2 глава

Теперь мы приблизились к тому, ради чего повторение генеалогий было задумано, а именно к родословию сынов Израилевых, избранного народа, которому предстояло «жить отдельно и между народами не числиться». В этой главе мы находим:

(I) имена двенадцати сыновей Израиля (ст. 1,2). (II) Описание колена Иудина, которое было главенствующим, и не столько ради Давида, сколько ради Сына Давидова, нашего Господа, Который воссиял из колена Иудина (Евр 7:14).

1. Первые потомки Иуды до Иессея (ст. 3-12).

2. Дети Иессея (ст. 13-17).

3. Потомство Есрома, включающее не только сынов Арама, который был предком Давида, но и сынов Халева (ст. 18-20), Сегува (ст. 21-24), Иерахмеила (25-33, и далее до ст.41);

и еще потомки Халева (ст. 42-49), с описанием рода Халева и его сына Хура (ст. 5055). Наилучшее объяснение материалу этой и следующих глав было представлено в самом ясном свете в генеалогических таблицах, которые вышли примерно 100 лет назад в качестве приложения к первым печатным копиям последнего перевода Библии на английский и на какое-то время сохранились; в более поздних изданиях они не появлялись, а жаль, потому что принесли бы немалую пользу тем, кто прилежно исследует Писание. Говорят, что эти таблицы составил великолепный знаток в деле изучения Писания г-н Хью Брутон. Иногда мы находим их в старых изданиях Библии.

Стихи 1-17. В этих стихах говорится:

I. О семье Иакова. Здесь названы по именам его двенадцать сыновей, и это знаменательное число часто встречается на страницах Библии почти на всем ее протяжении от первой до последней книги. Мы постоянно сталкиваемся с упоминаниями о двенадцати коленах, которые произошли от этих двенадцати патриархов. Некоторые из них отличались отнюдь не превосходным нравом (первые четыре сильно запятнали себя), тем не менее их потомки стали наследниками завета; ибо именно по благодати по благодати, дающейся даром, было сказано: Иакова Я возлюбил не от дел, чтобы никто не хвалился.

II. О семье Иуды. Это колено стало самым прославленным, более всего умножилось и удостоилось самой высокой чести по сравнению с остальными, и поэтому его генеалогия идет первой и представлена подробнее всех других. В приведенном здесь описании этого выдающегося древа, вершиной которого суждено стать Христу, мы находим:

(1) имена людей очень порочных. Например, старший сын Иуды Ир был не благоугоден в очах Господа и поражен в начале своих дней ударом Божьего возмездия. Господь умертвил его (ст. 3). Его младший брат Онан оказался не лучше и тоже поплатился жизнью. Упомянута и Фамарь, с которой ее свекор Иуда вступил в кровосмесительную связь (ст. 4). А также Ахан, названный здесь «Ахар» нарушитель порядка, который навлек беду на Израиля, взяв из заклятого (ст. 7). Следует заметить: в самых лучших и достойных семьях могут найтись порочащие их.

(2) Имена людей очень мудрых и благочестивых таких, как Ефан, Еман, Халкол и Дара, которые родились не от Зары непосредственно, но были его потомками и упомянуты здесь, потому что прославили род своего отца; ибо когда Святому Духу было угодно превознести мудрость Соломона, то Он заявил, что царь мудрее этих четырех человек, которые, хотя и были сыновьями Малхола, названы Езрахитянами в честь Зары (3Цар 4:31). Чтобы четыре брата славились своей мудростью и благочестием это явление весьма редкое.

(3) Имена людей очень знатных таких, как Наассон, который был князем колена Иудина, и, когда в пустыне формировался стан Израилев, он шел в авангарде, возглавляя славное шествие. Упомянут и Салмон, или Салман, занимавший этот почетный пост, когда израильтяне вошли в Ханаан (ст. 10,11).

III. О семье Иессея, подробное описание которой хранится ради Давида и Сына Давидова, сказано: и произойдет отрасль от корня Иессеева (Ис 11:1). Отсюда очевидно, что Давид был седьмым сыном, а три его известных военачальника Авесса, Иоав и Азаил приходились сыновьями одной из его сестер, а Амессу родила другая сестра. Три из четырех убиты и сошли в могилу, хотя и были, как сильные, ужасом на земле живых.

Стихи 18-55. Люди, упомянутые в предыдущем отрывке, в большинстве своем те, о которых мы много читали, в том числе и в других местах Писания; и лишь немногие из перечисленных в этом упоминаются где-то еще. Повидимому, генеалогия колена Иудина была составлена точнее и подробнее родословия любого другого колена, и в этом следует видеть заслугу провидения, позаботившегося о четком выделении генеалогии Христа.

1. Здесь мы находим имя Веселиила, который был главным мастером при возведении скинии (Исх 31:2).

2. Отцом всего потомства, о котором идет речь, стал Есром, приходившийся сыном Фаресу (ст. 5), и его сыновья Халев (Хелувай) и Иерахмеил имели много детей (как и он сам), причем даже в преклонном возрасте, ибо, когда Есром умер, у него осталась беременная жена (ст. 24). И он был одним из семидесяти, ушедших с Иаковом в Египет (Быт 46:12). Именно в той стране так увеличилась его семья, как и другие семьи угнетаемых. Логично предположить, что он умер во время рабства израильтян в Египте; тем не менее здесь говорится, что Есром умер в Халеф-Ефрафе (то есть в Вифлееме) на земле Ханаана (ст. 24). Наверно, несмотря на то что основная часть народа продолжала жить в Египте, некоторые, будучи более активными по сравнению с остальными, приходили иногда в Ханаан (по крайней мере, до тех пор, пока рабские узы не стали крайне суровыми) и обустраивались там, хотя потом это было утрачено. О достижениях Иаира (ст. 22,23) говорится также в Числ 32:41; и, предположительно, это произошло много лет спустя после завоевания Ханаана. Иудейское предание гласит, что Есром женился в третий раз, когда ему было шестьдесят лет (ст. 21), а потом женился еще раз, потому что у него было сильное желание умножить род Фареса, из которого выйдет Мессия.

3. Здесь говорится о человеке, который умер бездетным (ст. 30), а затем упоминается еще один бездетный (ст. 32) и один, у которого не было сыновей, а только дочери (ст. 34). Поэтому пусть люди, переживающие по поводу бездетности или рождения детей одного пола, не считают, что их ситуация нова или единственна в своем роде. Провидение распоряжается семейными делами, имея на то неоспоримое право: если Господу угодно, Он дает детей, если нет не дает, или же рождаются дети только одного пола. Бог не обязан угождать нам, а вот мы обязаны соглашаться с Его благоволением. Для любящих Господа Он Сам будет лучше десяти сыновей и даст им в доме Своем и в стенах Своих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям. Поэтому пусть люди, которым суждено быть бездетными, не завидуют большим и устроенным семьям. Будет ли наш глаз завистлив, оттого что Бог добр?

4. Здесь упоминается человек, у которого была одна дочь, и он выдал ее за своего раба египтянина (ст. 34,35). Если об этом говорится с похвалой, то следует предположить, что египтянин обратился в религию израильтян и славился своей мудростью и достоинствами, в противном случае чистокровному израильтянину не пристало выдавать за него свою дочь, в особенности если дочь единственная. Ведь когда египтяне становятся прозелитами, а рабы поступают достойно, то ни происхождение, ни положение раба не должно стать препятствием к его повышению. Именно таким должен быть египтянин, чтобы вышедшая за него женщина жила с ним так же счастливо, как если бы вышла замуж за кого-либо из начальников своего колена.

5. Некоторые родословия заканчиваются не именем человека, а названием местности, например говорится об отце Кириаф-Иарима (ст. 50), отце Вифлеема (ст. 51), который впоследствии стал Давидовым городом, потому что эти места выпали им по жребию при разделе земли.

6. Здесь также упоминаются семьи книжников (в русск. пер. племена Соферийцев, ст.55), которые заботились об образовании своих семей, в особенности об изучении Писания, и преподавали народу доброе разумение в служении Господу. Мы рады тому, что нашли среди этих великих родов семьи книжников. О, если бы все в народе Господнем были пророками и все семьи в Израиле были семьями книжников, хорошо наученными Царствию Небесному и способными выносить из сокровищницы своей новое и старое!