давида: это дело всему народу казалось справедливым (ст. 4). Никто не смог возразить, так как дело было очень хорошим и своевременным; поэтому решили пет1пе соМгасИсеМе единодушно, что осуществят это. Кто выступает с разумным предложением о хорошем деле и руководит его исполнением, тот, наверно, найдет больше верных сторонников, чем сам того ожидал. Великие люди даже не подозревают, как много добра они способны совершить благодаря своему влиянию на других.

III. О торжествах при перенесении ковчега (ст. 5 и далее), о которых мы читали и раньше (2Цар 6:1 и след.). Поэтому здесь мы лишь отметим, что (1) стоит совершить дальний путь, если речь идет о служении у Божьего ковчега. Народ пришел из всех уголков страны: от Шихора Египетского, самой южной части, до входа в Емаф, находившийся на севере страны (ст. 5), чтобы почтить своим присутствием это торжество.

(2) У нас есть все основания радоваться возрождению таинств, которыми пренебрегали, и возвращению знаков Божьего присутствия. Когда свет религии воссияет из тьмы и люди будут открыто ее исповедовать и возродят ее добрую репутацию, а правители и сильные мира сего будут относиться к ней благосклонно, то это станет добрым предзнаменованием для народа, которое стоит встречать бурными проявлениями радости.

(3) Когда таинства возрождаются после долгого забвения, то даже мудрые и благочестивые люди не застрахованы от ошибок. Кто бы подумал, что Давид сможет допустить такую оплошность, как перевозка ковчега на колеснице? (ст. 7). Так его перевозили филистимляне, и колесницей особым образом управляло провидение (1Цар 6:12), поэтому Давид решил, что и теперь можно поступить так же. Но мы должны следовать правилам, а не примеру отклонявшихся от таковых, даже если речь идет о случаях отклонений по воле Провидения.

Стихи 9-14. Описание поражения Озы, послужившего поводом к прекращению веселья, мы читали раньше (2Цар 6:6 и далее).

1. Пусть грех Озы будет нам всем предупреждением, чтобы не поступали самонадеянно, поспешно и неблагоговейно по отношению к святыням (ст. 9) и не думали, что благие намерения служат оправданием плохим поступкам. В своем общении с Богом мы должны внимательно следить за собственным сердцем, чтобы чрезмерная близость не породила презрение, и не допускать мысли, что Господь чем-то нам обязан.

2. Пусть наказание Озы убедит нас в том, что Бог, с Которым мы имеем дело, ревнивый Бог. Смерть Озы, равно как и гибель Надава и Авиуда, провозглашает во весь голос, что Господь освящается в приближающихся к Нему (Лев 10:3), и чем ближе они подходят к Богу, тем большее недовольство вызывает у Него их самонадеянность. Да не осмелимся шутить с Господом в своем приближении к Нему; тем не менее, да приступаем с дерзновением к престолу благодати через Христа, ибо мы живем в эпоху свободы и благодати, а не рабства и ужаса.

3. Пусть удрученное состояние израильтян после радости будет служить нам вечным напоминанием, что радоваться нужно с трепетом и служить Господу со страхом, даже когда мы служим Ему с весельем.

4. Пусть недовольство Давида по этому поводу будет нам предупреждением, чтобы следили за своим духом, когда Бог обличает нас, и не ссорились с Ним, вместо того чтобы покориться. Если Господь сердится на нас, дерзнем ли мы сердиться на Него?

5. Пусть остановка торжественного действия послужит нам предостережением, чтобы не отклонялись от исполнения долга, столкнувшись с обстоятельствами, которые Господь послал нам лишь для того, чтобы увести нас от грехов. Давиду следовало бы продолжить начатое дело, невзирая на поражение Озы; и это облегчило бы горечь утраты.

6. Пусть благословение, которое пришло в дом Аведдара вместе с ковчегом, научит нас охотно открывать свой дом для Божьих установлений с верой, что такой гость, как ковчег, не принесет в дом беды. Ковчег не должен терять своей ценности в наших глазах из-за того, что для кого-то он стал камнем преткновения и камнем соблазна. Даже если Евангелие становится для кого-то запахом смертоносным на смерть, как ковчег для Озы, мы все равно должны принимать его с любовью, и тогда оно станет для нас запахом живительным на жизнь.